Блог им. Marek

Откуда взялась чудо-цена на американский СПГ для Польши?

18.10.2018, 17:05 
Польша станет первой страной Европы, полностью отказавшейся от российского газа? Варшава весьма недовольна тем, что вынуждена приобретать «голубое топливо», согласно действующему до 2022 года контракту, по более высокой цене, нежели соседняя Германия. В качестве стратегических партнеров для избавления от российской зависимости выбраны Соединенные Штаты Америки, которые готовы поставлять свой СПГ в Польшу танкерами. Однако, помимо политических мотивов, вопрос экономической целесообразности никто не отменял. Прокачиваемое по трубе «Газпромом» в Европу топливо дешевле, чем американский СПГ. Или уже нет?

Глава PGNiG, польского партнера «Газпрома», Мачей Вожняк, заявил, что его компания смогла заключить договоры на поставку СПГ из США по цене, которая будет примерно на 30% ниже, чем у трубопроводного российского. В ближайшие два десятилетия Польша будет получать по 2 миллиона тонн сжиженного природного газа от Venture Global LNG. На аналогичные объемы поставок Варшава рассчитывает и от американской компании Port Arthur LNG. 2 миллиона тонн СПГ – это порядка 2,7 миллиарда кубометров газа после процесса регазификации, то есть, всего поляки будут получать дополнительно 5,4 миллиарда кубов «голубого топлива» из США.

За братьев-славян можно только порадоваться за обретенную ими возможность диверсификации поставок энергоресурсов. Но откуда такая чудо-цена? Неужели капиталистические хищники из Штатов готовы ближайшие двадцать лет работать себе в убыток?

Специалисты отмечают, что заявление главы PGNiG весьма одиозное, поскольку он не раскрыл всю формулу столь невероятного ценообразования. Однако понять, откуда ноги растут, можно. Согласно договору между американскими поставщиками и польскими потребителями, экспорт СПГ будет проходить по формуле Free on Board (FOB). Это означает, что производитель энергоносителей передает все права на них покупателю в момент загрузки на танкер и больше не имеет к ним никакого отношения. Бремя страховки груза и его доставки до пункта назначения лежит на польской компании.

Собственно говоря, именно этим и может объясняться невероятно низкая цена американского СПГ, про которую говорил Вожняк. Газ покупается в США на спотовой площадке Henry Hub, где он действительно вдвое дешевле, чем «газпромовский». Но глава польской энергетической компании забыл упомянуть про такие непременные расходы покупателя, как его доставка в порт, дорогостоящая процедуру сжижения, страховка груза и сама доставка при необходимости арендовать танкер-газовоз. Регазификация СПГ тоже будет стоить немалых денег. Поэтому можно считать сделанное главой PGNiG заявление дутой сенсацией.

Тогда зачем же Варшава все-таки связывается с дорогим американским СПГ? На самом деле, российский газ Польше нужен. Да, на политическом уровне элиты страны выступают против проектов «Газпрома» в Европе. Но потребление «голубого топлива» в стране растет: с 2007 года оно выросло 14,4 до 19,1 миллиарда кубометров. СПГ из Норвегии, Катара и США идет, но он дорогой, что делает экономику Польши неконкурентоспособной, например, с соседней Германией, которая вскоре получит и «Северный поток-2». Вероятнее всего, Варшава будет использовать свои американские контракты на СПГ как аргумент в переговорах с «Газпромом» после истечения действующего договора, чтобы выбить более выгодные условия.

Что непосредственно до покупаемого в США сжиженного природного газа, то есть вероятность, что он вообще может до Польши не дойти. Об этом свидетельствует сама формула, по которой газ приобретается.
“Этим летом газпромовский газ продавался в Старом Свете по 220 долларов, а в Азии голубое топливо покупали по 350–370 долларов за тысячу кубов. Естественно, на поставках в Азию можно было заработать больше. – поясняют специалисты. 
То есть, получив СПГ в американском порту в свою собственность, Польша может просто перепродать его в страны Азии или Южной Америки, поставки куда гораздо выгоднее, чем в Европу. Также Варшава может сыграть на настроениях Киева, перепродав этот дорогой газ Украине. 
topcor.ru/2917-na-tret-deshevle-rossijskogo-kak-pojavilas-chudo-cena-na-spg-dlja-polshi.html
★1
27 комментариев

М-м-м, то есть, 50% скидка на газ в хабе при заливке не покрывает расходы по транспортировке и закачке в местную сеть? Что за бред.

Допустим наш газ стоит 100р на «месте», а тот 50р (судя по статье) на хабе. Но даже если представить, что оставшиеся 50р разницы (что полный бред) уйдут на транспорт, сжижение и прочее, то Польша получит диверсификацию в поставках (что круто). То есть минимум нихрена не потеряет. А в перспективе поимеет еще и рычаг давления на цену нашего газа.

А если прикинуть, что к 2020 амеры создадут в ЕС инфраструктуру для предоставления поставки «под ключ» — то все встанет на свои места. Вливаются в рынок. Это только первые ласточки.

avatar
Cheshirsky Kot, Начните с простого — если американский газ такой дешёвый, прекрасный и доступный, но на кой ляд нужна вся эта свистопляска и продавливание разрешений на строительство СП-2? Неужели это хитрый план по закупкам труб и оплате кровавого путинского режима?
оставшиеся 50р разницы (что полный бред)
FOB. Это как если бы ты за колбасу покупал не в соседнем доме, а на другом конце страны каждый раз катаясь за ней лично.
А сколько по вашему сжирают всякого рода налоги, страховки, логистика? 50% от стоимости продукта на полке в вашем магазине принадлежит именно всей этой ерунде. А завод выпускает продукцию по копеечным ценам.

avatar

Пётр Новак, потому что устранение конкурента — залог дальнейшего увеличения цены. Разве это не очевидно?

Еще раз. Газ стоит из трубы газпрома на месте условно 100р. С сжижением, налогами и прочими неотъемлемыми составляющими. Теперь есть хаб, где его цена 50р (на примере статьи). Я голословно утверждаю (а по-другому и не могу, это же интернеты), что фрахт, налоги, перекачка, сжижение, прдение, пиво капитана и слив соляры по пути — не «съедают» эти 50р. С учетом разработки новых экономичных и более вместительных газовозов — тем более.

Вы же зачем-то начали юродничать на тему «прекрасной Америки» и прочей хероты и сравнивать газ с колбасой. Вопрос. Какую мысль вы хотели донести, и зачем?

avatar
Cheshirsky Kot, мысль простую и противоположную вашей — очень даже съедает.
Пока интересовался объёмами газа импортируемого польшей: www.vedomosti.ru/business/articles/2018/06/28/774017-polsha-amerikanskim-spg
Насчитывают, что американский газ будет стоить едва ли не на 45 баксов дороже российского. Да и импортируется 9,64 млрд кубометров, когда заменить хотят лишь 5,4.
avatar

Пётр Новак, Прекрасно. В Ведомостях пишут что стоимость на хабе 137$ за 1 тысячу кубов. (на 2023 год). Танкер типа LNG вмещает 266 000 м3. То есть полностью его залить это 36.5 млн $.

Далее, из расчета Ведомостей следует, что цена на выходе (с учетом инфраструктуры, опять же на 2023) — 300+$ за тысячу м3.

Значит транспортировка, и инфраструктура стоят 43.3 млн$? (за минусом цены самого продукта, это чисто цена сверху). Окей допустим. Теперь глубже. Опять же допустим что «наземная часть» съедает 2\3 от стоимости всех расходов (уверен, что львиная доля это фрахт, но допустим опять же что 2\3. Значит стоимость самого фрахта — 15 млн. (может я и заблуждаюсь, поправьте)

Теперь еще копнем. Расход топлива = 140 тонн\сутки. Плыть нам неделю туда и неделю обратно = грубо 2000 тонн. Стоимость мазута = 600 бачинских\тонна (с котировки взял) = 1.2 млн $, я даже заложу еще 2 млн на расходы, экипаж и прочее (это заведомо дохрена, но пусть будет итого 3млн$ за ходку туда-обратно. 

Это значит, что если цена на фрахт 15 млн, а расходы 3, ну хер с ним давайте 5! Да 5! То в сухом остатке 10 млн. Стоимость корабля 290 млн $. Ходок в год (по 3 недели беру, неделя на слив\забор) =17. то есть 17 в год, уверен такие корабли не простаивают. Значит ли это, что корабль окупается за 2-3 года? Похоже на бред. Но если он не окупается, а это ОЧЕВИДНО, что он не окупается за 2-3 года, то выходит что фрахт не может стоить 15 млн. Значит если фрахт стоит в 2 раза меньше (ну допустим 7.5) — то вся наземная инфраструктура стоит что… 35 млн? То есть равна стоимости самого топлива???? Это что за бред? Слить газ в порту и закачать в танки стоит 35 мультов? А привезти через всю Атлантику 7.5?

 

Вообще к чему мой сей опус. Когда где-то пишут цифру, чтобы разубедить общественность — сядьте и посчитайте. Расходы топлива, стоимость кораблей, их объем и вообще все что угодно — легко найти.

Ну и я готов к тому, что я не прав, и меня разубедят. Если я не прав в расчетах (как-то серьезно ошибся) — то признаю вину и уйду с позором. 

Update.

добрый человек уже расписал фрахт.

Расстояние от Польши до Техаса – 5500 миль

Судно-Газовоз среднего размера идёт со скоростью 16 узлов.

Судно тратит топлива на доставку и вернуться назад – 800 000 $

Фрахт (экипаж и всё обслуживание ) – 840 000 $

Портовые сборы, лоцмана, буксиры в 2 портах  примерно по минимуму – 60 000 $

Итого доставка судном обойдётся — 1 700 000 $  (за одну ходку).

против моих 5 млн. то есть я заложил в 2.5 раза больше.

Вы чувствуете что ведомости вас наеб… вают?

 

avatar
Cheshirsky Kot, сидеть считать цифры это увлекательно, особенно когда никогда не занимался перевозом газообразных веществ в танкерах. Поэтому даже простейшие вещи запросто могут быть непонятны в таких перерасчётах.
Поэтому можно простой вопрос? Вот там в самом начале 137 баксов за 1 000 м3. 266 000 м3 вмещает танкер, т.е. 266 тысяч кубометров.
Откуда у вас получается 36,5 млн вечнозелёных? Или я пропустил и где-то цена за газ значится 137 000 долларов за 1000 кубометров? Но вроде бы бред. 266 000 000 м3 в танкер? Но гугл подсказывает что в него влезет 110-120 тысяч валовой вместимости, каждая единица которой имеет 2,83м3. Т.е. вроде бы и тут не та тысяча. Получается 36,5 тысяч долларов газа на судне? А это совсем другое процентное соотношение стоимости топлива к привезённому газу, совсем другое количество необходимых кораблей и прочее-прочее.

UPD 5500 миль гугл выдаёт в одну сторону. То есть стоимость топлива только гружёного топлива 1 200 000, если брать что он обратно идёт порожняком и тратит топлива в 1,8-1,5 раза меньше, это получается одно только топливо будет стоить уже не 800 000, а в 2,5 раза выше — 2 000 000 $.

Уход с позором это не интересно. Интересно же понятно свою ошибку и научиться использовать данный опыт в будущем.
Ну и конечно же интересно понять где же подвох с закупками СПГ и почему же традиционно принято считать что он очень дорогой.
avatar

Пётр Новак, окей, попробуем разобраться. Я конечно посчитал неверно. Спасибо, что поправили.

Итак. Объем сжатия газа — 600 раз. То есть 266 000 тонн сжиженного газа это 160 млн м3. Отпускают очевидно за 1000м3 не сжиженного. То есть 160 млн\1000 * 137$ = 21.8 млн$. Что противоречит моей предыдущей цифре на 35% (условно). 

Значит, что на выходе, за 300$ весь танкер уйдет за 48 млн$.

В итоге, получается, что даже если из 48млн вычесть 21.8 млн (сырье) и вычесть фрахт (возьмем ваши 2млн, хоть я и считаю что это дофига) то выйдет 24.2 млн остатка на наземные «услуги», что все равно выше стоимости самого сырья+сам фрахт. Что лично для меня немыслимый бред. Поэтому считаю что «Ведомости» пи… ят как дышут. И цена на 20% меньше чем у газпрома БОЛЕЕ чем реальна.

парируйте сударь) Надеюсь я ничего не напутал опять)

avatar
Cheshirsky Kot, 2 млн это будет только топливо на судно. Сверху за месячную поездку скорее всего нарисуется не 800 тысяч, а уже как минимум в 1,5-2 раза больше. Т.е. конечная стоимость только морской перевозки идёт к 4м миллионам.
А дальше… А дальше будет тоже самое чем мы и занимались ранее — зная конечный ответ будем подгонять исходные цифры под результат. Потому что я вот не знаю за что платится 137 баксов за 1000 кубов. Это ведь цена биржи, так? Входит ли в эту цену что газ доставят до порта? Что газ сожмут до нужного состояния? Маржа продавца?
К примеру взяв с РБК www.rbc.ru/newspaper/2018/04/20/5ad76fec9a7947264a3b96e7
«Операционные затраты на сжижение газа на «Ямал СПГ», по оценке Vygon Consulting, составляют около $2,85 за MBTU.»
А 1 000 м3 содержит 35 800 000 BTU, получается что только сжижение стоит почти 100 баксов. А его ещё обратно разжижить надо. (Или не надо? Нагреть его до комнатной температуры и сам испарится?)
Но получается что только сжижение и перевозка добавят 125 долларов к начальной стоимости, что будет 262 доллара против 222 у газпрома. Это явно никаким образом не дешевле на 30%.
avatar
Cheshirsky Kot, старая поговорка: за морем телушка полушка да рубль перевоз
avatar
Пётр Новак, Пётр Новак, Кто то считал почем водка была в 90-х годах, чтоб народ не обращал внимания. Оказалось цену  снизили до себестоимости крышки для бутылки.
avatar
У Польши, если что, трубопровод от Норвегии. Плюс сама Польша сама добывает газ, покрывая 20% своих нужд.
avatar
nk1, 
20% — это серьезно.
Энергонезависимые.
nk1, да пусть перерезают себе трубы с российским газом. нам не жалко.
мы ни кого не заставляем жить в тепле и уюте за дёшево.
avatar
iaa9001, конкретно тебе ни так ни так ничего не перепадет. Употребляя слова «нам» и «мы» ты ведешь речь конкретно о небольшой кучке олигархата, приближенного к пенсу.
avatar
Kokos Abrikos, какой ты сердобольный однако, сопереживаешь мне незнакомому человеку... 
avatar
nk1, я бежала за ним полчаса, чтоб сказать как он мне противен) как считаете, что касается газа, то кто в ком заинтересован более- Россия в Польше или наоборот? и не забывайте что поляки всеми силами поддерживают демократическую украинскую власть и им придется газ норвежский пропускать братьям-славянам… хватит ли мощностей?
avatar
Сергей, госпади, откуда вы такие первоканальные плодитесь там у пригожина.

Они думают о том, куда девать ИЗЛИШКИ после 2022. И специально, чтобы экспортировать излишки, прокалдывают трубы к соседним странам — к тем самым, которые вы так ненавидите.

www.bloomberg.com/news/articles/2018-10-18/careless-banker-talk-plagues-poland-s-prime-minister

Additionally, the country produces more than 4 billion cubic meters of its own gas a year and in order to export an excess it may have post-2022 it’s building links with neighboring countries including Slovakia, Lithuania, the Czech Republic and Ukraine.
avatar
nk1, фразу «а за что вас любить» чаще слышу от восточноевропейцев… но ненависть не так и плохо если это взаимно и я рад за поляков и их соседей что у них все хорошо, главное чтоб перемога не вышла зрадой в итоге… как частенько
avatar
Да Поляки просто страхуются. У них сейчас очень напряженные отношения как с немцами, так и с русскими. Учитывая, что контракты Газпрома на транзит с Украиной истекают в конце 2019. А на условия Украины Газпром никак не согласен, и вообще Россия наверное собирается лишить Украину всех транзитных доходов. То газа который пойдет в европу, учитывая и северный поток-2, будет недостаточно, без украинского транзита, учитывая что немцы с поляками в контрах, то они будут последними, куда немцы направят газпромовский газ, тем более, что поляки активно вставляли палки в северный поток-2. А газ брать где-то  надо, вот и приходится покупать у США. Пока еще дешево. А реально если Украинский транзит прекратится, то цены на газ для Польши будут не маленькие.
А почему все комментаторы странным образом умалчивают, что отгрузка LNG с терминалов в U.S -> Poland начнется только с 2023 года?
avatar
Пора покупать акции сланцевых компаний США.
avatar
Если честно, я на месте Польши бы тоже не покупал.
И дело не в деньгах.
Унизили мы их жестка. Были на пол европы, а потом их не стало.
А вот Турки как то слабоваты… но правда мы их в 0 не изводили.
avatar
Вы практически ответили на мой вопрос, осталось примерно понять сколько Польша дополнительно потратит к цене.
avatar
Не парьтесь, парни.У пшеков есть лавэ.Они, вон, с 1 октября возраст пенсионный снижают.Беата Шидло заявила, что предвыборное обещание партии «справедливость» выполнено.Деньги на пенсии есть… России давно пора перестать жить природными ресурсами, тогда не будет так бомбить от газового отказа.
avatar
 Америка всех победит, ток проблемы монополии не отменить. Когда газ будем мы покупать с америки, а все заводы сдадим на металл, он как мне кажется будет стоить раз в 10 дороже.
avatar

теги блога Марэк

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн