Блог им. Cryptocritics
Учитывая, как мне до смерти надоело жужжание корпоратов про HR-маркетинг, HR-бренд и всякую хренотень вокруг них (истерика пока не сравнима с аджайлом-бигдатой-блокчейнами, но стремится к ним), то самое время высказаться и разобраться в сути явления. И заодно сразу же наброшу про информационную безопасность в компаниях, потому что вся эта суета — вещи одного порядка и одной природы.
Заблуждение первоеHR-маркетинг — это не рюшечки и тимбилдинги и прочее. Это не влажные мечты отдела кадров о том, что они наконец сделают ЧТО-ТО ВЕЛИКОЕ, благодаря чему их шеф наконец оценит и перестанет вытирать об отдел ноги. Это не выигранная премия «HR-бренд», которая вообще никакого отношения к реальности не имеет! И это не идиотские замеры уровня счастья сотрудников, после которых все равно не меняется примерно ничего!
Это никак не помешает компании быть позорным дерьмом в лице дефицитных кадров, которые даже в кризис не так просто получить.
Заблуждение второеИнформационная безопасность — это не сношающие мозг по любой фигне безопасники. Это не чтение переписки сотрудников, камеры, мини-сота в офисе и не прослушка звонков. Это не прорва регламентов, которые запрещают примерно всё. Это не регулярная ругань, когда безопасники тендерную документацию превращают в молитву для вызова сатаны.
Всё это никак не мешает регулярно сливать клиентские базы за три рубля и обносить клиентские ячейки.
HR-маркетинг и HR-бренд, равно как информационная безопасность, начинается с внятного менеджмента, систем мотивации, реалистичных карьерных лифтов и здоровой корпоративной культуры. Чтобы в конторе как минимум было не зашкварно работать. Чтобы рабочий день не был похож на пребывание в концлагере или психушке. Чтобы здравый смысл и компетентность были главной темой на всех уровнях, а не изредка и кое-где. И чтобы не хотелось контору вынести и продать по частям, а ДОБРОВОЛЬНО работать на общий профит, четко понимания ЗАЧЕМ И ЧТО каждый делает.
А это посложнее чем софт понавешать, запреты в инструкциях написать, прослушку устроить, а потом тренинги с коучами проводить, фасилитаторов приглашать и бег в мешках с бухлом в загородном отеле устроить.
HR-маркетинг по-русскиВозьмем два простых, понятных одновременно классических примера типичного HR-маркетинга в его реальном российском исполнении. Где достаточно было включить сразу хоть немного здравого смысла — но естественно, здравый смысл противоречил замыслам руководства компаний.
ПРИМЕР 1.
«Роза Хутор» — ведущий горнолыжный курорт страны. Потенциально в нем работать могло бы быть престижно. Но вот история: их офис находится в поселке Новинки в Истринском районе Подмосковья. От ближайшей ж/д станции пешком не дойдешь. Регулярность автобусов от м. Тушинская можно посмотреть здесь. Кого в итоге-то хотят нанять в компанию — жителей Красногорска? Истры? Нахабино? Живущих сторого в Тушино работников, которые никогда не опоздают на не самый частый автобус? Да все проще. Кто-то из топов задолбался пилить в столицу по стоящему Новорижскому шоссе. И решил — а хрен ли, пусть холопы сами ко мне едут. И офис у себя в деревне подешевле сниму — профит! И смогу до работы пешком ходить минут за пять. Ну ок, маршрутку лохам организую с барского плеча.
И топу решительно положить, что таким образом он сужает первичную воронку набора персонала, и даже количественно он сможет посмотреть меньше людей. Не то что качественно. Потом этот же управленец будет удивляться, почему набрали опять не тех, и почему те, кто нужны, выставляют заградительный прайс или просто шлют сразу кадровиков на хрен. И почему "работать не с кем, одни кретины кругом". Так ты сам, товарищ, первый кретин в списке — потому что самостоятельно обрезал сам себе выбор. И заодно возможности для бизнеса. Всё ради того, чтобы жопу до машины не тащить, но при этом жить с комфортом за городом. Теперь можешь хоть обвыигрываться в HR-бренд и хоть сотню семинаров по HR-маркетингу посетить.
ПРИМЕР 2.
Пример с «Розой Хутор» не единственный. Таковых десятки только по Москве, где холопы сами должны в огороды к барину доползти, чтобы барская жопа имела опцию никуда себя не таскать. И тот пример еще относительно «нормальный». Но есть один агробизнес (жаль забыл название), где головной офис находится в лютой жопе на Калужском шоссе в коттеджном поселке, где барин от щедрот переделал пристройку к даче под офис. В округе естественно кроме дач ничего, еду рабам надо возить с собой, дорога к поселку и к даче раздолбана в лучших российских традициях. Корпоративная маршрутка ровно одна и уходит ровно в 9 утра до офиса. Не удивлюсь, если местный царёк яростно требует со своих кадровиков больше лидов и недоумевает, почему никого нормального нанять не могут.
Вся эта суета с HR-брендом и с одноименной премией появилась примерно по той же причине, по которой в рашнбизнисе любят интернет-маркетинг и всякие концепции брендинга. То есть примерно ни хрена напрягаться, процессы не выстраивать, бардак не лечить, зато упаковкой прикрыть критические недостатки продукта, а то и попросту попробовать завернуть откровенное дерьмище в подарочную упаковку. А дальше надеяться, что конечный клиент запах кала не заметит.
Настоящий HR-бренд означает ровно несколько вещей: низкую текучесть кадров, быструю скорость закрытия даже дефицитных вакансий (потому что кандидаты хотят сами попасть в компанию мечты) и высокую долгосрочную финансовую отдачу на единицу персонала (что в нормальном маркетинге, а не эрзаце для кадровиков, называется модным словом LTV — life-time value). То есть компания в итоге должна быть более чем прибыльной. Опять же с перспективой прибыли на долгосрок. А не как WeWork, на который мастурбируют отдельные журналисты «Ведомостей», где прибыльность на пару с личным обогащением были за счет инвесторов. Итог — уголовное дело в США и головной инвестор (SoftBank) в дерьме с ног до головы.
А еще HR-бренд означает отсутствие крупных репутационных провалов, которые скорее всего устроит не HR-отдел, а кто-то другой в компании.
Например пиарщики или топ-менеджмент. Или все сразу — если посмотреть на «Аэрофлот», где Суперджет падает, а виноваты у компании чемоданы, а не пилоты. Где котиков ненавидят вместе с пассажирами вместо внятного объяснения, почему коту надо было сбросить 2 кг, а владельцу животного не заниматься цирком. Где срач с профсоюзом пилотов по оплате труда идет чуть ли не со времен СССР. Где вдове погибшего в катастрофе Суперджета оказывается надо доказывать моральные страдания в суде, чтобы получить компенсацию. Отличный работодатель «Аэрофлот» не находите? Прямо-таки их HR-бренд сияет над столицей Родины и все лучшие люди стремятся в нем работь.
Равно как и в аэропорте «Шереметьево», где нет отдельного быстрого досмотрового входа для сотрудников и никаких льгот на «Аэроэкспресс». То это плати 1000 рублей каждый рабочий день, чтобы уехать и приехать на работу, и стой в общей длинной очереди на досмотр. А за опоздание, конечно же, по жопе раздадим. Как видите, созданы все условия, чтобы лучшие люди страны работали в аэропорте имени нашего всего. Потом грузчиков на лето найти не могут и начинается бардак вокруг багажа.
Ну и, конечно, HR-бренд означает ОТСУТСТВИЕ выходов видео на канале «Все работы хороши» и им подобных. О чем уже успели пожалеть «Спортмастер», «Магнит», «Тинькофф» и прочие, где дерьмо внутри компаний вылезло наружу. Что конечно же прибавило желания у людей там работать, не так ли? Потому что в «концлагере» и «психушке» работать так весело и приятно!
Как видите, в России зашквар-конторой стать очень не сложно, а HR-брендом… Ну, как вам сказать… Проще премию купи… Конечно же выиграть в сложной и честной борьбе!
HR-бренд — влажные мечты о HR-величии и грязная убогая реальностьЧтобы понять что с HR-бредом в России на деле, достаточно посмотреть на номинантов и победителей премии «HR-бренд» и сравнить с тем, что в реальности. Чтобы в итоге увидеть, что это всего лишь очередная попытка купить себе кусочек репутации на рынке труда за три копейки вместо того, чтобы ее полноценно заработать.
Вот номинанты за 2019 год. «Пятерочка и „Эльдорадо“ — уже неплохо. Как раз про „Эльдорадо“ скоро выйдет выпуск на „Все работы хороши“. После которого наверняка под их топ-менеджментов загорятся стулья так же ярко, как и у „Спортсмастера“. Про „Пятерочку“ — достаточно посмотреть на том же канале видео про „Магнит“ и прикинуть, что Пятерочка — это „Магнит“-лайт. Отличные кандидаты. Мало того, там есть еще и „Oriflame“. Вы что, серьезно? МЛМ в качестве HR-бренда?! Может еще и МММ с „Кэшбери“ туда добавим? Или пирамиду PRIZM — Джигурда и присевший Дима Васильев были ей очень довольны!
Теперь смотрим за 2018 год. Аэрофлот со спецноминацией „Рабочий фокус“ за наиболее интересные HR-проекты, направленные на повышение значимости работы на производстве, рост вовлеченности сотрудников рабочих специальностей и формирование уважения к людям труда в обществе. Уверен, пилоты Аэрофлота и пассажиры сгоревшего Суперджета оценили это. „Бургер кинг“ с номинацией „Равные возможности“, о которых (равных возможностях мыть пол в час ночи) более чем наглядно показано во „Все работы хороши“. „Цифровую трансформацию HR“ взял Рамблер, в котором бардак и перестановки уже кажутся вечными. И среди номинантов был МЛМ-ный Amway (а чо не сразу NL International?) и Luxoft, рассказами про зашквары и кидки которого полон Ebanoe.it. Где эту ИТ-компанию кроме „Лохсофт“ никак и не зовут. В общем, все в этих компаниях хотят работать, потому что HR-бренд у них на недостижимой высоте.
2017-й год — »Евросеть" в качестве победителя премии. 2018-й год — видео про Евросеть на канале «Все работы хороши». HR-бренда хватило ровно на год. Скоропортящийся товар, не иначе. Тогда же снова оказался в победителях Орифлейм — не, ну а чо? Странно что не было Мавроди — он тогда был еще жив и давал возможность быть занятыми массе людей. И «Макдональдс» с «Бургер Кингом», про которые опять же можно посмотреть видео на канале у Олега Ассы. Ну и инфоцыганский универститет-банкрот «Синергия» в номинантах. Уверен, вы таки рветесь в эти компании на работу.
Дальше продолжать или вы уже понимаете, что премия «HR-бренд» это такая уже убогая попытка компания показать себя лучше, чем они есть, как и всякие «Товар года», «Народная марка» или «Бренд года»? И что эти все потуги не имеют никакого отношения к построению нормального HR-бренда и нормального HR-маркетинга. Просто классическое корпоративное биполярное расстройство.
Одной рукой творим херню, другой — клянчим премии, и верим, что премии всё спасут и всё решат. И повысят менеджерское ЧСВ конечно же!
= = = = =
P.S. А что нынче кадровики понимают под HR-маркетингом — я покопаюсь отдельно. Если что, буду плакать кровавыми слезами и тошнить на ковер за вас.
= = = = =
Оригинальный пост: https://zen.yandex.ru/media/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da/propavshie-dengi-btce-milliony-maizusa-novosibirskie-energetiki-i-bitsmedia-5dd129d36e8b7e61c05bddec
Основной блог: https://zen.yandex.ru/media/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da
Телеграм-канал «Криптокритика»: https://t.me/cryptocritique
Телеграм-канал «Маркетинг хуяркетинг»: https://t.me/marketinghuyarketing
Получается, например, ОАО «ПСК» (из состава Интер РАО) — настоящий HR-бренд, но об этом никто не знает, так как там текучка близка к нулю, а если есть вакансия, то сразу закрывается.