Блог им. Koleso

Будущему быть. Как захотеть? АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТА ДЕЙСТВИЯ. ПЕРЕДЕЛАЙТЕ РЕАЛЬНОСТЬ ПОД СЕБЯ. Конспект книги "Красная таблетка-2". Курпатов Часть 11

Глава 4. Будущему быть.

Если и прошлое, и внешний мир существуют только в сознании, а сознанием можно управлять, — тогда что? ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ

Полная электронная книга  https://t.me/kudaidem Подпишитесь — будьте в курсе.

Правда — это всегда ресурс, инструмент и способ ориентации в пространстве своей жизни.

Знание о себе функционально. Зная себя — то, что вы собой представляете, вы можете устроить свою жизнь так, что она будет вас радовать.

В этой главе речь пойдёт о будущем, потому что человек — существо, устремлённое в будущее.

Один из фундаментальных парадоксов нашего с вами существования — мы стремимся в будущее, которого не знаем.

Сегодня дефицит осознанных мотиваций соединился с недостатком чувства перспективы, а сверху накрывает плита информационной псевдодебильности.

Мы маемся от фактического безделья, называя его «я не знаю, чего хочу», растрачивая свою жизнь на бесцельное информационное потребление.

Ситуация хреновая. И лечение требует радикальных мер.

Как захотеть?

 Принятие решения не является изолированным аппаратом или изолированной проблемой, а является частью большой системы. ПЁТР КУЗЬМИЧ АНОХИН

Посмотрите на эту схему (рис. № 11).

 Будущему быть. Как захотеть? АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТА ДЕЙСТВИЯ. ПЕРЕДЕЛАЙТЕ РЕАЛЬНОСТЬ ПОД СЕБЯ. Конспект книги "Красная таблетка-2". Курпатов Часть 11
 

Вот механизм желания. Хотите захотеть — действуйте строго по схеме :-)

Если серьёзно, то перед вами схематичное изображение «теории функциональных систем» Петра Кузьмича Анохина — выдающегося нейрофизиолога.

Посмотрим, как эта теория вообще возникла?

АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТА ДЕЙСТВИЯ

в конце 20-х годов прошлого века, Пётр Кузьмич проведён следующий эксперимент. У подопытной собаки перерезались два нерва: блуждающий нерв (n. vagus) и лучевой нерв передней ноги (n. radialis). Когда вы перерезаете нерв, та его часть, которая находится ниже линии разреза, погибает. С верху же сохраняется живая часть нерва — остатки аксонов нервных клеток, расположенных в центральной нервной системе. Теперь представьте, что мы скручиваем два верхних конца нервов и пришиваем их к противоположным нервным каналам. То есть теперь двигательный нерв будет постепенно прорастать у нас в русло блуждающего нерва, а блуждающий — в русло двигательного (вот вам даже схема из анохинского эксперимента — см. рис. № 12).

 Будущему быть. Как захотеть? АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТА ДЕЙСТВИЯ. ПЕРЕДЕЛАЙТЕ РЕАЛЬНОСТЬ ПОД СЕБЯ. Конспект книги "Красная таблетка-2". Курпатов Часть 11

Как вы думаете, как теперь будет на соответствующие раздражители реагировать наше неврологически перешитое животное?

Будет всё происходить очень странно. При почёсывании лапы прооперированной собаки у неё начинался неукротимый кашель, переходящий в гортанный хрип. То есть мы трогаем лапу, а сигнал прибегает в нервный центр, который думает, что мы раздражаем животному глотку и гортань. Если же, предупреждая возможность раздражения кожи, мы надавим собаке на мышцу, то у неё начинается неукротимая рвота. То есть, опять-таки, раздражение приходится на лапу, а реакция такова, словно бы мы что-то сделали с собачьим желудком.

Но постепенно жизнь приходит в нормальное русло: чесание кожи на лапе и давление на мышцу больше не вызывают вегетативных реакций. Мозг разбирался с тем, что там за раздражители действуют, к какому результату это приводит, и сам сообразил, куда какие импульсы нужно перенаправлять. Это время потребовалось ему, чтобы теперь создать новые связи, отрастить их уже в центральной нервной системе — соединить там одно с другим с толком. Это, кстати сказать, и есть иллюстрация нейропластичности.

За месяц нервные центры блуждающего и лучевого нерва встроились в другие функциональные системы: центр блуждающего нерва теперь связался своим и центральными связями с двигательной системой животного, а центр лучевого нерва подключился к системе вегетативной регуляции.

Подобный фокус провели и с кошкой. Только в этом случае Пётр Кузьмич менял местами нервные окончания, отвечающие за сгибание и разгибание конечности. В результате в первом послеоперационном периоде, когда кошка собиралась согнуть лапу, у неё она разгибалась и, наоборот (см. рис. № 13). Передвигаться в пространстве таким образом непросто.

 Будущему быть. Как захотеть? АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТА ДЕЙСТВИЯ. ПЕРЕДЕЛАЙТЕ РЕАЛЬНОСТЬ ПОД СЕБЯ. Конспект книги "Красная таблетка-2". Курпатов Часть 11
 

Мозг знает, что ему нужно, и, если его центральные команды не приводят к нужному результату на периферии, он готов сам внутри самого себя перестроиться, но только чтобы всё работало как надо.

Оба эксперимента четко ложатся в схему функциональной системы.

Давайте взглянем на схему функциональной системы ещё раз.

В левой её части находится, условно говоря, мозг. Сверху «память», внизу «мотивация» — да, это те самые кора и подкорка, с их «корковыми и подкорковыми тараканами». Мозг получает сигналы из внешней среды: «обстановочная афферентация» — это те обстоятельства среды, в которой вы находитесь. Вы сейчас где? В комнате? В вагоне метро? Вот такая у вас обстановочная афферентация.

В рамках этой обстановочной афферентации на вас может подействовать какой-то «пусковой стимул». Например, любимый человек может вас поцеловать в метро и в квартире, в зависимости от обстановочной афферентации у вас будут, надо полагать, разные на это реакции.

Ваш мозг как-то интерпретирует случившееся и должен будет принять решение, как вам действовать дальше. Вот, собственно, для этого по центру находится «мышление», «принятие решения».

И вот тут у нас начинается самое интересное — мы перемещаемся в правую часть схемы. Допустим, из-за того, что вас поцеловали в вагоне метро, вам стало неловко. Теперь вам надо как-то ответить на действие второй половины, но сделать это так, чтобы поцеловавший вас человек не почувствовал, что вы сильно недовольны. То есть вам, конечно, неловко — что это, вообще, за лобзания на людях?! Но вы не так чтобы в гневе — мол, что с него или с неё взять? Против очарования не устоишь! Что ж, поздравляю, у вас появляется «акцептор результата действия» — то есть тот результат, который вы хотите достичь, осуществив то ответное действие, которое вам надлежит сейчас сделать. Исходя из этой цели у вас в голове формируется «план действий».

Первый пункт вашего плана — вы отстраняетесь («действие»). Но тут же вам прилетает «результат действия»: любимый человек смотрит на вас с недоумением — мол, это что такое, я не понял (не поняла)?

Вы это считываете («параметры результата») и благодаря «обратной афферентации» соотносите то, что получилось, с тем, чего вам хотелось достичь (с «акцептором результата действия»).

Так, достичь вы хотели явно не этого… Что делать? Быстро формируется новый «план действий», и вы улыбаетесь («действие») своей половинке. Очень трогательно, но половинка ещё недовольна — продолжает хмуриться и супиться («результат действия»).

Снова «обратная афферентация», сличение «параметров результата» с целью («акцептором результата действия») и новый «план действий»: вы лукаво подмигиваете его или её недовольной мине и тихо шепчете: «Люблю тебя!»

Итак, ещё одно ваше «действие», он/она расплывается в улыбке и что-то там начинает довольно урчать («результат действия»). «Параметры результата» с помощью «обратной афферентации» оцениваются как отвечающие характеристикам «акцептора результата действия», и… бинго!

Всё происходит с промежуточными «планами действий», «действиями», «результатами действий» и «обратными афферентациями».

Так же и собака Анохина отучалась кашлять, задевая лапой за поверхность клетки, а кошка Анохина отучалась разгибать лапу там, где она должна была быть согнутой. Круг за кругом, результат за результатом — к цели, которую мозг уже имел в себе, — тому самому акцептору результата действия.

В приведённых примерах, и у вас, и у прооперированных животных был вполне внятный акцептор результата действия — то есть конечная цель, которую хотелось достичь. Откуда же эта цель берётся? Смотрим на левую часть схемы: «мотив», «память», «обстановочная афферентация», «пусковой стимул».

Чтобы реализовать мотивы, вам нужна карта реальности, где можно будет проложить соответствующий маршрут.

Упражнение: НАЙТИ ЯКОРЯ В РЕАЛЬНОСТИ

Итак, вот он — перечень вопросов для домашней работы:

• Где вы находитесь? То есть к чему вы имеете доступ?

• Какие в том, что вы имеете, есть нереализованные ещё вами возможности?

• Что вы можете предпринять, чтобы эти возможности реализовались?

• Кто тот человек, на которого вы будете равняться, которому вы будете подражать, у которого вы будете учиться?

Должен напомнить наш тезис о необходимости знания. Ваша память должна наполниться подробностями и деталями, вам необходима максимально подробная карта реальности.

Чем лучше карта, которая у вас на руках, чем она точнее, тем меньше у вас шансов на первом же шаге оступиться.

ПЕРЕДЕЛАЙТЕ РЕАЛЬНОСТЬ ПОД СЕБЯ

Личная история. Любая дисциплина, если уж меня учат на врача-психиатра, должна иметь — хоть где-то, хоть каким-то касанием — отношение к психиатрии. Это стало для меня судьбоносным открытием! Анатомия, гистология, биофизика, биохимия… нервной системы, психофармакология и прочее и дальше на протяжении всего обучения в академии каждую дисциплину, я рассматривал под этим углом зрения. И знаете, ну вот везде же что-то находилось!

Куча последовательных акцепторов результата действия от одной маленькой победы до другого несильного проигрыша — это и есть путь к большому успеху.

Молодым людям я просто должен сказать это: не спешите жить, не гонитесь за тем, чтобы сразу и сполна получить весь профит, который только может прийти в голову. Завершив жизненные планы к каким-нибудь тридцати годам, возможно, вы станете ощущать себя настолько невыносимо, что это даже трудно сейчас представить, — когда полезете на стену от ощущения бессмысленности собственной жизни.

Рай не наступит, когда ваша финальная, как вам сейчас кажется, цель будет достигнута. Вы останетесь с тем же внутренним напряжением ретикулярной формации и с теми же желаниями, которые, удовлетворившись, воскресаю т снова, но с ещё большей силой.

Не бежать надо от ситуаций, где вам тяжело, а искать их. А найдя, ценить сложность задачи, которую вы решаете. Чем сложнее задача, тем сильнее напряжётся ваш мозг, а чем сильнее он напряжётся, тем больше будет от него — ленивого — проку.

★1

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн