Fitch Affirms Russia at 'BBB'; Outlook Stable
Fri 03 Dec, 2021 — 17:02 ET
Fitch Ratings — London — 03 Dec 2021: Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте (РДЭ) России на уровне «BBB» со стабильным прогнозом.
Полный список рейтинговых действий приведен в конце этого комментария к рейтинговой акции.
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РЕЙТИНГА
Российский рейтинг «BBB» поддерживаются ее очень сильным внешним балансом, самым низким уровнем государственного долга в группе равных и разумной макроэкономической политикой, подкрепленной надежной денежно-кредитной политикой, гибкостью обменного курса и разумной антициклической фискальной политикой. На фоне этих факторов противостоят геополитический риск, слабое управление по сравнению с аналогами, низкий потенциальный рост ВВП и высокая зависимость от сырьевых товаров.
«Стабильный прогноз» отражает эффективность политики в сохранении прочности суверенного баланса во время прошлогодних потрясений, а также восстановление экономической активности и цен на нефть, что еще больше поддерживает внешние и государственные финансы России. Продолжающийся санкционный риск и ограниченные перспективы структурных реформ в областях, необходимых для повышения темпов роста тенденций России, продолжают сдерживать рейтинг.
Сообщения о наращивании российских войск вдоль украинской границы подчеркивают геополитический и санкционный риск. Хотя такой шаг может быть направлен на увеличение влияния международной политики, стратегический расчет для фактического вторжения остается неясным, и наш базовый сценарий остается таким, чтобы это не переросло в прямую войну с Украиной.
Передислокация войск еще больше обострила отношения с США и ЕС. Июньский саммит между президентами Байденом и Путиным и сотрудничество в области кибербезопасности и ядерного контроля оказали некоторое стабилизирующее влияние на отношения США после апрельских санкций США. Эти санкции, которые запрещали США покупать рублевый первичный долг, оказали приглушенное влияние, отчасти из-за уже ограниченного иностранного участия на первичном рынке и способности российских банков поглощать государственный долг.
Fitch считает, что риск дополнительных санкций высок. Однако широкомасштабные санкции в отношении энергетического сектора или которые мешают российским банкам совершать операции в долларах США, не являются наиболее вероятным результатом, и мы не ожидаем, что обслуживание существующего суверенного долга будет предотвращено.
Восстановление цен на нефть укрепило внешние позиции России. Мы прогнозируем, что профицит счета текущих операций увеличится на 5,4 п.п. в 2021 году до 15-летнего максимума в 7,8% ВВП, а валютные резервы вырастут на 50 млрд долларов США до 646 млрд долларов США (также благодаря выделению МВФ СДР в размере 17,5 млрд долларов США), что эквивалентно 17,4 месяцам текущих внешних платежей. Чистая позиция России по внешним кредиторам улучшилась примерно на 11 п.п. с конца 2019 года до 48% ВВП и сопоставима со средним показателем «BBB» -0,2% ВВП.
Fitch прогнозирует, что профицит счета текущих операций сократится до 6,0% ВВП в 2022 году и до 3,1% в 2023 году, что частично отражает более низкую цену на нефть, а коэффициент внешней ликвидности России, уже самый высокий в группе сверстников, увеличится до 551% с 447% в конце 2020 года. Однако гибкость внешнего финансирования России ограничена в долларах США в результате существующих санкций, хотя правительство сохраняет доступ к рынку евро.
Бюджетные показатели превзошли ожидания, и мы прогнозируем профицит государственного управления в размере 1% ВВП в 2021 году (с дефицита в 4% в прошлом году), что отражает восстановление экономики, высокие цены на сырьевые товары, частичное свертывание мер поддержки пандемии и улучшение баланса местных органов власти. Высокие показатели ненефтяных доходов в этом году создали почти 2,5 п.п. пространства по сравнению с целевым показателем правительства по структурному федеральному первичному дефициту в 1,3% ВВП, большая часть которого, как мы ожидаем, будет использована (включая дополнительные меры к концу года, такие как капитальные трансферты государственным предприятиям).
Восстановление в 2022 году целевого показателя структурного первичного дефицита в размере 0,5% в соответствии с бюджетным правилом обеспечивает еще один якорь для государственных финансов. На уровне государственного управления Fitch прогнозирует, что профицит увеличится до 1,9% ВВП в 2022 году, а затем сократится до 0,6% в 2023 году на фоне сокращения нефтяных доходов и профицита местных органов власти. В более общем плане применение бюджетного правила для экономии избыточных доходов от продажи нефти в условиях высоких цен на нефть способствовало проведению антициклической политики и снижению волатильности обменного курса по отношению к ценам на нефть.
Валовой государственный долг, по прогнозам, будет неизменным в 2021 году на уровне чуть более 20% ВВП и упадет до 18,5% в конце 2023 года, что значительно ниже прогнозируемого среднего показателя группы сверстников в 54%. Активы Фонда национального благосостояния (ФНБ) выросли на 0,4 п.п. за 10М21 до 12,1% ВВП, из которых ликвидные активы составляют 7% ВВП. Любые дополнительные расходы на инфраструктуру ФНБ сверх установленных на 2022-2024 годы 1,6 трлн руб. (в среднем 0,4% ВВП) могут быть произведены только в том случае, если ликвидные активы ФНБ превысят 10% ВВП (предыдущий порог составлял 7%), что поможет укрепить бюджетные буферы в среднесрочной перспективе.
Fitch прогнозирует, что рост ВВП восстановится до 4,4% в 2021 году, что обусловлено восстановлением внутреннего спроса, а затем замедлится до 2,6% в 2022 году из-за базовых эффектов и умеренно более жесткой политики, с повышением от отмены квот на добычу нефти ОПЕК+. Пик зарегистрированных случаев Covid-19 в нынешней волне является самым высоким, но экономические ограничения оказывают лишь умеренное сопротивление росту. Развертывание вакцинации сдерживается высоким общественным скептицизмом, при этом 39% населения полностью вакцинированы в конце ноября, что представляет собой риск снижения экономической активности. Мы сохранили наш прогноз по дальнейшему замедлению роста ВВП до 2,0% в 2023 году по мере спада добычи нефти и поглощения экономического спада, но все еще выше трендового показателя России в 1,6%.
Как и ожидалось, правящая «Единая Россия» обеспечила себе конституционное большинство на сентябрьских выборах в Думу, при этом динамика реформ в значительной степени не зависит от результата. Несмотря на то, что был достигнут некоторый прогресс в отношении экономической программы правительства, мы по-прежнему видим мало перспектив для существенного улучшения институциональных ограничений для инвестиций частного сектора, которые влияют на тенденции роста, таких как судебная система и права собственности.
Инфляция выросла до 8,1% в октябре с 5,5% в апреле из-за сочетания драйверов спроса и предложения с заметным ростом инфляционных ожиданий. Fitch прогнозирует дальнейшее повышение процентной ставки на 75 б.п. в декабре до 8,25%, что приведет к кумулятивному росту с февраля до 400 б.п. Мы прогнозируем, что инфляция упадет до 4,4% в конце 2022 года, поскольку временное давление со стороны предложения исчезает, возвращаясь к целевому уровню в 4% в 2023 году с в целом нейтральной процентной ставкой 5,5%. Весьма ортодоксальная реакция Центрального банка России на пандемию и темпы ужесточения в этом году еще больше укрепили доверие к денежно-кредитной политике.
Кредитные показатели российских банков улучшились со времени нашего последнего обзора, благодаря стабилизации операционной среды и более быстрому росту кредитования, ожидаемому на уровне 13% в 2021 году. Коэффициент обесцененные кредиты сектора упал до 7,8% на конец 3К21 с 9% на конец 2020 года, ликвидность здорова, а коэффициент достаточности капитала 1-го уровня на уровне 9,8%. 14% от общего объема кредитов были реструктурированы с начала пандемии, но мы ожидаем, что высокая рентабельность позволит поглотить умеренное давление на качество активов без ухудшения состояния капитала. Системные риски неуклонно снижались с течением времени из-за продолжающегося совершенствования регулирования, очистки качества активов, консолидации сектора и сокращения внешнего долга, но большая доля государственных банков в секторе (66% активов) создает условный риск обязательств для суверена.
ESG — Управление: Россия имеет показатель релевантности ESG (RS) 5 как для политической стабильности и прав, так и для верховенства закона, институционального и нормативного качества и контроля коррупции, как и в случае со всеми суверенными государствами. Эти оценки отражают высокий вес, который показатели управления Всемирного банка (WBGI) имеют в нашей собственной модели суверенного рейтинга. Россия имеет низкий рейтинг WBGI на 29-м процентиле, что отражает относительно слабые права на участие в политическом процессе, слабый институциональный потенциал, неравномерное применение верховенства закона и высокий уровень коррупции.
РЕЙТИНГ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Факторы, которые могут, индивидуально или коллективно, привести к негативному действию/понижению рейтинга:
Структурные особенности: Введение дополнительных санкций, которые подрывают макроэкономическую и финансовую стабильность или препятствуют платежам по обслуживанию долга.
Макроэкономическая политика и результаты: изменения в рамках политики, которые подрывают доверие к политике или усиливают влияние волатильности цен на нефть на экономику.
Государственные финансы: Устойчивая эрозия суверенного баланса, в том числе в результате материализации условных обязательств крупного государственного сектора.
Факторы, которые могут, индивидуально или коллективно, привести к положительному рейтинговой акции/повышению:
Макроэкономическая политика и результаты: Устойчивый более высокий рост реального ВВП, например, в результате реализации стратегии реформ, направленных на устранение структурных ограничений роста при сохранении улучшенной макроэкономической стабильности.
Структурные особенности: Снижение геополитического риска или улучшение стандартов управления (например, верховенство закона, голос и подотчетность и контроль коррупции), что может привести к удалению выемки -1 QO.
Государственные и внешние финансы: Значительное дополнительное укрепление бюджетных и внешних буферов сбережений по сравнению с текущими прогнозами Fitch, например, за счет устойчиво высоких цен на нефть и непредвиденных доходов.
МОДЕЛЬ СУВЕРЕННОГО РЕЙТИНГА (SRM) И КАЧЕСТВЕННОЕ НАЛОЖЕНИЕ (QO)
Собственный SRM Fitch присваивает России оценку, эквивалентную рейтингу «BBB+» по шкале РДЭ в долгосрочной иностранной валюте (LT FC).
Суверенный рейтинговый комитет Fitch скорректировал результаты SRM, чтобы прийти к окончательному РДЭ LT FC, применив свой QO по отношению к данным и выходным данным SRM следующим образом:
— Структурный: -1 ступень, чтобы отразить геополитическую напряженность, влияние существующих санкций и потенциал для новых санкций, которые могут ограничить гибкость суверенного финансирования и доступ частного сектора к международному финансированию, а также негативно повлиять на макроэкономическую стабильность и деловую среду. Это также отражает институциональные слабости, которые влияют на трендовый рост.
SRM Fitch — это запатентованная агентством модель множественного регрессионного рейтинга, которая использует 18 переменных, основанных на трехлетних центрированных средних значениях, включая прогнозы на один год, для получения балла, эквивалентного РДЭ LT FC. QO Fitch — это перспективная качественная структура, предназначенная для корректировки выходных данных SRM для присвоения окончательного рейтинга, отражающих факторы в рамках наших критериев, которые не полностью поддаются количественной оценке и / или не полностью отражены в SRM.
СЦЕНАРИЙ ОЦЕНКИ НАИЛУЧШЕГО/НАИХУДШЕГО СЛУЧАЯ
Кредитные рейтинги эмитентов по международной шкале суверенных, государственных финансов и инфраструктуры имеют наилучший сценарий повышения рейтинга (определяемый как 99-й процентиль переходов рейтингов, измеряемый в положительном направлении) на три ступени в течение трехлетнего рейтингового горизонта; и наихудший сценарий понижения рейтинга (определяемый как 99-й процентиль переходов рейтинга, измеряемый в отрицательном направлении) на три ступени в течение трех лет. Полный диапазон кредитных рейтингов наилучшего и наихудшего сценариев для всех рейтинговых категорий варьируется от «AAA» до «D». Кредитные рейтинги с наилучшим и наихудшим сценарием основаны на исторических показателях. Для получения дополнительной информации о методологии, используемой для определения кредитных рейтингов наиболее и наихудшего сценария для конкретных секторов, посетите https://www.fitchratings.com/site/re/10111579.
ССЫЛКИ НА СУЩЕСТВЕННО МАТЕРИАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК, ЦИТИРУЕМЫЙ В КАЧЕСТВЕ КЛЮЧЕВОГО ФАКТОРА РЕЙТИНГА
Основные источники информации, используемые в анализе, описаны в Применимых критериях.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ESG
Россия имеет показатель релевантности ESG «5» для политической стабильности и прав, поскольку показатели управления Всемирного банка имеют наибольший вес в SRM Fitch и поэтому очень актуальны для рейтинга и ключевого фактора рейтинга с высоким весом. Поскольку Россия имеет процент ниже 50 по соответствующему показателю управления, это негативно сказывается на кредитном профиле.
Россия имеет показатель релевантности ESG «5» для верховенства закона, институционального и нормативного качества и контроля коррупции, поскольку показатели Всемирного банка имеют наибольший вес в модели суверенного рейтинга Fitch и поэтому очень актуальны для рейтинга и являются ключевым фактором рейтинга с высоким весом. Поскольку Россия имеет процентиль ниже 50 по соответствующим показателям управления, это негативно сказывается на кредитном профиле.
Россия имеет показатель релевантности ESG «4» для прав человека и политических свобод, поскольку столп «Голос и подотчетность» показателей управления Всемирного банка имеет отношение к рейтингу и является драйвером рейтинга. Поскольку Россия имеет процентиль ниже 50 по соответствующему показателю управления, это негативно сказывается на кредитном профиле.
Россия имеет показатель релевантности ESG «4[+]» для прав кредиторов, поскольку готовность обслуживать и погашать долг имеет отношение к рейтингу и является драйвером рейтинга для России, как и для всех суверенных государств. Поскольку Россия имеет более чем 20-летний опыт без реструктуризации государственного долга и отражен в нашей переменной SRM, это оказывает положительное влияние на кредитный профиль.
Россия имеет показатель релевантности ESG «4» для международных отношений и торговли из-за геополитической напряженности и повышенных санкционных рисков, что оказывает негативное влияние на кредитный профиль, имеет отношение к рейтингу и рейтинговому драйверу.
За исключением вопросов, рассмотренных выше, самый высокий уровень кредитной релевантности ESG, если он присутствует, составляет 3 балла. Это означает, что выпуски ESG являются кредитно-нейтральными или оказывают лишь минимальное кредитное воздействие на организацию либо из-за их характера, либо из-за того, как они управляются организацией. Для получения дополнительной информации о показателях релевантности ESG Fitch посетите www.fitchratings.com/esg.
www.fitchratings.com/research/sovereigns/fitch-affirms-russia-at-bbb-outlook-stable-03-12-2021