rss

Профиль компании

Финансовые компании

Блог компании ЦентроКредит | Недельный обзор долговых рынков

Недельный обзор долговых рынков

Если вас интересуют другие аналитические и информационные материалы от банка АО АКБ «ЦентроКредит», смотрите их на нашем сайте в информационном разделе.

ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК

ПРОТОКОЛ ИЮЛЬСКОГО ЗАСЕДАНИЯ ФЕДРЕЗЕРВА ”MINUTES” – ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
На самом деле, главный вывод один – FOMC готов начать сворачивать QE уже в этом году. Как следует из текста протокола, единого мнения нет – кто-то из членов FOMC выступает за начало сворачивания в этом году, кто-то – в начале следующего. Те, кто хотят начать уже в этом году, предлагают выбрать более плавную траекторию сокращения, дабы снизить риски. Очевидно, что решения пока нет, поэтому нет смысла ждать четких сигналов от Пауэлла в эту пятницу в Джексон-Холле. По-видимому, на сентябрьском заседании FOMC вопрос «когда начинать» будет основным. Примут решение или нет, пока непонятно. Риски, связанные с дельта-штаммом, а также неожиданно слабые данные по ВВП за 2-й квартал, могут заставить FOMC отложить принятие решения до следующего заседания. Но если к сентябрьскому заседанию фон вокруг ковида и экономики улучшится, то решение может быть принято уже в сентябре.

Ещё одно наблюдение по мотивам чтения протокола – FOMC очень хотел бы отделить вопрос повышения ставки от сворачивания QE. Более того, FOMC хотелось бы, чтобы повышение ставки не считали предопределенным сценарием после того, как начнется тейперинг. Мы считаем, что появление подобной риторики связано с опасениями за устойчивость рынков. ФРС очень боится, что, как только начнется тейперинг, рынки начнут агрессивно ставить на скорое повышение ставки. Помимо рисков финансовой стабильности это может привести к нежелательному сильному ужесточению денежно-кредитных условий (вызвать сильный сдвиг кривой UST вверх). Поэтому, начиная тейперинг, будут, по-видимому, стремиться максимально погасить спекуляции на тему скорого повышения ставки.



РОССИЙСКИЙ РЫНОК


О МАКРОЭФФЕКТАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТ ПЕНСИОНЕРАМ И ВОЕННЫМ
Разовые выплаты пенсионерам не являются новацией. Последний раз такое было в начале 2017г. Тогда выплатили по 5 тыс, частично компенсировав случившийся после кризиса 14-го года всплеск инфляции. В реальном выражении пенсии сейчас на 6% выше 2011г, но на 2% ниже пикового значения 2014г. В этом году пенсии в реальном выражении начали снижаться.

Вообще, главным критерием успешности пенсионной политики является не столько рост реальных пенсий, сколько удержание более-менее стабильного соотношения зарплат и пенсий. МОТ рекомендует это соотношение на уровне 40%. У нас такого никогда не было. Но до 35% дотягивали (правый граф). С 2016г этот показатель устойчиво падает и опустился уже ниже 29%. Пандемия ускорила этот тренд. Разовые выплаты приостановят падение этого соотношения, но вряд ли развернут этот тренд.

500 млрд – это много. Это примерно 12% от суммы, которую россияне ежемесячно тратят на покупку товаров и услуг. Понятно, что разовая раздача такой суммы не может не нести в себе проинфляционных эффектов. Особенно, учитывая тот факт, что внутреннее потребление домохозяйств (с исключением расходов на зарубежный туризм) не только не восстановилось до докризисных значений, но и вышло в положительную область. То есть поддержка расходов осуществляется в условиях, когда на макроуровне их вроде бы и не нужно поддерживать.

Обязан ли ЦБ реагировать на это повышением ставок? Тут всё зависит от того, уложатся ли эти расходы в рамки бюджетного правила. Дело в том, что бюджет этого года считался на более низкую нефть, более низкую инфляцию, более низкий реальный ВВП и, соответственно, на более низкий номинальный ВВП. По факту ВВП в номинальном выражении оказался в этом году намного выше, а значит, намного выше оказались и доходы, в том числе ненефтегазовые. По бюджетному правилу Минфин должен потратить дополнительные ненефтегазовые доходы (ННГД). Но только дополнительные. Которые появились из-за более высокой инфляции и более высоких реальных темпов роста.

Если речь идет лишь о расходовании дополнительных ННГД, т.е. ненефтегазовый дефицит остается прежним, то говорить об изменении бюджетного импульса не приходится: больше получили – больше потратили – монетарный эффект нейтральный. Такая конструкция не является поводом для ужесточения ДКП. Но если потратят больше, чем получили дополнительных ННГД, то тут уже появляется положительный бюджетный импульс, создающий проинфляционные эффекты. Это уже фактор для дальнейшего повышения ставок (хотя не определяющий).

Напомним, что в этом году Минфин уже частично потратил дополнительные ННГД (выплаты на детей перед 1 сентября), и мы видим, что это ещё больше подогрело спрос. Есть большое подозрение, что новые расходы могут не уместиться в рамки бюджетного правила. Окончательный ответ на вопрос, как в этом случае выкрутится Минфин, мы получим 15 сентября, когда ожидается публикация проекта бюджета на 2022-24гг. Теоретически, эти выплаты могут быть перенесены на начало 2022г (либо размазаны между двумя годами). Тогда бюджетное правило будет сохранено, и проинфляционные эффекты смягчены.

Недельный обзор долговых рынков


Задать вопрос нашему специалисту

Открыть дистанционно счет в банке «ЦентроКредит»


теги блога ЦентроКредит

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн