Блог им. trade_execution
👋Всех приветствую!
Рад вернуться к привычному формату после долгожданной цифровой разгрузки. За это время много думал о разнообразии информации канала. Сейчас на канале публикуются в основном торговые идей, на которых можно заработать от 10-30% годовых. В этом я вижу своего рода ограниченность. Мягко говоря, сухомятка, которую каждый раз хочется чем-нибудь запить.
Поэтому я решил дополнить канал новым информационным вектором в виде меток с хештегом #БазаЗнаний. Его наполнение — интересные мысли и цитаты авторов книг, которые время от времени я читаю. Они касаются финансов, рынков, экономики.
Надеюсь, всем будет интересно.
Вот одна из книг, которая открыла мне глаза на многое — «Проклятые экономики», авторы Андрей Мовчан и Алексей Митров.
Небольшой отрывок из 20-ой главы. Посмотрите, что они пишут и насколько это увлекательно:
«Наличие существенного, но временного конкурентного преимущества у страны – ресурса – почти никогда не идет стране во благо. Страны, им обладающие, по какой-то причине* проводят политику как будто специально направленную на деградацию своей экономики и разрушение своего потенциала во всем, что не касается области данного ресурса. Но само по себе наличие ресурса, конечно, не является проблемой — как может источник дохода кому-то повредить? Мы знаем страны, в распоряжении которых оказалось большое количество легкодоступных ресурсов, и которые не превратились в классические государства-рантье и не стали жертвами «ресурсного проклятия». Правда, стран с такой историей немного, но их наличие заставляет задать вопрос – чем они отличались от обычных стран, чьи экономики были «прокляты» ресурсом?
------------------------
* Мы, конечно, лукавим – мы знаем, по какой причине это происходит и многократно ее уже описывали в разных вариантах. Наличие ресурса позволяет элитам обогащаться в большом объеме и с меньшими рисками, чем при пропорциональном развитии экономики. Параллельно они могут «покупать» лояльность широких слоев общества на «сдачу» с ресурсных потоков. Действуя рационально (в отношении себя), элиты консолидируют контроль за потоками и власть, чтобы этот контроль удерживать, что разрушает конкурентную среду.Первой страдает система правоприменения — элита ликвидирует ее независимость, чтобы ее контролировать, но, как следствие, она становится коррумпированной и подверженной влиянию мелких властных групп и даже орудием в борьбе частей элиты между собой. Гипертрофия бизнеса вокруг ресурса буквально обезвоживает остальные области (трудовые ресурсы и банкиры действуют тоже рационально – они устремляются туда, где заработок выше).
Покупка лояльности общества оборачивается его иждивенческим настроем (куда легче и безопаснее «продавать» лояльность за пособия, субсидии и непыльную работу чиновником, чем пытаться строить мелкий бизнес или работать в частной компании) и снижением деловой активности. Зарабатываемые на ресурсе капиталы выводятся из страны – и потому что не работает правоприменение, и потому что бизнес вне ресурсных областей страдает, – это вызывает острую нехватку инвестиций.
Человеческий капитал тоже теряется – наиболее способные (ученые, бизнесмены, специалисты) покидает страну и из-за произвола, и из-за отсутствия возможностей. Да, мы лукавим, но граждане ресурсного общества зачастую не понимают и не видят всего того, что мы тут описываем. Для них стагнация, произвол, потеря инвестиций и человеческого капитала происходят «по непонятной причине», в них обвиняют либо «внешних врагов», либо «плохие власти». В первом случае страна потихоньку самоизолируется, еще сильнее ухудшая своё положение; во втором – власти меняются, но не меняется суть ситуации.»