Блог им. Koleso

Организованный ум. Как мыслить и принимать решения в эпоху информационной перегрузки. Дэниел Левитин

Организованный ум. Как мыслить и принимать решения в эпоху информационной перегрузки. Дэниел Левитин
Электронная книга t.me/kudaidem/1489

В современную эпоху переизбытка информации наше внимание постоянно что-то отвлекает. Но даже в таких условиях можно научиться действовать более продуктивно. Дэниел Левитин рас­ска­зы­ва­ет, как ор­га­ни­зо­вать свои мыс­ли­тель­ные процессы и рабочее место, чтобы привнести в свою жизнь больше порядка. Автор описывает ограничения че­ло­ве­че­ско­го разума и дает полезные советы, как учитывать эти ограничения в личной жизни и работе. Вместе с тем, говоря о пределах че­ло­ве­че­ско­го внимания, автор перегружает текст множеством по­дроб­но­стей и примеров. Эта со­дер­жа­тель­ная книга будет полезна всем людям ин­фор­ма­ци­он­ной эпохи.

Основные идеи

  • Мы живем в эпоху бес­пре­це­дент­ной ин­фор­ма­ци­он­ной перегрузки, а внимание, память и способность логически рассуждать по-прежнему имеют свои ограничения.
  • Наш мозг всегда находится в одном из двух состояний – либо активной со­сре­до­то­чен­но­сти, либо меч­та­тель­ной за­дум­чи­во­сти.
  • Ка­те­го­ри­за­ция – рас­пре­де­ле­ние по группам – обес­пе­чи­ва­ет экономию когнитивных ресурсов.
  • Чтобы помочь мозгу работать эффективнее, необходимо упорядочить предметную обстановку.
  • Ресурсы внимания не безграничны.
  • Работа в режиме мно­го­за­дач­но­сти никогда не бывает эффективной: ни одной из задач в этом случае не уделяется достаточно внимания.
  • Принимая решения, пробуйте по-разному сфор­му­ли­ро­вать, в чем будут состоять выгоды и риски.
  • Решения этического характера принимаются не тем участком мозга, которым принимаются решения эко­но­ми­че­ские; пе­ре­клю­че­ние внимания требует энер­го­за­трат.
  • Чтобы повысить про­из­во­ди­тель­ность на работе, избегайте мно­го­за­дач­но­сти, делайте перерывы, организуйте свое рабочее место так, чтобы облегчить кон­цен­тра­цию.
  • Хранение информации не в памяти, а на внешних носителях освобождает мозг, позволяя со­сре­до­то­чить­ся на важных вещах.

Краткое содержание

Повышение эф­фек­тив­но­сти работы мозга

На всем протяжении своей истории люди стремились как можно больше знать, запоминать и успевать, благодаря чему че­ло­ве­че­ский мозг все время со­вер­шен­ство­вал­ся. Одним из крупнейших прорывов в расширении воз­мож­но­стей мозга стало изобретение пись­мен­но­сти около 5000 лет назад. Поначалу письмо ис­поль­зо­ва­лось только для фик­си­ро­ва­ния данных – для составления расписок в получении товаров, описей запасов, рецептов и тому подобного. Около 3000 года до н. э. наши предки начали постепенно переходить к оседлой жизни и стро­и­тель­ству городов; жизнь в городе и коммерция резко усилили нагрузку на память. Важно помнить о том, что механизмы че­ло­ве­че­ско­го мышления и принятия решений фор­ми­ро­ва­лись десятки тысяч лет, в течение которых люди были охот­ни­ка­ми-со­би­ра­те­ля­ми. Поэтому наши гены не успевают за темпом развития цивилизации.

“Люди издавна ищут способы повышения ра­бо­то­спо­соб­но­сти мозга, подаренного эволюцией”.      

Память человека гибка и хранит большие объемы данных. Она работает по принципу “ас­со­ци­а­тив­но­го доступа”: информация извлекается из памяти при помощи ассоциаций, впечатлений и ощущений. Но природная память не имеет четкой схемы и функ­ци­о­ни­ру­ет на основе нескольких разнородных систем. Чтобы повысить эф­фек­тив­ность работы мозга, необходимо понимать, как в нем ор­га­ни­зо­ва­но хранение информации. Современное общество предъявляет особые требования к нашей памяти. Улучшение организации мышления – важнейший фактор повышения эф­фек­тив­но­сти де­я­тель­но­сти в любой сфере, от личной жизни до бизнеса и общества в целом.

Ка­те­го­ри­за­ция

Рас­пре­де­ле­ние по категориям – важная, практически значимая функция интеллекта, позволяющая, к примеру, знать, съедобен плод или нет. Ка­те­го­ри­за­ция обес­пе­чи­ва­ет “экономию когнитивных ресурсов”. Объединение объектов в группы позволяет одинаково их вос­при­ни­мать, в том числе ис­поль­зо­вать одно и то же слово для обозначения всех существ, входящих в категорию “птица” или “собака”. Мозг под­раз­де­ля­ет объекты на категории тремя основными способами: по внешнему виду, по функции и по осо­бен­но­стям ситуации. Успешные люди постоянно проводят операцию ка­те­го­ри­за­ции, чтобы выделить для себя наиболее важные задачи.

“Про­из­во­ди­тель­ность и эф­фек­тив­ность зависят от подходов и ин­стру­мен­тов, которые мы используем, чтобы си­сте­ма­ти­зи­ро­вать информацию и разбить ее на категории”.

В своей де­я­тель­но­сти человек часто допускает ошибки из-за различного рода предубеж­де­ний, заблуждений или иллюзий. Склонность к таким ошибкам – побочный продукт нашей системы ка­те­го­ри­за­ции.

Внимание

Мозг имеет мак­си­маль­ную “про­из­во­ди­тель­ную мощность” на уровне 120 бит в секунду и вряд ли в состоянии об­ра­ба­ты­вать больше входящей информации. При такой “пропускной способности” максимум, на что мы способны, – понимать двух од­но­вре­мен­но раз­го­ва­ри­ва­ю­щих с нами со­бе­сед­ни­ков.

“Нужно разобраться, как именно мозг организует информацию, чтобы более эффективно ис­поль­зо­вать имеющиеся возможности”.

Наш важнейший умственный ресурс – внимание – не безграничен. Именно по этой причине существует “фильтр внимания”, позволяющий чего-то не замечать. Для принятия решения о необ­хо­ди­мо­сти со­сре­до­то­чить внимание у мозга есть два критерия: он определяет, наблюдаются ли какие-то изменения и насколько эти изменения значимы. То, что остается неизменным или не важно, вос­при­ни­ма­ет­ся человеком в режиме “автопилота”. Внимание включается под воз­дей­стви­ем сигналов двух видов: либо его привлекает внешняя угроза, либо человек со­сре­до­то­чи­ва­ет на чем-то внимание по собственной воле. Способность кон­цен­три­ро­вать внимание – важнейший навык, обес­пе­чи­ва­ю­щий про­дук­тив­ность.

“Секрет правильного отношения вот в чем: нужно научиться обманывать себя, то есть собственный мозг, и не отвлекаться от важных задач”.

Погружение в “полусонную за­дум­чи­вость” – процесс есте­ствен­ный. Он выступает про­ти­во­по­лож­но­стью ин­тен­сив­но­му со­сре­до­то­че­нию внимания при выполнении конкретных задач (таких, скажем, как заполнение налоговой декларации). В каждый момент времени мозг может находиться только в одном из этих состояний. Если в состоянии “активной сфо­ку­си­ро­ван­ной де­я­тель­но­сти” все внимание человека направлено на выполнение внешней задачи, то в состоянии меч­та­тель­ной за­дум­чи­во­сти внимание обращено внутрь.

“Чтобы припомнить некое событие, мозгу приходится перебрать массу вос­по­ми­на­ний о схожих эпизодах или впе­чат­ле­ни­ях и выбрать из них именно то, которое нужно”.

Помимо фильтра внимания и двух описанных выше состояний “система внимания” включает в себя четвертый компонент – своего рода пе­ре­клю­ча­тель между этими двумя состояниями, находящийся в островковой доле мозга. Открытие этого факта стало возможным благодаря появлению новых ис­сле­до­ва­тель­ских методов, в частности, функ­ци­о­наль­ной маг­нит­но-ре­зо­нанс­ной томографии. С помощью этих методов ученые изучают функ­ци­о­ни­ро­ва­ние разных систем, наблюдая за де­я­тель­но­стью различных участков мозга.

“Мозг организован совсем не по той же логике, благодаря которой мы наводим порядок в шкафу или в коробке с документами, и он не позволит просто распихать вос­по­ми­на­ния и знания как попало”.

Память и внимание связаны. Когда мы что-нибудь вспоминаем, мы используем нейронную сеть, вызывая вос­по­ми­на­ние из того места, где оно хранится в мозге. Мы вновь активируем нейроны, которые были за­дей­ство­ва­ны при пер­во­на­чаль­ном получении опыта. Память несо­вер­шен­на: похожие события хранятся в памяти вместе; детали утра­чи­ва­ют­ся, даже если их было предо­ста­точ­но. Лучше других за­по­ми­на­ют­ся уникальные события или события, связанные с сильными эмоциями. Чтобы память хорошо работала, необходимо хорошо высыпаться. Сон жизненно важен для когнитивной обработки информации: во сне мозг кон­со­ли­ди­ру­ет информацию о последних событиях; сон обес­пе­чи­ва­ет фор­ми­ро­ва­ние и сохранение вос­по­ми­на­ний.

Организация про­стран­ства

Мы постоянно теряем всякие мелочи – то ключи, то кошельки, то мобильные телефоны. В ис­то­ри­че­ской перспективе это явление достаточно новое: вещей, которые можно потерять, сегодня у нас намного больше, чем когда бы то ни было. Необходима такая система организации предметов, которая была бы наиболее ин­фор­ма­тив­ной при минимальном “когнитивном напряжении”. Поможет в разработке такой системы знание действующих за­ко­но­мер­но­стей. Зубная щетка, например, теряется редко, поскольку ею пользуются только в одном месте. Намного вероятнее потерять предметы, которые мы повсюду носим с собой, такие как ключи. Выход – хранить их в специально отведенных местах.

“Механизмы и решения, позволяющие расширить объемы памяти, бывают двух видов: они либо копируют принципы организации, заложенные в мозге, либо меняют их, помогая преодолеть есте­ствен­ные ограничения”.

Упорядочьте окружающие вас физические объекты, чтобы помочь своему мозгу. Создавая ту или иную систему организации, образуйте категории в со­от­вет­ствии с тем, что вы делаете и как используете эти вещи. Не следует груп­пи­ро­вать разнородные предметы вместе. Организуя свои действия, смотрите на каждый шаг свежим взглядом, будто вы прояснили его медитацией. Еще один прием – придумать надежные способы выполнять свои действия ав­то­ма­ти­че­ски: скажем, ежедневно принимая лекарства, поместите их в контейнер с отделениями по дням недели.

“Чтобы увеличить потенциал компании, хорошо бы для начала ор­га­ни­зо­вать людей”.

Оцифруйте свои архивы, чтобы освободить от бумаг физическое про­стран­ство и облегчить поиск информации. (Впрочем, записи на бумаге не страдают от ком­пью­тер­ных вирусов, а изучать их можно даже в отсутствие элек­три­че­ства.)

Организация времени

За организацию времени отвечает пре­фрон­таль­ная кора мозга. Тем, кто получил в этой области травму, тяжело упо­ря­до­чи­вать время и следить за ним. Во многих отношениях время – это продукт нашего мозга, а наше восприятие времени – это способ ин­тер­пре­та­ции мира. Обычно мы используем внешние ориентиры: природные, такие как солнце, технические, такие как часы, или социальные. Мозг организует время, выстраивая связную историю. В реальности мы наблюдаем лишь отдельные фрагменты этой истории, но мозг про­гно­зи­ру­ет наши действия и наделяет их разной значимостью, создавая единое и непрерывное восприятие реальности. В организации времени участвует внимание. “Система активизации мозга” чутко реагирует на все новое; позволив мозгу начать ана­ли­зи­ро­вать новые объекты (допустим, только что пришедшее электронное письмо), вы создаете условия для потери внимания.

“Одна из самых сложных задач для человека – определение оптимальной по­сле­до­ва­тель­но­сти отдельных шагов в рамках проекта”.

Одна из самых сложных для нас задач – установить нужную по­сле­до­ва­тель­ность действий для достижения цели. Мозг перебирает возможные варианты, сравнивая различные по­сле­до­ва­тель­но­сти друг с другом. Вы­стра­и­ва­ние хро­но­ло­ги­че­ско­го порядка разных по про­дол­жи­тель­но­сти работ так, чтобы завершить их все к одному сроку (например, при при­го­тов­ле­нии разных блюд для обеда), требует больших умственных усилий.

Контакты

На протяжении истории индивидуум жил в окружении группы род­ствен­ни­ков, состоящей примерно из 20 человек, которых он хорошо знал, а кроме них он был знаком лишь с несколькими сотнями других людей. Сегодня круг близких род­ствен­ни­ков обычно включает в себя не больше 10 человек, зато стал намного шире круг знакомых, общение с которыми происходит во множестве раз­но­об­раз­ных ситуаций. Так, сотрудник ги­пер­мар­ке­та Walmart, при­вет­ству­ю­щий посетителей, каждый день встречается глазами с полутора тысячами человек. Если вам приходится общаться со слишком большим числом людей или вы хотели бы вести учет всех, с кем знакомы, вам, скорее всего, потребуется вести записи в письменной форме: клас­си­фи­ци­руй­те свои контакты в привязке к ситуациям, в которых они происходят.

“Важный аспект ин­фор­ма­ци­он­ной грамотности и способности ор­га­ни­зо­вы­вать сведения – отличать правду от неправды, а также иметь пред­став­ле­ние о весомости до­ка­за­тельств, под­твер­жда­ю­щих утверждения”.

В прошлом обмен кор­ре­спон­ден­ци­ей требовал намного больше усилий, чем сегодня, и почта, как правило, приходила не чаще раза в сутки. Об­ме­ни­вать­ся элек­трон­ны­ми письмами и SMS проще и быстрее, и это можно делать в любое время суток. Однако ком­му­ни­ка­ция по электронным каналам приводит к мно­го­за­дач­но­сти, с которой наш мозг справляется не слишком хорошо.

Принятие решений

Принимая решения, большинство людей следует “принципу разумной до­ста­точ­но­сти”: они делают выбор, который, возможно, не идеален, но вполне приемлем. Оста­нав­ли­вать­ся на удо­вле­тво­ри­тель­ном варианте очень важно для эф­фек­тив­но­сти, потому что со­вре­мен­но­му человеку приходится намного чаще принимать решения, чем нашим предкам. Решение даже ма­ло­зна­чи­мо­го вопроса может даваться нам с большим трудом, поскольку, как выяснили недавно ней­ро­био­ло­ги, для че­ло­ве­че­ско­го мозга одинаково важны все решения; эта система мозга не уста­нав­ли­ва­ет приоритетов.

“Десятилетия ис­сле­до­ва­ний показали, что ре­зуль­та­тив­ность обучения зависит от контекста и места, в котором оно происходит”.

При принятии решения нередко приходится выбирать из двух небла­го­при­ят­ных сценариев, делать выбор в ситуации со многими неиз­вест­ны­ми или с негативными по­след­стви­я­ми. В любой ситуации необходимо искать наилучшее из возможных решений. Люди, которым приходится часто принимать решения, как правило, под­раз­де­ля­ют их на несколько категорий: 1) очевидные, не требующие времени решения; 2) решения, принятие которых можно поручить другим; 3) решения, для принятия которых имеется нужная информация, но требуется время на раздумья; 4) решения, для принятия которых необходимо получить больше данных или провести ис­сле­до­ва­ние. Иногда эти категории пе­ре­се­ка­ют­ся.

“Задача любого метода организации объектов – предо­став­лять максимум информации при минимальном когнитивном напряжении с нашей стороны”.

Оценка вероятности различных исходов требует до­пол­ни­тель­но­го времени и является для нас сложной задачей. Чаще всего мы делаем это неправильно, кроме того, нередко мы забываем о “базовых показателях”, то есть о частоте воз­ник­но­ве­ния рас­смат­ри­ва­е­мых событий в прошлом. Когда ставки высоки, необходимо учитывать ста­ти­сти­че­ские вероятности выгод и рисков. Пробуйте по-разному сфор­му­ли­ро­вать, в чем могут состоять выгоды и риски при­ни­ма­е­мо­го вами решения, пока не начнете абсолютно ясно их пред­став­лять. Оценка осложняется тем, что получить достоверные ста­ти­сти­че­ские данные непросто, а на ясность мышления может влиять ваша эмо­ци­о­наль­ная во­вле­чен­ность.

Решения в ор­га­ни­за­ци­ях

Сотрудникам организаций на нижних уровнях иерархии обычно приходится принимать хорошо понятные, несложные решения. Решения, принимаемые топ-ме­не­дже­ра­ми, всегда будут отличаться повышенной сложностью и могут быть связаны с ме­га­про­ек­та­ми (например стро­и­тель­ством ав­то­ма­ги­стра­ли). Процесс принятия решений должен быть струк­ту­ри­ро­ван так, чтобы обес­пе­чи­вать создание ценности.

Организация выполнения работ на протяжении истории изменялась: сегодня эко­но­ми­че­ски це­ле­со­об­раз­но разделять сложные задачи на со­став­ля­ю­щие. До начала XIX века боль­шин­ством компаний управляли семьи, и масштабы их де­я­тель­но­сти были небольшими. С развитием телеграфа и железных дорог компании получили возможность выходить на рынки большего размера, в связи с чем усилилась потребность в ведении большого объема до­ку­мен­та­ции, а также в спе­ци­а­ли­за­ции де­я­тель­но­сти; семейный бизнес уже не мог обеспечить ни того ни другого. Развивались и методы управления, а для упо­ря­до­чи­ва­ния связей и отношений внутри организаций по­тре­бо­ва­лось построение схем ор­га­ни­за­ци­он­ной структуры. Крупные организации могут иметь как вер­ти­каль­ную, так и го­ри­зон­таль­ную структуру. Вер­ти­каль­ная структура характерна для компаний, выполняющих задачи, которые требуют повышенного контроля, такие как управление работой АЭС. Уровни иерархии позволяют ру­ко­во­ди­те­лям высших звеньев кон­тро­ли­ро­вать действия сотрудников.

Компаниям нельзя недо­оце­ни­вать эмо­ци­о­наль­ный контекст принятия решений. Открытое обсуждение персоналом этических вопросов позволяет сфор­ми­ро­вать кор­по­ра­тив­ную культуру, в которой люди действуют исходя из этических принципов. Важно понимать, что за принятие решений этического и эко­но­ми­че­ско­го характера отвечают разные участки мозга. Пе­ре­клю­че­ние между этими двумя режимами требует опре­де­лен­ных энер­го­ре­сур­сов.

Отказ от мно­го­за­дач­но­сти повышает про­из­во­ди­тель­ность. Постоянно пе­ре­клю­ча­ясь между задачами, человек не уделяет достаточно внимания ни одной из них; кроме того, качество внимания при этом падает. Чтобы повысить про­дук­тив­ность компании, помогите своим сотрудникам создать на рабочем месте условия, спо­соб­ству­ю­щие со­сре­до­то­че­нию внимания. Предо­ставь­те им возможность делать перерывы и физические упражнения.

Обучение работе с информацией

Цифровая революция изменила отношение школьников и студентов к информации. Сегодня реальностью стал “практически мгновенный” сбор данных. За передачу информации раньше отвечали пре­по­да­ва­те­ли, но поскольку сегодня ученики могут найти любую информацию в Интернете, учителя теперь играют роль кон­суль­тан­тов. Их задачей стало обучение работе с информацией. В эту задачу входит обучение тому, как определять, каким цифровым источникам можно доверять, как оценивать объ­ек­тив­ность и до­сто­вер­ность информации и ре­пре­зен­та­тив­ность ста­ти­сти­че­ских данных. Кроме того, под­рас­та­ю­ще­му поколению необходимо объяснять принципы логического рассуждения – в частности, разницу между при­чин­но-след­ствен­ной связью и корреляцией. Молодым людям нужно учиться ана­ли­зи­ро­вать различные точки зрения.

Перенос информации из памяти

Запоминание общих принципов вместо частных деталей позволит вам вывести свою жизнь на новый уровень ор­га­ни­зо­ван­но­сти. Перенос информации из памяти на “внешние носители” ос­но­вы­ва­ет­ся на принципе иден­ти­фи­ка­ции. Так, знание о месте химического элемента в пе­ри­о­ди­че­ской таблице позволяет говорить об его свойствах. Не всегда есть возможность перенести информацию – примером может быть ситуация, когда у вас был очень интересный разговор с новым знакомым, имя которого вам потом не удалось вспомнить. Чтобы запомнить информацию, дайте мозгу время ее за­ко­ди­ро­вать – не менее пяти секунд. Повторите имя собеседника, взгляните на его лицо и со­сре­до­точь­тесь на создании ас­со­ци­а­тив­ной связи между ними.

Переносите информацию вовне – не храните ее в своей памяти. Освободите ресурсы мозга, чтобы он мог погрузиться в меч­та­тель­ную за­дум­чи­вость, которая спо­соб­ству­ет творческому процессу и позволяет выстраивать неожиданные ассоциации.

Об авторе

Дэниел Левитин – декан факультета социальных наук в Институте по­ст­ди­плом­но­го образования имени У. М. Кека (Калифорния, США). Автор бест­сел­ле­ров “Ор­га­ни­зо­ван­ный ум”, “Пу­те­во­ди­тель по лжи”, “Что ваш мозг думает о музыке”, “Мир в шести песнях”

 

★11
4 комментария
Охрененная книга, но блин такое ощущение, что автор нафаршировал ее материалом на книги 3))))
avatar
Херня полная, почитайте лучше нормальных, действительно НОРМАЛЬНЫХ ученых, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО долго, очень долго учились, проводили оченама много научных исследований…
avatar
victorfk, например?
avatar
krolix, ищите и дано будет вам)))
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн