В конце 2019 года нефтяные цены получили ощутимую поддержку. Ситуация на энергетическом рынке выглядит более оптимистично чем, например, в конце прошлого 2018 г. Расширение квот на сокращение объема добычи странами ОПЕК+ с 1,2 млн б/д до 1,7 млн б/д, дополнительное обязательство по сокращению добычи со стороны Саудовской Аравией — ниже квоты ОПЕК — на 0,4 млн б/д, заключение соглашений между Китаем и США по первой фазе переговоров 13 декабря являются позитивными факторами, которые позволяют рассчитывать на сценарий краткосрочного возвращения цены Brent к $70 за баррель.
Вместе с тем глобальный взгляд на рынок нефти в 2020г. остается очень осторожным, если не тревожным. Министерство энергетики США в своем краткосрочном прогнозе от 10 декабря (Short-term Outlook) снова повторило о том, что оно ожидает рост глобальных запасов нефти — особенно в первой половине 2020 года. Международное Энергетическое агентство (МЭА) 12 декабря даже с учетом дополнительного сокращения добычи ОПЕК+ в первом квартале 2020г. предсказывает для первого квартала 2020г. рост глобальных запасов в объеме на 700 тыс.б/д! Этот прогноз выглядит очень тревожно, поскольку, по мнению МЭА, по сравнению с теперешней ситуацией (ноябрем 2019г.) предложение нефти ОПЕК+ (при условии выполнения в целом странами соглашения) сократится в первом квартале примерно на 0,5 млн б/д. Несомненно, проблемы баланса спроса и предложения связаны в т.ч. с ожиданиями сезонного спада спроса на рынке.
ист IEA (МЭА))
Если проанализировать последнюю статистику добычи и решения ОПЕК+, то получается следующая количественная картина требуемых на декабрьском заседании ОПЕК+ действий.
По сравнению с ноябрем 2019г. Саудовская Аравия должна с января 2020г. сократить добычу нефти на 106 тыс. б/д, Ирак на 177 тыс б/д!!!, ОАЭ на 90 тыс. б/д, Нигерия на 45 тыс. б/д, Кувейт на 36 тыс.б/д, Алжир на 14 тыс б/д, Россия на 81 тыс. б/д, Азербайджан на 6 тыс.б/д. По остальным странам сбор точной ноябрьской статистики, к сожалению, затруднителен. Итого по этому основному списку масштаб сокращений добычи предусмотрен в объеме 0,572 млн б/д, в т.ч. собственно по странам ОПЕК 0,485 млн б/д.
Понятно, что «договориться», это ещё не означает «осуществить сокращение» добычи на самом деле. Наибольшие вопросы в плане готовности действовать решительно вызывают Ирак, который регулярно не выполняет решения по самоограничению ОПЕК+, и Россия, — нашим нефтяным компаниям технически трудно сокращать добычу в зимние месяцы. Поэтому не исключено, что достичь реального сокращения и в 0,5 млн б/д в первом квартале 2020г. не удастся, если, конечно, локомотив ОПЕК+ — Саудовская Аравия — опять не будет компенсировать невыполнение плана Ираком и др.
ист. ОПЕК, расчеты автора, Bloomberg, нац.стат.данные
Вызов 2020 года для рынка углеводородов — ускорение роста добычи нефти в странах не ОПЕК. Декабрьский доклад ОПЕК завершается подведением неутешительных для картеля балансовых итогов года, хотя это, конечно, ярко не пропагандируется. Прирост мирового спроса в 2020г. оценивается на уровне 1,08 млн б/д, а прирост мирового предложения (включая нестабильный газовый конденсат — NGLs) +2,2 млн б/д. Итого избыток предложения нефти в 2020г. — 1,12 млн б/д. Эта годовая оценка, конечно, больше чем предлагаемое сокращение в первом квартале 2020г. со стороны самого ОПЕК, а именно 0,485 млн б/д. Но если согласиться с тем, что все решения ОПЕК от 6 декабря будут выполнены, то баланс поначалу выглядит даже оптимистично. Недостаток предложения в первом квартале составит, исходя из оценок самого картеля, по моей оценке, 0,064 млн б/д. Это сильно контрастирует с оценкой того же парижского МЭА (смотри текст выше), согласно которой избыток предложения нефти в первом квартале составит 0,7 млн б/д.
Количественный парадокс состоит в том, что картель ОПЕК прогнозирует прирост предложения нефти в 2020г. со стороны стран не-ОПЕК 2,17 млн б/д даже в большем объеме, чем более пессимистичное МЭА +2,1 млн б/д. Никто не спорит с тем, что продолжается прирост сланцевой добычи в США, растет добыча в Канаде, вводятся в действие новые глубоководные месторождения в Норвегии, Бразилии, Гайане. Но оценка распределения ввода новых нефтедобывающих мощностей у двух организаций заметно разнится. Парадоксально и то, что ОПЕК закладывает в расчеты на 2020 год даже меньший прирост глобального спроса (+1,08 млн б/д), чем МЭА (+1,2 млн б/д).
В октябре 2019г. в Норвегии запущена раньше срока добыча на месторождении Johan Sverdrup, мега проект в Северном море
Как бы там ни было, ОПЕК предвидит нарастание проблем с избытком предложения на рынке нефти, начиная со второго квартала и особенно во второй половине 2020 года. Напротив, МЭА видит проблемы на рынке как раз в первом полугодии 2020г. В признании дефицита предложения на рынке нефти в 4-ом квартале 2019г. МЭА и ОПЕК всё-таки сходятся.
Наблюдающаяся бэквардация по фьючерсам Brent и WTI, кажется, подтверждает большую правоту ОПЕК в этом балансовом споре. Цены более дальних нефтяных фьючерсных контрактов в конце 2019 года меньше, чем более ближних. Подобное расхождение выдает для наблюдателя ситуацию текущего дефицита физического предложения товара на спот рынке. В конце прошлого 2018 года было, кстати, наоборот, — более ближние контракты торговались по цене ниже, чем более дальние фьючерсы. На рынке в декабре 2018 годе очень опасались избытка предложения нефти. Проблемы с сокращением добычи из-за санкций против Ирана и Венесуэлы были не столь очевидны. Однако соблюдение соглашения по сокращению добычи ОПЕК совершило чудо, цены выросли. Лишь обострение торговой войны США и КНР в мае 2019 г. опустило цену нефти.
разница цены ближайшего фьючерса и 12 месячного по Brent. Cейчас спрэд находится в отрицательной зоне,
наблюдается бэквордация
В конце 2019 года на энергетическом рынке действуют новые факторы — 1) ожидания ввода новых стандартов IMO с 1 января 2020г., которые ужесточают требования к содержанию серы в морском топливе (с 3,5% до 0,5%), 2) ввод в действие новых транспортных мощностей в Техасе, что улучшает экспортные возможности по лёгкой американской нефти. Действия этих факторов вносят немалые новации в ситуацию на нефтяном рынке. Так, цена более легкой марки Brent повышается по сравнению с российским URALs и ближневосточным Dubai. Но всё равно общий вывод остается за предположением о том, что ОПЕК удалось отсрочить время возможного снижения нефтяных цен до следующего заседания в начале марта 2020 года. В ближайшем будущем поддержан вариант роста цены к $70
Душин Олег
которые позволяют рассчитывать на сценарий краткосрочного возвращения цены Brent к $70 за баррель
Значит ОПЕК+ можно еще сокращать добычу черного золота.
Небольшое сокращение добычи заметно компенсируется ростом цены.
Тут главное не переборщить и не дать американским сланцевикам вздохнуть кислороду. Надо держать их в полупридушенном состянии.
Их и финансирующие их американские банки.
Ничего личного, чиста бизнес.