Блог им. maljok87

Энергетический кризис

#энергетика #энергетическийсектор #кризис

Друзья, наше с вами поколение стало свидетелями развернувшегося энергетического кризиса, сопоставимый с шоком цен на нефть в 1970-х годах. Несмотря на повсеместно поступающие индикаторы о замедлении мировой экономики и приближения рецессии, которая должна замедлить спрос и «сбросить» цены, стоимость энергоносителей продолжает расти. Сегодня спотовые цены на природный газ в Европе достигли $1850 за тысячу кубов, а в Азии — почти $1400. Для понимания — это в 26 раз больше, чем в разгар пандемии в 2020 году и в 12 раз — чем в «нормальном» 2019 году.

При этом энергетический кризис является только частью огромной пирамиды проблем, которые вытекают из высокой стоимости газа. Вслед за этим растут цены на электроэнергию и останавливаются энергоемкие производства — такие, как металлургические и алюминиевые производства. Поскольку 75% стоимости карбамида зависит от цены на газ, рост его стоимости до совершенно безумных значений сделал убыточным выпуск азотных удобрений в Европе и в зависимых от импорта газа странах (Пакистан, Индия и т.д.).

Это привело к сокращению производства азотных удобрений и даже полной остановке некоторых фабрик. Последовавшие за этим санкции США и их союзников и решения России и Китая (!!!) ограничить экспорт удобрений — и вовсе привел мировой рынок питательных вещества на грань хаоса. В зависимости от вида и региона, сегодня их стоимость от 2,5 до 4 раз выше по сравнению со средневзвешенными ценами 2019 года.

В свою очередь это создает проблемы для фермеров во всех странах мира, поскольку у многих из них не хватает денег на покупку удобрений. В то же время удобрения являются важнейшим звеном в пищевой цепи, поскольку позволяют выращивать продукты питания в достаточно больших масштабах, чтобы прокормить почти 8-млрд население планеты и сельскохозяйственных животных. Фактически половина всей потребляемой сегодня пищи выращена только благодаря удобрениям. Без них урожайность может упасть на 30-50% (в зависимости от культуры), а мир впадет в глобальный голодный хаос. Ситуация может стать еще серьезнее, если поставки газа в Европу сократятся еще сильнее.

В последний раз, когда мир переживал шок от цен на продовольствие подобный сегодняшнему, это спровоцировало так называемую «Арабскую весну» — серию антиправительственных протестов, восстаний и вооруженных мятежей, охватившую большую часть арабского мира в начале 2010-х годов. Тогда это привело к свержению четырех президентов и гражданским войнам в Ливии и Сирии.

Однако стоит отметить, что текущий энергетический кризис — это не только про сокращение поставок газа из России. Здесь множество причин, среди которых активный переход Европы на возобновляемые источники энергии и отказ заключать долгосрочные контракты с поставщиками газа, включая СПГ. Даже находясь на грани кризиса, полтора месяца назад Германия отвергла предложенный Катаром 20-летний контракт по поставку СПГ. Провозгласив своей главной целью развитие солнечной и ветровой энергетики, немцы ходят подписать краткосрочный договор на 3-5 лет, да еще и с правом реэкспорта газа в другие страны Евросоюза. В свою очередь это не устраивает Катар — крупнейшего поставщика СПГ в мире.

Во-первых, чтобы начать поставлять в Европу дополнительные объемы СПГ, производители должны увеличить добычу, что предполагает десятки миллиардов долларов вложений. Однако какой смысл идти на эти расходы, если предложенный покупателем срок действия договора не позволит окупить эти инвестиции? Более того, провозглашенный Европой и США переход на солнечную и ветровую энергетику демотивирует производителей увеличивать инвестиции в разработку новых месторождений. Во-вторых, предоставление права реэкспорта газа в другие страны ЕС также не устраивает Катар — зачем давать немцам возможность зарабатывать на перепродаже своего газа, если это можно сделать самому?

На самом деле Европа избалована мега-лояльным отношением России, которая десятилетиями поставляла газ по бросовым ценам с правом реэкспорта. Фактически Россия субсидировала дешевым газом половину европейской промышленности, и в добавок к этому давала Германии возможность зарабатывать десятки миллиардов евро на перепродаже российского газа в соседние страны. Несмотря на это Европа постоянно выкручивала «Газпрому» руки, инициируя газовые споры и через суд протаскивая выгодные им решения о снижении стоимости потребленного газа задним числом. Вообще-то в цивилизованном мире закон обратной силы не имеет, но только не в отношении интересов запада в его собственных судах.

В общей сложности за последние лет 10 с «Газпрома» взыскали более $10 млрд различных штрафов и гипотетической разницы в стоимости газа между контрактной ценой и той, которую суд счел «правильной». Безусловно, подобное свинское отношение не может не вызывать раздражение и гнев как в Кремле, так и среди акционеров компании. Последовавшая за этим блокировка газопровода «Северный поток 2», строительство которого сама же Германия и инициировала — поставила точку в добрососедских газовых отношениях.

Исходя из текущей динамики поставок российского газа в Европу совершенно очевидно, что предстоящая зима в Европе теперь будет очень сложной. За первые пять месяцев текущего года экспорт «Газпрома» в страны дальнего зарубежья снизился почти на 28% в годовом исчислении, а после остановки 11 июля газопровода «Северный поток» — среднесуточный объем поставки газа в Европу упал примерно до 20% от среднего суточного объема поставки в прошлом году (до 82 млн кубов в сутки против из 425 млн кубов в 2021 году, в том числе: 42 млн — через украинскую ГТС и 40 — через Турецкий поток в страны юго-восточной Европы).

По плану остановка «Северного потока» продлится 10 дней для техобслуживания, однако позавчера МИД России заявил, что дальнейшая работа газопровода будет зависеть от поведения западных партнеров. На этом фоне регулятор Германии ожидает трехкратного роста цен на газ в 2023 году и призывает граждан активно сократить расход топлива. При этом снижение объемов сопровождается резким увеличением экспортной выручки РФ за счет растущих цен. С коммерческой точки зрения, такая ситуация может быть даже выгодна «Газпрому» и российскому бюджету, поскольку операционные затраты на добычу газа снижаются, а доходы от его продажи — растут.

Как мне кажется, пока не будет улучшений на геополитическом поле, отмены наиболее чувствительных санкций в сфере поставки технологий и страховании морских судов, а также разблокировки валютных резервов России, которые хранились в евро (согласно данным ЦБ, это более 200 млрд в долларовом эквиваленте из 300 заблокированных), — поставки газа в Европу увеличиваться не будут. Ну а если война перейдет в еще более горячую фазу, то Кремль и вовсе перекроет газовый вентиль.

Соответственно — есть все основания ожидать дальнейшего роста цен на энергоносители. Как было подчеркнуто в ряде недавних публикаций Международного энергетического агентства и других источников, когда похолодает и наступит зима, масштаб и последствия энергетического кризиса превысят шок 1970-х годов. При этом в те годы кризис охватил только нефть, тогда как текущая ситуация охватывает природный газ, уголь и даже ядерно-топливный цикл. Сегодняшний кризис не только подстегивает инфляцию, но также влияет на рынок удобрений, продовольствия и сдерживает глобальный экономический рост.

Одним из очевидных бенефициаров данной ситуации является НОВАТЭК. Рост цен на газ в Европе приводит к росту его стоимости во всех остальных зависимых от импорта газа странах, поскольку европейский газовый кризис буквально «высасывает» весь СПГ из остального мира. С начала года поставки СПГ в Европу выросли на 49%, в то время как импорт Пакистана за тот же период сократился на 15%, Индии — на 16%, а Китая — более чем на пятую часть. Однако впереди зима и азиатские страны скоро активизируют усилия по закупке СПГ.

Недавно НОВАТЭК раскрыл операционные результаты, согласно которым объем реализации газа на международных рынках во втором квартале вырос на 18,3% по сравнению с первым кварталом 2022 года, при этом еще 0,8 млрд куб. м газа и более 1 млн тонн стабильного газового конденсата находилось в пути к покупателям и/или в «остатках готовой продукции». С учетом корректировки на эти остатки, фактическая реализация газа на международных рынках выросла на 61% к первому кварталу этого года и на 25% в годовом исчислении, т.е. по сравнению со вторым кварталом прошлого года.

Что еще примечательно: месяц назад на Питерском экономическом форуме, председатель правления и основной акционер компании Леонид Михельсон заявил, что европейские покупатели покупают сейчас газ по $25-30 за миллион британских термических единиц, а это эквивалентно $900–$1070 за тысячу кубических метров. Учитывая, что у «НОВАТЭКа» себестоимость добычи, сжижения и доставки газа в Европу составляет около $4 за миллион британских термических единиц ($0,6/Mmbtu + $1,84/Mmbtu + $1,5/Mmbtu соответственно), что в 6-7 раз меньше цены продажи, компания сейчас купается в деньгах.

При этом «НОВАТЭК» и его СПГ не попал под санкции США и ЕС. Компания хранит молчание насчет географии своих продаж, но судя по операционным результатам — у нее нет проблем со сбытом своей продукции. Кроме этого Михельсон подтвердил планы строительства нового комплекса «Арктик СПГ 2» с незначительным сдвигом сроков, а также сообщил о наличии нужного финансирования и возможности выплачивать дивиденды. Все это говорит об устойчивом положении компании.

Еще одним бенефициаром текущего энергетического кризиса является МЕЧЕЛ. Рост цен на газ автоматически приводит к повышению стоимости энергетического угля, как альтернативного источника энергии. Крупнейшим рынок сбыта угля находится в Азии, куда МЕЧЕЛ традиционно экспортировал основной объем своей угольной продукции. Дошло до того, что самые яркие борцы за экологию — Германия, Италия, Австрия и Нидерланды — в конце июня объявили о перезапуске старых угольных электростанций. Их ввод повысит спрос на уголь в мире, а значит его цены (которые и так уже выросли в 2,5 раза с начала года) и дальше продолжат рост, в отличие от цен на металлургический уголь.

При этом говоря про МЕЧЕЛ я подразумеваю обыкновенные акции. Компания отказалась платить дивиденды, в связи с чем они неинтересны. В то же время обыкновенные акции получат максимальную переоценку за счет снижения долга компании и роста ее доходов. По итогам первого полугодия компания получит рекордную прибыль как от операционной деятельности, так и за счет положительной переоценки валютного долга на фоне укрепления рубля. По моим оценкам, за первые 6 месяцев МЕЧЕЛ получит прибыль, примерно сопоставимую с прибылью за весь 2021 год, а по итогам 2022 года – превзойти ее как минимум вдвое.

МЕЧЕЛ исторически известен своими огромными долгами, поэтому торгуется с огромным дисконтом к рынку. Компания даже была на грани банкротства, для избежания которого ей пришлось продать крупное Эльгинское месторождение и частично погасить долг перед Газпромбанком и ВТБ. Но несмотря на это чистый долг все рано остается на очень высоком уровне и составляет 266 млрд рублей при текущей капитализации в 65 млрд руб. Однако текущая конъюнктура рынка и отказ компании платить дивиденды с целью снижения долга, позволит ей раскрыть свою стоимость.

При этом стоимость акций как НОВАТЭКа, так и МЕЧЕЛа прилично скорректировались на прошедшей неделе на фоне внепланового заседания Госдумы, которое в итоге прошло довольно мирно и отметилось ротацией кадров в правительственном блоке. Если в понедельник индекс Мосбиржи начет рост — можно искать точки входа в акции этих компаний.
2 комментария
избалована мега-лояльным отношением России, которая десятилетиями поставляла газ по бросовым ценам с правом реэкспорта

по бросовым ценам РФ поставляла в Беларусь, а в ЕС по рыночным ценам 
avatar
Хороший текст, шовинисты пусть завидуют. Цифр не хватает. По новатэку и особенно мечелу согласен полностью. Главный вывод — газ и уголь будут дорогими еще достаточно долго.
avatar

теги блога Шпицер Александра

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн