История начинается 29 сентября 2021года, когда министр торговли США Джина Раймондо в
интервью Национальному общественному радио (NPR) заявил: «правительство КНР запрещает китайским авиакомпаниям покупать самолеты корпорации Boeing на „десятки миллиардов долларов“, за что должно быть привлечено к ответственности».
Если уйти ещё немножко назад, то первый самолёт C919 (семейство
узкофюзеляжных среднемагистральных
пассажирских самолётов, рассчитанных на 156—190 посадочных мест ), разработка которого велась по инициативе китайского правительства, был представлен в Шанхае 2 ноября 2015 года. На этой презентации компании COMAC присутствовали около 4 тыс. официальных лиц правительства Китая и других гостей. По словам представителя компании, уже получен предзаказ от 21 покупателя в общей сложности на 517 таких самолётов. Как отмечается, лайнер может стать серьёзным конкурентом на рынке крупных пассажирских самолётов, таких как Airbus и Boeing.
И далее (о, неудивительно!) у самолёта начались трудности. А трудности были вызваны тем, что необходимые для производства компоненты столкнулись с затягиванием выдачи экспортных лицензий со стороны США в части содержащих американские разработки (а это больше половины самолёта) частей.
В итоге программа С919 отстала от графика сроком аж на 5 лет. Китайцы ребята спокойные, поэтому предприняли всё для импортозамещения американских технологий. Благо весь остальной мир торгует с Китаем вполне себе рыночно и без политического снобизма.
И вишенкой на торте собственно и стало сентябрьское заявление, что китайцы, дескать редиски, и их нужно наказать ибо ничтоже сумняшеся китайцы отрезали США от своего рынка.
Безусловно, с этим надо что-то делать. Ибо какой дурак будет покупать боинги по 100млн.долларов, если будет китайский по 50 млн.?
А дальше мы видим, что США начали грозить Пекину санкциями (подразумевая конечно международные) за попустительство агрессии России на Украине.
Чисто американские тут не катят, надо же и другим странам не дать под благовидным соусом продавать необходимые для С919 компоненты. Ибо цена вопроса-существование Боинга, который не слабо кормит Вашингтонских лоббистов.
А тут ещё российско-китайский проект перспективного совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального
самолёта на 250—300 пассажиров. на подходе нарисовался. Что совсем не здорово.
Одним словом, ничего личного. Только бизнес. Крупный бизнес, где на кону-десятки и сотни миллиардов долларов, за которые никакой Украины не жалко.
Но в Китае тоже бизнесмены, которые не особо стесняются воровать те технологии, которые им нужны и которые им не хотят продавать.
Всем здоровья и удачи в инвестициях!