Блог им. Cryptocritics

HR-бренд и HR-маркетинг - жалкая профанация вместо реальной пользы

Учитывая, как мне до смерти надоело жужжание корпоратов про HR-маркетинг, HR-бренд и всякую хренотень вокруг них (истерика пока не сравнима с аджайлом-бигдатой-блокчейнами, но стремится к ним), то самое время высказаться и разобраться в сути явления. И заодно сразу же наброшу про информационную безопасность в компаниях, потому что вся эта суета — вещи одного порядка и одной природы.

Заблуждение первое

HR-маркетинг — это не рюшечки и тимбилдинги и прочее. Это не влажные мечты отдела кадров о том, что они наконец сделают ЧТО-ТО ВЕЛИКОЕ, благодаря чему их шеф наконец оценит и перестанет вытирать об отдел ноги. Это не выигранная премия «HR-бренд», которая вообще никакого отношения к реальности не имеет! И это не идиотские замеры уровня счастья сотрудников, после которых все равно не меняется примерно ничего!

Это никак не помешает компании быть позорным дерьмом в лице дефицитных кадров, которые даже в кризис не так просто получить.

Заблуждение второе

Информационная безопасность — это не сношающие мозг по любой фигне безопасники. Это не чтение переписки сотрудников, камеры, мини-сота в офисе и не прослушка звонков. Это не прорва регламентов, которые запрещают примерно всё. Это не регулярная ругань, когда безопасники тендерную документацию превращают в молитву для вызова сатаны.

Всё это никак не мешает регулярно сливать клиентские базы за три рубля и обносить клиентские ячейки.

HR-бренд и HR-маркетинг - жалкая профанация вместо реальной пользы

С чего должно всё начинаться

HR-маркетинг и HR-бренд, равно как информационная безопасность, начинается с внятного менеджмента, систем мотивации, реалистичных карьерных лифтов и здоровой корпоративной культуры. Чтобы в конторе как минимум было не зашкварно работать. Чтобы рабочий день не был похож на пребывание в концлагере или психушке. Чтобы здравый смысл и компетентность были главной темой на всех уровнях, а не изредка и кое-где. И чтобы не хотелось контору вынести и продать по частям, а ДОБРОВОЛЬНО работать на общий профит, четко понимания ЗАЧЕМ И ЧТО каждый делает.

А это посложнее чем софт понавешать, запреты в инструкциях написать, прослушку устроить, а потом тренинги с коучами проводить, фасилитаторов приглашать и бег в мешках с бухлом в загородном отеле устроить.

HR-маркетинг по-русски

Возьмем два простых, понятных одновременно классических примера типичного HR-маркетинга в его реальном российском исполнении. Где достаточно было включить сразу хоть немного здравого смысла — но естественно, здравый смысл противоречил замыслам руководства компаний.

ПРИМЕР 1.

«Роза Хутор» — ведущий горнолыжный курорт страны. Потенциально в нем работать могло бы быть престижно. Но вот история: их офис находится в поселке Новинки в Истринском районе Подмосковья. От ближайшей ж/д станции пешком не дойдешь. Регулярность автобусов от м. Тушинская можно посмотреть здесь. Кого в итоге-то хотят нанять в компанию — жителей Красногорска? Истры? Нахабино? Живущих сторого в Тушино работников, которые никогда не опоздают на не самый частый автобус? Да все проще. Кто-то из топов задолбался пилить в столицу по стоящему Новорижскому шоссе. И решил — а хрен ли, пусть холопы сами ко мне едут. И офис у себя в деревне подешевле сниму — профит! И смогу до работы пешком ходить минут за пять. Ну ок, маршрутку лохам организую с барского плеча.

И топу решительно положить, что таким образом он сужает первичную воронку набора персонала, и даже количественно он сможет посмотреть меньше людей. Не то что качественно. Потом этот же управленец будет удивляться, почему набрали опять не тех, и почему те, кто нужны, выставляют заградительный прайс или просто шлют сразу кадровиков на хрен. И почему "работать не с кем, одни кретины кругом". Так ты сам, товарищ, первый кретин в списке — потому что самостоятельно обрезал сам себе выбор. И заодно возможности для бизнеса. Всё ради того, чтобы жопу до машины не тащить, но при этом жить с комфортом за городом. Теперь можешь хоть обвыигрываться в HR-бренд и хоть сотню семинаров по HR-маркетингу посетить.

ПРИМЕР 2.

Пример с «Розой Хутор» не единственный. Таковых десятки только по Москве, где холопы сами должны в огороды к барину доползти, чтобы барская жопа имела опцию никуда себя не таскать. И тот пример еще относительно «нормальный». Но есть один агробизнес (жаль забыл название), где головной офис находится в лютой жопе на Калужском шоссе в коттеджном поселке, где барин от щедрот переделал пристройку к даче под офис. В округе естественно кроме дач ничего, еду рабам надо возить с собой, дорога к поселку и к даче раздолбана в лучших российских традициях. Корпоративная маршрутка ровно одна и уходит ровно в 9 утра до офиса. Не удивлюсь, если местный царёк яростно требует со своих кадровиков больше лидов и недоумевает, почему никого нормального нанять не могут.

HR-бренд и HR-маркетинг - жалкая профанация вместо реальной пользы

Почему HR-бренд вам не поможет

Вся эта суета с HR-брендом и с одноименной премией появилась примерно по той же причине, по которой в рашнбизнисе любят интернет-маркетинг и всякие концепции брендинга. То есть примерно ни хрена напрягаться, процессы не выстраивать, бардак не лечить, зато упаковкой прикрыть критические недостатки продукта, а то и попросту попробовать завернуть откровенное дерьмище в подарочную упаковку. А дальше надеяться, что конечный клиент запах кала не заметит.

Настоящий HR-бренд означает ровно несколько вещей: низкую текучесть кадров, быструю скорость закрытия даже дефицитных вакансий (потому что кандидаты хотят сами попасть в компанию мечтыи высокую долгосрочную финансовую отдачу на единицу персонала (что в нормальном маркетинге, а не эрзаце для кадровиков, называется модным словом LTV — life-time value). То есть компания в итоге должна быть более чем прибыльной. Опять же с перспективой прибыли на долгосрок. А не как WeWork, на который мастурбируют отдельные журналисты «Ведомостей», где прибыльность на пару с личным обогащением были за счет инвесторов. Итог — уголовное дело в США и головной инвестор (SoftBank) в дерьме с ног до головы.

А еще HR-бренд означает отсутствие крупных репутационных провалов, которые скорее всего устроит не HR-отдел, а кто-то другой в компании.

Например пиарщики или топ-менеджмент. Или все сразу — если посмотреть на «Аэрофлот», где Суперджет падает, а виноваты у компании чемоданы, а не пилоты. Где котиков ненавидят вместе с пассажирами вместо внятного объяснения, почему коту надо было сбросить 2 кг, а владельцу животного не заниматься цирком. Где срач с профсоюзом пилотов по оплате труда идет чуть ли не со времен СССР. Где вдове погибшего в катастрофе Суперджета оказывается надо доказывать моральные страдания в суде, чтобы получить компенсацию. Отличный работодатель «Аэрофлот» не находите? Прямо-таки их HR-бренд сияет над столицей Родины и все лучшие люди стремятся в нем работь.

Равно как и в аэропорте «Шереметьево», где нет отдельного быстрого досмотрового входа для сотрудников и никаких льгот на «Аэроэкспресс». То это плати 1000 рублей каждый рабочий день, чтобы уехать и приехать на работу, и стой в общей длинной очереди на досмотр. А за опоздание, конечно же, по жопе раздадим. Как видите, созданы все условия, чтобы лучшие люди страны работали в аэропорте имени нашего всего. Потом грузчиков на лето найти не могут и начинается бардак вокруг багажа.

Ну и, конечно, HR-бренд означает ОТСУТСТВИЕ выходов видео на канале «Все работы хороши» и им подобных. О чем уже успели пожалеть «Спортмастер», «Магнит», «Тинькофф» и прочие, где дерьмо внутри компаний вылезло наружу. Что конечно же прибавило желания у людей там работать, не так ли? Потому что в «концлагере» и «психушке» работать так весело и приятно!

Как видите, в России зашквар-конторой стать очень не сложно, а HR-брендом… Ну, как вам сказать… Проще премию купи… Конечно же выиграть в сложной и честной борьбе!

HR-бренд — влажные мечты о HR-величии и грязная убогая реальность

Чтобы понять что с HR-бредом в России на деле, достаточно посмотреть на номинантов и победителей премии «HR-бренд» и сравнить с тем, что в реальности. Чтобы в итоге увидеть, что это всего лишь очередная попытка купить себе кусочек репутации на рынке труда за три копейки вместо того, чтобы ее полноценно заработать.

Вот номинанты за 2019 год. «Пятерочка и „Эльдорадо“ — уже неплохо. Как раз про „Эльдорадо“ скоро выйдет выпуск на „Все работы хороши“. После которого наверняка под их топ-менеджментов загорятся стулья так же ярко, как и у „Спортсмастера“. Про „Пятерочку“ — достаточно посмотреть на том же канале видео про „Магнит“ и прикинуть, что Пятерочка — это „Магнит“-лайт. Отличные кандидаты. Мало того, там есть еще и „Oriflame“. Вы что, серьезно? МЛМ в качестве HR-бренда?! Может еще и МММ с „Кэшбери“ туда добавим? Или пирамиду PRIZM — Джигурда и присевший Дима Васильев были ей очень довольны!

Теперь смотрим за 2018 год. Аэрофлот со спецноминацией „Рабочий фокус“ за наиболее интересные HR-проекты, направленные на повышение значимости работы на производстве, рост вовлеченности сотрудников рабочих специальностей и формирование уважения к людям труда в обществе. Уверен, пилоты Аэрофлота и пассажиры сгоревшего Суперджета оценили это. „Бургер кинг“ с номинацией „Равные возможности“, о которых (равных возможностях мыть пол в час ночи) более чем наглядно показано во „Все работы хороши“. „Цифровую трансформацию HR“ взял Рамблер, в котором бардак и перестановки уже кажутся вечными. И среди номинантов был МЛМ-ный Amway (а чо не сразу NL International?) и Luxoft, рассказами про зашквары и кидки которого полон Ebanoe.it. Где эту ИТ-компанию кроме „Лохсофт“ никак и не зовут. В общем, все в этих компаниях хотят работать, потому что HR-бренд у них на недостижимой высоте.

2017-й год — »Евросеть" в качестве победителя премии. 2018-й год — видео про Евросеть на канале «Все работы хороши». HR-бренда хватило ровно на год. Скоропортящийся товар, не иначе. Тогда же снова оказался в победителях Орифлейм — не, ну а чо? Странно что не было Мавроди — он тогда был еще жив и давал возможность быть занятыми массе людей. И «Макдональдс» с «Бургер Кингом», про которые опять же можно посмотреть видео на канале у Олега Ассы. Ну и инфоцыганский универститет-банкрот «Синергия» в номинантах. Уверен, вы таки рветесь в эти компании на работу.

Дальше продолжать или вы уже понимаете, что премия «HR-бренд» это такая уже убогая попытка компания показать себя лучше, чем они есть, как и всякие «Товар года», «Народная марка» или «Бренд года»? И что эти все потуги не имеют никакого отношения к построению нормального HR-бренда и нормального HR-маркетинга. Просто классическое корпоративное биполярное расстройство.

HR-бренд и HR-маркетинг - жалкая профанация вместо реальной пользы

Одной рукой творим херню, другой — клянчим премии, и верим, что премии всё спасут и всё решат. И повысят менеджерское ЧСВ конечно же!

= = = = =

P.S. А что нынче кадровики понимают под HR-маркетингом — я покопаюсь отдельно. Если что, буду плакать кровавыми слезами и тошнить на ковер за вас.

= = = = = 

Оригинальный пост: https://zen.yandex.ru/media/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da/propavshie-dengi-btce-milliony-maizusa-novosibirskie-energetiki-i-bitsmedia-5dd129d36e8b7e61c05bddec

Основной блог: https://zen.yandex.ru/media/id/592d3ad87ddde88dbd5af2da

Телеграм-канал «Криптокритика»: https://t.me/cryptocritique

Телеграм-канал «Маркетинг хуяркетинг»: https://t.me/marketinghuyarketing

★1
Я так понял, HR-бренды вообще не шумят по поводу того, что они HR-бренды.
Получается, например, ОАО «ПСК» (из состава Интер РАО) — настоящий HR-бренд, но об этом никто не знает, так как там текучка близка к нулю, а если есть вакансия, то сразу закрывается.
avatar

Кирилл Сизов

Чиар бренд нужен только для айти компаний, для остальных можно по разному издеваться над холопами, все равно за миску супа рады вкалывать.
avatar

Eugeny Umolinov


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Залогиниться

Зарегистрироваться
....все тэги
UPDONW