Блог им. student_vrt

Ситуация на российских рынках: Что произошло за неделю

Ситуация на российских рынках: Что произошло за неделю

В прошлую пятницу (6 апреля) США объявили о санкциях против российских организаций и граждан. Это спровоцировало обвал акций некоторых крупных компаний и ослабление рубля. Ситуацию усугубили новости об атаках в Сирии и возможном запрете на покупку российского госдолга.

Поговорили с нашим коллегой, Андреем Тимошиным, главным стратегом по валютным и сырьевым рынкам финтех-компании DTI Algorithmic, о том,

  • на ком сильнее всего отразились санкции,
  • почему ЦБ не помогает рублю,
  • как санкции повлияют на экономику России в долгосрочной перспективе.

Ниже его подробное интервью.

Про санкции против предпринимателей

— Какие компании сильнее всего пострадали от санкций?

— Сильно пострадал Русал — один из ведущих игроков на рынке алюминия, наш крупнейший игрок в стране. Он работает на экспорт, продавая около 7% алюминия в мире, что довольно много.

Акции компании в этот же день сильно отреагировали, опустившись на 20%. В понедельник (9 апреля) снижение продолжилось. Лондонская, Нью-Йоркская и Чикагская биржи перестали принимать алюминий от Русала в качестве обеспечения по фьючерсным торгам. Это довольно значительно и действительно ограничивает нашего игрока. Он не монополист рынка, мы должны это понимать, поэтому это убивает всю его конкурентоспособность.
Ситуация на российских рынках: Что произошло за неделю

Также сильно (на 20% в моменте) потерял Сбербанк — а это топовая бумага российского рынка — ввиду того, что он самый активный кредитор Русала.

Ситуация на российских рынках: Что произошло за неделю

Александр Бутманов, управляющий партнер финтех-компании DTI Algorithmic в эфире РБК “Рынки. Позиция" от 9 апреля:

«Я сторонник свободной экономики, но, с другой стороны, когда экономика подвергается воздействию кейнсианскими методами жестокого регулирования, [мы должны реагировать точно так же]. А санкции США и уничтожение игрока, достаточно эффективного последние годы, — это кейнсианские меры, то есть деформация рынка экономически–силовым путем.

Я вообще не поддерживаю бизнес–вмешательство со стороны государства, но в данном случае я считаю, что наше государство заинтересовано в том, чтобы напрямую зафондировать группу Дерипаски банковским финансированием и дать столько денег, сколько нужно. Потому что сейчас это нерыночное воздействие. На нерыночное воздействие следует отвечать нерыночными методами.»

Про вторую волну падения на рынках

— Почему падение продолжилось?

— Санкции вышли в пятницу, после этого у нас были выходные (7–8 апреля). На них, как утверждают иностранные источники, произошла химатака в Сирии. Президент США Дональд Трамп на это отреагировал — впервые в своем Twitter напрямую обвинил Россию. Информация об этом отразилась в ценах во вторник (10 апреля) — на российском валютном рынке произошел прайсинг геополитических рисков.

Ситуация на российских рынках: Что произошло за неделю

#подробнее О предполагаемой химической атаке и бомбардировках в Сирии в статьях The Bell

Во вторник также продолжилась тема санкций: в США был внесен законопроект — и это вообще беспрецедентно — который запрещает игрокам работать с вновь выпущенным российским госдолгом со сроком обращения более 14 дней. Если его примут, то спустя 90 дней тот, кто станет работать с нашим долгом, сам попадет под санкции. Это будет выражаться в блокировке счетов и так далее — им будет в плане международной работы перекрыт кислород.

#справка Эксперты полагают, что если данный законопроект и будет принят, то в урезанном виде. Минфин США уже выступил против данной меры, как и администрация Дональда Трампа

— Сильно ли повлияет такое ограничение на российские бумаги и валюту?

— Американские институты — это те, кто делает керри-трейд. Это огромные капиталы, поэтому такие ограничения — удар, отрезающий нас от мировой ликвидности. С другой стороны, в керри-трейде доходность уже спорная. Наш ЦБ снижает ставку, а ФРС ее поднимает — приносящий прибыль спред уменьшается. Сейчас добавилась валютная переоценка — это 15% в моменте — то есть нужно понимать, что влияние керри в любом случае снижается.

Поэтому если первая волна паники в понедельник прошла в основном по акциям, то вторая волна во вторник пришлась на валютный рынок и долговой. Все выходили из облигаций, а распродать облигационный портфель — дело не часа, несмотря на неплохую ликвидность. Это большие очень деньги и продавать их надо не один день. При этом все выводили средства из рублевых активов в доллары, что отразилось на курсе.

— Значит, давление на рубль будет наблюдаться и дальше?

— Скорее всего, глобальные игроки, которые работают напрямую с американскими контрагентами, будут и далее распродавать свои российские портфели. Также в среднесрочном периоде они будут, скорее всего, делать их переоценку — ввиду политического риска и падения котировок каких-то крупных игроков. Риски страновые на Россию сейчас действительно будут максимально пересмотрены.

При этом интересно посмотреть на торговые войны между США и Китаем. Несмотря на всю риторику, Китай все-таки уступил — заявил о готовности снизить пошлины на американские автомобили. Будет такое противопоставление — с одной стороны, нормализация отношений с Китаем, а с другой, ужесточение для России по всем фронтам.

Александр Бутманов, управляющий партнер финтех-компании DTI Algorithmic в эфире РБК “Рынки. Позиция” от 12 апреля:

«Нужно посматривать на CDS [11 апреля их стоимость выросла — прим. DTI]. [Правда] них слегка низкий эффект базы — CDS в целом на Россию последние годы стоили не очень дорого.

Рубль нужно сравнивать со своими „компаньонами“. [Мексиканская, турецкая, венгерская валюты, валюта ЮАР и даже бразильский реал] немножко обесценились. Я бы сказал, что была фаза ослабления доллара, поэтому, наверное, пришел момент немножко ему укрепиться. Геополитической премии относительно возможных военных действий еще в рубле не особо-то много. Ее нужно смотреть через CDS.»

Про возможные действия властей

— Как на санкции реагируют власти?

— В начале недели рынку от них поступали сигналы, что ситуация волатильна, но не критична, — например, со стороныЭльвиры Набиуллиной, Максима Орешкина и Аркадия Дворковича. Минфин также довольно оперативно отложил покупку валюты, чтобы не подогревать дополнительно рынок.

Если будут запросы прямые от крупных корпоративных игроков — может быть, у кого-то долги валютные еще остались, нужно их выкупать — наверное, ЦБ отреагирует через аукционы РЕПО. Опыт у регулятора был в 2014 году, и инструмент показал себя эффективным.

По моему мнению, до достижения уровня в 70 рублей за доллар ЦБ активно действовать не будет. Однако, скорее всего, регулятор приостановит снижение ставки в целях среднесрочной стабилизации валютного рынка.

Активно реагировать сейчас не будут, потому что текущие уровни всех устраивают. Локально эта ситуация для бюджета РФ даже хороша: сейчас нефть на локальных максимумах из-за угрозы военных столкновений и прогнозируемого роста спроса. На это отреагировал и фондовый рынок — к примеру, Татнефть перебила свои исторические максимумы.

Ситуация на российских рынках: Что произошло за неделю

В результате ослабления рубля сверхдоходы от нефти еще больше растут, Минфин заработал на переоценке купленной валюты. Другой вопрос, что эти сверхдоходы, вероятно, пойдут на спасение попавших под санкции компаний — того же Русала.  Правительство может помочь компании с ликвидностью через санируемый Промсвязьбанк, поскольку она важна для экономики России — создает десятки тысяч рабочих мест.

Александр Бутманов, управляющий партнер финтех-компании DTI Algorithmic в эфире РБК “Рынки. Позиция” от 11 апреля:

«Я бы хотел, чтобы наше правительство и наши госкомпании оказались теми самыми хитрыми людьми, которые сейчас увидят, сколько стоит доллар и сколько стоит нефть. Я предлагаю сделать российский бюджет сверхполным — захеджировать нефть и захеджировать доллар.

Продавайте доллар, продавайте нефть. Тем самым у вас так называемая „бочка в рублях“ будет 4,5 тысячи — это на 30% перевыполнение бюджетного плана [в нем заложена нефть по 3,6 тыс. рублей — прим. DTI]. Это было бы феерически здорово.»

Про перспективы

— Будут ли иметь текущие события долгосрочный эффект?

— Текущая ситуация для страны очень плоха в долгосрочном периоде. У нас нет длинных денег, а в этих условиях построить наукоемкое производство сложно.

Например, я хочу производить чипы — это разработки в течение 10 лет, запуск в производство еще 5 лет. На все это нужны кредитные линии на 15–20 лет. А в России для бизнеса в принципе нет кредитования более чем на 5 лет.

Эта проблема нашей страны — короткие деньги — обусловлена нестабильностью. В текущей ситуации, если посмотреть на долгосрочный период, нестабильность еще растет, а длинных денег еще меньше, они еще менее доступны.

Но это в долгосрочной перспективе плохо, а пока нормально. Газопроводы строятся, от них Европа просто так не откажется — все обеспечивают свою энергетическую безопасность. Это особенность современного мира: можно напрямую воевать, но при этом торговать — всегда находятся посредники.


Эта статья изначально была опубликована в Дайджесте DTI — еженедельной подборке новостей об экономике и новых технологиях. Подписаться на Дайджест можно по ссылке.

Больше статей доступно на blog.dti.team


теги блога Александр Бутманов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн