Блог им. IBat

О бесполезности P/BV при анализе банков

Ребзя, вот о чем хочу рассказать.

Есть секта теханализа, хотя научные исследования не подтвердили, что теханализ работает (например, об этом писал еще Питер Бернстайн). Почему люди им все еще пользуются? Он способствует активности клиентов, поэтому брокеры способствуют дальнейшему поддержанию мифа, который приносит им комиссионные.

Есть другая крайность — секта фундаменталистов. Здесь все чуточку лучше, так как фундаментальный анализ может работать. Так почему я это называю сектой? Потому что люди в лучшем случае почитали Грема, ничего не поняли из написанного, но зазубрили какие-то отрывки терминологии и идей. Дальше эту благодатную почву монетизируют снова брокеры, УК (не буду показывать пальцем) и коммерческие телеграмм-аналисты.

Пример такой бесполезной имитации фундаментального анализа — сравнивать банки по параметру Р/BV (ну хоть IT бизнес никому в голову не приходит так оценивать и то хорошо).

Почему нет смысла смотреть Р/BV банка? Все очень просто:
1. Грем предлагал оценивать Р/BV за вычетом гудвила, чтобы понять ликвидационную стоимость бизнеса
2. В банках так не работает, потому что назначение капитала банка — обеспечение исполнения обязательств банка, следовательно мы приходим к тому, что:
— если банк ликвидируется в следствии убытков, то капитал уйдет на их покрытие, а акционерам достанется дырка от бублика, вернуть капитал не получится
— если банк приобретается в результате рыночного слияния, то при такой сделке будут смотреть на рыночную стоимость бизнеса и его перспективы

Другими словами, знание Р/BV не дает вам никакой информации о переоценке/недооценке бизнеса.

Так почему у одних банков P/BV низкий как у ВТБ, а у других высокий, например у Тинькофф? Да потому что Р/BV — это производная от ROE — рентабильности капитала. Если ROE высокий, то и капитализация будет сильно выше капитала (см. ROE TCS), а если рентабельность низкая (см. ROE ВТБ), то и низкая капитализация. И переоценка/недооценка тут не причем.

P.S. у Тинькоффа ROE высокий, потому что бизнес маленький. С ростом бизнеса на ROE начнут оказывать давление капиталоемкие и низкомаржинальные продукты, что приведет постепенно и к снижению P/BV.
16 комментариев
Мне кажется, вы по экстремистски подходите к вопросу.
avatar
Владимир Владимирович, думаете? Почему?
avatar
Владимир, вы пытаетесь P/B из разных отраслей натянуть на глобус.
Капитал банка это БАБЛО.
Капитал Газмяса это трубу, скважины, насосы.
avatar
Владимир Владимирович, большая рентабельность капитала Тинька — исключительно показатель уровня лохов среди клиентов.
avatar
Владимир Владимирович, со всем уважением, мне показалось, что вы здесь уделяете больше внимания эмоциональной, нежели рациональной стороне вопроса. Мы все же инвесторы, с позиции бизнеса Тинькофф сосредоточен на маржинальных сегментах и еще не достиг в них потолка:)
avatar
Владимир, эмоционально Тинек шпилит лохов, а я сама холодность
Шпилить лохов не подходит на долгосрок для инвестора.
avatar
Владимир Владимирович, не в коем случае не хочу никого в него засаживать, у самого он составляет 0,78% портфеля акций :)
avatar
Владимир Владимирович, ну я и показываю, что бизнес-назначение капитала в разных бизнесах разное и это важно учитывать.

И это бабло из капитала никоим образом акционеру не достанется, если чет случится:) в промышленных компаниях такой призрачный шанс будет
avatar
Владимир, акционер владеет капиталом.
avatar
Владимир Владимирович, я лишь предлагаю учитывать, что он не только им владеет, но и отвечает им по обязательствам бизнеса:)
avatar
_G_, Сбер монетизирует свою надежность и крупность банка. 
Всегда был и есть такой подход, спросите у серийных вкладчиков, они совершенно сознательно в расчете на страховку размещают деньги в стремных банках.
По кредитам и ипотеке Сбер вполне себе в рынке, так же как и всякий микрофинанс с его лошадиными проуентами, не можешь получить кредит в банке, значит клиент рискованный, вот тебе твой процент.
avatar
_G_, на самом деле даже профессиональное сообщество не понимает логику потребителя. Проводится огромное количество исследований и каждое из них дает очень посредственные результаты. Обычно любое мероприятие по привлечению клиентов имеет эффективность от 0 до 3%. Любой, кто хоть немного понимает как привлекать клиента, сохраняя рентабельность, получает колоссальные преимущества.

Обычно все ограничивается «давайте делать хоть что-то, что может быть интересно широкому кругу и укладывается в бюджет». Успешнее те, кто имеет больше ресурсов и больше эксперементирует, если говорить про рыночные механизмы конкуренции.
avatar
Все правильно. Р/B — всего лишь соотношение ROE к r(E/P). Может быть r низкое, что означает переоцененность бизнеса, ROE еще ниже. Тогда соотношение P/B <1, вроде бы, говорит о недооцененности бизнеса, что является полной глупостью. Или r высокое, а ROE еще выше. P/B>1, НО бизнес прекрасен.
Оценивать бизнес по P/B само по себе является признаком неадекватности, непонимания, что же на самом деле означает этот мультипликатор. А Грем, сделавший на него ставку, — конечно не прав.
avatar
Василий Р, в статье я пишу о банках. Но в целом никакой бизнес не стоит смотреть по Р/В. Относительно Грема: я думаю, он исходил из реалий своего времени. С развитием технологий все большее значение принимает квалификация кадров и IT, которые стремительно стареют. А это адекватно в BV ну никак не учесть
avatar

теги блога Владимир

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн