Блог им. Albus
В прошлом году уже был квартал с отрицательной динамикой. Затем был более-менее благополучный период, но в конце года – в четвёртом квартале – рост опять остановился. Этого ещё не достаточно, чтобы считать страну скатившейся в рецессию. Полный 2019 год всё ещё растущий, но тревожные звоночки очевидны. Выход из Евросоюза больно аукается британской экономике, а тут ещё и коронавирус. Он поражает не только людей, но и денежно-товарные потоки. Так что первый квартал текущего года будет плох для многих стран, и для Британии скорее всего тоже.
В 4 квартале прошлого года динамика нулевая. Второй квартал 2019 тоже в минусах, как и у Соединённого королевства. Если же взять не всю экономику, а только промышленное производство Германии, то там ситуация и вовсе страшная: за прошлый год ни одного положительного месяца. Все на отрицательной территории. А декабрьское падение немецкой промышленности достигло почти 7%.
Ждать улучшения в начале этого года не стоит по той же причине что и у Великобритании – коронавирус бьёт по народному хозяйству, снижая деловую активность. Страдает Китай, страдают и его контрагенты. У кого-то он не купит продукцию, кому-то сам не продаст, в итоге вся мировая экономика чихает и кашляет.
Если лень читать, вот то же самое на видео (это моя программа на Крым-24)
В американской газете Вашингтон пост вышла статья на эту тему. Она называется так «Экономические последствия от китайского коронавируса растут по всему миру». Далее цитата:
«у азиатских и европейских автозаводов не хватает деталей, тратящие крупные финансовые средства китайские туристы остаются дома, а американские компании готовятся к непредсказуемым потрясениям».
Высказывается предположение, что в первом квартале текущего года мировая экономика сократится впервые со времён финансового кризиса 2009 года.
Сейчас в Китае закрыты тысячи заводов и фабрик как крупных, так и мелких. На работающих предприятиях в строю не все сотрудники. Многие сидят на карантине. Те, которые работают, в начале дня высиживают долгие очереди. Им меряют температуру, прежде чем пустить на рабочее место. В результате они меньше времени занимаются непосредственно работой.
Всё это приводит к нарушению цепочек поставок. Многие предприятия мира не могут получить из Китая комплектующие. Интенсивность судозаходов в китайские порты снизилась на 20%. Это угрожает экономическому росту тех стран, в которых эпидемии коронавируса не наблюдается. У них не получается произвести свою продукцию, потому что в ней есть китайские детали: печатные платы, полупроводники и многое другое. Сейчас они впопыхах пытаются найти им замену, но это не легко.
Издание Вашингтон пост сообщает, что особенно сильно страдает мировая автомобильная промышленность. Nissan временно закрыл один из своих заводов в Японии и предупредил, что может остановить производство в Санкт-Петербурге. Hyundai закрыл в Южной Корее 7 своих заводов. Тоже самое сделали КИА и Сан Ён. Fiat остановил работу завода в Сербии. Некоторые производители в США могут столкнуться с нехваткой запчастей в течение одной-двух недель.
Российский КАМАЗ производит автобусы и грузовики. Там эта проблема тоже стоит, но не так остро. КАМАЗ закупает в Китае 100 наименований продукции. На февраль и март запасов хватит. А вот с апреля могут начаться трудности.
В китайских провинциях, наиболее пострадавших от коронавируса, находятся 50 000 подразделений международных компаний. Поэтому все или почти все транснациональные игроки в той или иной мере страдают от нарушения цепочек поставок. Например, производитель спортивной одежды и обуви Nike зависит от 110 китайских фабрик. Каждая из них имеет своих поставщиков тоже на территории Китая, так что встряска для мировой экономики происходит серьёзная. Слишком много бизнес-процессов завязано на Поднебесную.
Российская лёгкая промышленность тоже в значительной мере зависит от китайских поставщиков. Они продают нашим предприятиям сырьё и полуфабрикаты. Например ткань и фурнитуру. Фурнитура – это разные мелочи: дверные ручки и петли, молнии и пряжки для одежды. Наши производители имеют запасы этих товаров на складах. Перед длинными каникулами, которыми сопровождается китайский Новый год, они запаслись ими впрок. Но всё равно уже ищут новых поставщиков. Ими могут стать как российские компании, так и другие азиатские или турецкие.
Транспорт – составная часть экономики. Туризм тоже. Эти направления сильно страдают от эпидемии. Произошло резкое, кратное падение туристического потока в Китай и из Китая. Масштаб въезда китайских туристов в Россию упал вчетверо, продажа билетов российским туристам в Китай – на 40%. То же самое, но в меньшей степени касается других стран Юго-Восточной Азии. Температура морской воды в Таиланде сейчас 29 градусов, но ехать туда страшно. Туры отменяются, ранее купленные билеты сдаются.
Свежая новость на эту тему: Россия закрывает свои границы для граждан Китая. С 20 февраля въезд запрещён всем: туристам, студентам, предпринимателям. Это делается в целях обеспечения безопасности государства, защиты здоровья населения и нераспространения новой коронавирусной инфекции. Ограничение не коснётся транзитных пассажиров, то есть тех, кто едет через Россию куда-то ещё.
Грузовые и пассажирские перевозки сейчас в Китае тоже в глубоком минусе. Загрузка автомагистралей на минимальных значениях. Россия продаёт в Китай меньше топлива, значит страдает наш экспорт. Это прямо влияет на нефтегазовые доходы бюджета.
А вот для российских автомобилистов есть прямая выгода. Подорожание на рынке топлива резко замедлилось. Чем меньше покупают иностранцы, тем выше предложение на внутреннем рынке. Приведу цены на бензин АИ-95 сейчас и годом ранее.
В среднем по России 45,10 руб. за литр в середине февраля 2019 года, 45,9 – сейчас. Это рост всего на 1,8%. Медленнее, чем инфляция за этот же период. В Крыму в годовом выражении цены не то что не выросли, а даже упали. Впрочем, остаются довольно высокими по сравнению с другими регионами. 50,25 руб. было год назад, 48,76 стало сейчас. Падение на 3%.
Китайская экономика сильно закредитована. Долги государства, юридических лиц и домохозяйств достигли 300% от ВВП. Это очень много. Если ситуация с коронавирусом затянется во времени, может начаться эффект домино. Китайская компания не может расплатиться с китайским банком. Тот из-за этого не может отдать долг японскому банку, а тот не в силах вернуть деньги контрагентами из Америки. В итоге падение становится всеобщим. Так развивался мировой экономический кризис в 2008-2009 году. Сейчас паутина взаимосвязей стала ещё более тесной, потому что глобализация выросла. Китаец, работающий на рисовом поле не может сделать очередной платёж по ипотеке. Из-за этого американский банк не продлевает техасскому фермеру кредитную линию, и его комбайн продаётся с молотка за долги. Пример я привёл гротескный, но, думаю, мысль вы поняли. В мире всё взаимосвязано.
Российская промышленность пока держится молодцом. Январский рост по отношению к январю прошлого года составил +1,1%.
В составе промышленности несколько компонентов. Один из них – добыча полезных ископаемых – незначительно снизился – примерно на 0,4%. Сильный вклад в эту отрицательную динамику дала просадка по добыче угля. Она упала в январе на 9%. Всё дело в тёплой зиме и китайском коронавирусе. В Китае много тепловых электростанций, которые работают на российском угле. Снизилась экономическая активность, за ней – потребность в электроэнергии, вот и упал спрос на наше ископаемое топливо.
Российская электроэнергетика – ещё один компонент промышленности — кстати, тоже сильно упала в январе. Тут работает очевидный фактор – необычно тёплая погода. Не надо много топить. А вот обрабатывающие производства в нашей стране выросли хорошо – почти на 4%. Насколько наша экономика коронавирусоустойчивая, покажут следующие месяцы, но пока что всё в норме, не смотря на отдельные проблемы.
Вот, к примеру, одна из них. Амурская область. Цены на помидоры.
В прошлом году в середине февраля они стоили 178 рублей за килограмм. Сейчас 260. Это рост на 46%, то есть почти на половину. Для контраста приведу динамику в Крыму. Прошлогодняя цена в этих числах февраля – 185 рублей, сейчас 161. Дешевле на 13%. Сказывается открытие новых теплиц. Это помогает насытить рынок и сбить цены. Амурская область сильно зависит от китайских поставщиков, поэтому там проблема с этим товаром. Цены взлетели.
На рынке продовольствия этот случай скорее исключение, чем правило. На общероссийском рынке фруктов и овощей доля Китая всего 2,5-3%. И лишь на Дальнем Востоке поставки из Поднебесной играют решающую роль. По другим продовольственным позициям доля Китая в масштабах всей России или ещё меньше, или и вовсе нулевая. А вот по промышленным товарам зависимость от него гораздо выше. Детские игры и игрушки, компьютеры и периферия, меховые изделия и обувь, разнообразная электроника, спортивные товары, — здесь мы сильно зависим как от импорта готовых товаров, так и от полуфабрикатов и комплектующих. Продукция в этих сегментах может подорожать из-за сбоя поставок.
Российский Центробанк рассчитывает интересный параметр: эластичность курса рубля к нефти. Говоря простым языком, это означает насколько наш рубль пляшет под дудку нефтяных котировок. В последние месяцы корелляция 1 к 12. Если нефть рухнет на 12%, наша валюта упадёт всего на 1%. Так было не всегда. Ранее рубль ходил за нефтью ноздря-в-ноздрю, но механизм бюджетного правила, то есть изъятие из экономики нефтяных сверхдоходов, а также развитие несырьевых отраслей помогли отвязать рубль от чёрного золота. Нефть упала из-за эпидемии коронавируса, рубль тоже, но сильным обвалом это не назовёшь. На момент подготовки программы доллар торговался к рублю вблизи отметки 64.
Паника вокруг китайского коронавируса обильно подогревается американской стороной. Власти США заинтересованы в создании атмосферы страха. 2 года Трамп ведёт против Китая торговую войну с помощью импортных пошлин, а тут подвернулся такой удобный повод ещё больше ударить по китайским товаропроизводителям. Это стало ещё одним инструментом торговой войны, причём более эффективным, чем все предыдущие. Сейчас все страны мира без исключения думают, как заменить незаменимый Китай.
Для российской экономики ситуация с коронавирусом – во-первых вызов, потому что мы меньше своих товаров продадим в Поднебесную. Во-вторых шанс. Цепочки поставок разорвались. Российские предприятия могут выставить свою продукцию для их восстановления. Сейчас китайские компании массово теряют клиентов. Те переключаются на других поставщиков. Когда коронавирус будет полностью побеждён, не все старые связи восстановятся автоматически. Китайской экономике придётся преодолевать последствия эпидемии ещё очень долго.
Всё, что связано с коронавирусом, сильно влияет на экономику, в том числе на российскую. Рынки жадно ловят новые факты о распространении заболевания. Поговорим, каким сферам народного хозяйства навредила эпидемия.
К началу вспышки коронавируса мировая экономика уже была в тяжёлом состоянии. Вот график роста ВВП Великобритании.
--
Друг,
если тебе понравился этот пост, поставь ему плюс, добавь в закладки и оставь коммент!
Мой блог на Яндексе
Мой канал на ютубе
но очень хочу девайс, как у 2-х чуваков на первой фотографии