Случай с крупнейшим банком Азербайджана – все считают, что только дефолтом все не обойдется. Что же произошло?
МБА (международный банк Азербайджана) в середине мая объявил о своем дефолте. Он является самым крупным и старейшим банковским учреждением республики. По сумме активов в эквиваленте составляют порядка 10 млрд. дол., а это 40% суммарных активов всех банков Азербайджана.
Хроника падения.
Открытие банка произошло в 1990 году. Тогда он был отделением Внешэкономбанка СССР. В планах правительства республики были меры по проведению приватизации всех банков. Однако, выйдя из состава акционеров большинства малых финансовых структур, государство приняло решение контрольный пакет оставить за собой. Таким образом, с момента основания и до начала 2015 года доля государственного капитала в активах банка не менялась и составляла чуть больше половины (50,2%). Остальными 49,8% владели частные лица.
Как оказалось, решение о задержке с приватизацией банка оказалось ошибочным. Первичные проблемы стали появляться в 2008 году. Октябрь 2009 года принес банку заключение агентства Fitch, которое сочло, что 35% кредитов банка являются «проблемными». Правительство республики влило в капитал банка порядка 100 млн. дол. Эти ресурсы помогли банку проработать до 2013 года. Впоследствии, вливания превратились в ежегодные. Увеличение капитала банка за пятилетие превысило 600 млн. дол., что явилось огромной суммой для республики с годовым ВВП в 40 млрд. дол.
Решение, заключающееся во вливании финансовых ресурсов в банковский капитал, результата не дало. Снижение цен на нефть, а затем решение о девальвации национальной валюты позволили сделать вывод, что большинство кредитов банка не могут быть возвращены. Правительством была разработана программа спасения – кредиты, являющиеся проблемными, передавались госкомпании Aqrarkredit по их балансовой стоимости. Банком в 2016 году были получены обязательства Центробанка Азербайджана, совокупной стоимостью 7,5 млрд. манатов (порядка 4,7 млрд. дол.). Это привело к расчистке баланса банка и его должны были приватизировать. Но по какой-то причине этого не случилось.
Замена проблемных кредитов на обязательства центробанка республики положение дел не улучшило. Пассивы банка состояли на 70% в иностранной валюте. Руководство республики, начиная с 2011 года поддерживало политику удержания курсового соотношения маната с долларом, но падение котировок нефти сделало девальвацию неизбежной. Национальная валюта была отпущена в свободное плавание. К концу 2016 года задолженность достигла 4,8 млрд. дол., активы же в валюте только 2 миллиарда. Такое положение дел вынудило правительство республики принять решение об объявлении дефолта в отношении внешних обязательств.
Правительством было обещано выделение 4-го транша помощи в объеме 3,7 млрд. манатов (порядка 2,1 млрд. дол.). Планируемая реструктуризация долгов должна привести к снижению активов на 30%. Банковская структура тогда будет готова к приватизации.
Ожидания инвесторов.
Затраты по банку, занимающему лидирующее положение в банковской системе, превысили 14 млрд. манатов (ориентировочно 7,5 млрд. дол.). Хронологию можно было бы и закончить. Но, проблемы республики не заканчиваются. Объявление о дефолте и проведение реструктуризации были совершенно неуместными. В случае согласия кредиторов с предложениями по условиям реструктуризации долга, банковская экономия возможна в сумме, не превышающей 326 млн. дол. Это составляет лишь малую долю суммарных вложений в дело спасения.
Меры предложенной реструктуризации были с недовольством восприняты у иностранных инвесторов. В течение всех предыдущих лет правительством республики не раз во всеуслышание было объявлено о намерениях поддержать банк, что способствовало участию МБА в работе финансового рынка, не взирая, что о проблемных вопросах в банке было известно давно. В течение довольно продолжительного периода времени в странах мира с высочайшим кредитным рейтингом, как у Азербайджана, дефолт системными эмитентами не объявлялся. Азербайджан с низким госдолгом (приняв долги МБА, госдолг будет составлять порядка 27% ВВП) и большими резервами может оказать поддержку МБА, но не желает оплачивать за него. Борьба за экономию в 326 млн. дол. обостряет риски столкновения с судебными исками, способными привести к блокировке валютных банковских платежей, что может привести к панике у вкладчиков.
Кредиторы остались недовольны решением банка о проведении реструктуризации в соответствии с местными нормами законодательства. Обязательства на общую сумму в 1 млрд. дол. включают в тебя — депозит нефтефонда «Софаз», находящегося в юрисдикции государства. Азербайджану хотелось бы провести голосование среди участников пула, в числе которых «Софаз» с 1/3 долга и 2/3 у остальных участников. Желаемый результат – участники должны согласиться с реструктуризацией, чтобы она стала обязательной для всего числа кредиторов.
Крупные мировые фонды воспримут факт дефолта МБА крайне негативно. При анализе долгового рынка, можно заметить, что подавляющее число обязательств – это задолженности компаний с госсобственностью и безрадостным положением дел в области финансов. К примеру, монополия по добыче нефти Petroleus Mexicanos из Мексики скопила долговые обязательства на 100 млрд. дол.
Если МБА перейдет к реструктуризации, списав часть долга, это может привести к нарушению негласного правила, по которому госкомпании поддерживаются всем имуществом государства, а дефолт по обязательствам производится в исключительном порядке. Это приведет к переоценке рисков в инвестировании и пересмотру существующих методик.
Западные фонды вряд ли сдадутся, принимая во внимание спорные аргументы МБА. А пока затянуты вопросы согласования реструктуризации, растут риски для самой страны. Снизившиеся же на 20% от стоимости еврооблигации МБА в валюте, может быть, станут неплохой инвестицией для любителей сверхдоходностей. С другой стороны, возможный дефолт Азербайджана может спровоцировать рост ставок и обвал на фондовых рынках развитых стран.
Источник.
В Сбере я с белой зарплатой в 65 т. рублей в месяц не мог взять кредит 400 т.р., чтобы добавить для покупки квартиры, просто по тому, что мне дали справку 2НДФЛ устаревшего образца, хотя там был и телефонный номер бухгалтерии и работодатель более чем надежный… Уперлись рогами, Москва не пропустит и все, отвали… А в Азербайджане как так получилось, что каждый третий не стал платить? да еще и обязательства банка на 70% валюте? Они что только за границей занимали что ли?