Блог им. artemkovtun

Газ вместо нефти, как морское топливо

Суть вопроса. Обсуждали и здесь и вообще все так обсуждают. Причина обсуждений — требования понизить серу до 0,5-0,1% в морском транспорте до 2020-2025 года (с 2015 в определенных районах как Балтийское море). Это можно сделать за счет ультра низко сернистого дизеля (Россия его экспортирует в Европу, ULSD, но и арабы готовы его делать в огромных масштабах), за счет установки очистки выхлопа (скруббер — модуль на существующие двигателя), за счет перехода на сжиженный газ. Главная тема обсуждений, что мол нет инфраструктуры что бы обслуживать корабли на газу, потому что нет таких кораблей, и нет выгоды строить топливные терминалы, а кораблей нет потому что нет где их заправлять (ну еще и постройка вроде дороже чем обычные на 15-20%). Замкнутый круг вроде как.

Первый контейнеровоз на LNG «Isla Bella» Джексонвиль, Флорида.

Газ вместо нефти, как морское топливо 

В отчете ОПЕК (найдете по «Box 2.1») пишут детальнее. В настоящее время насчитывается около дюжины небольших бункерных СПГ-терминалов, в Балтийском и Северном морях. Берген, Осло, Ставангер, Турку, Зебрюгге и Стокгольм в настоящее время предлагают услуги СПГ бункеровки. Они позволили создать небольшой флот СПГ судов для работы в Балтийском и Северном морях, где строгие правила 0,1% содержание серы уже реализованы. В США, порт Лос-Анджелеса и Fourchon также предлагают СПГ бункеровку. Сингапур недавно объявил, что он начнет работать над пилотным проектом СПГ бункеровки в 2017 году и планирует предложить СПГ бункеровку в 2020 году. Около 30 международных морских портов, среди которых: Антверпен, Гамбург, Бремерхафен, Гавр, Сантандер, Фуджейра, Буэнос-Айрес, Чжоушань и Пусан - в процессе размещения, или планируют предложить СПГ услуги бункеровки в будущем. 

Со стороны спроса есть признаки повышенной уверенности в наращивании технологии СПГ изнутри судоходной отрасли. Норвегия ведущая страна в использовании СПГ для бункеровки. В 2013 году 40 норвежских судов использовали СПГ в качестве топлива; и это число будет увеличиваться в ближайшие годы, чему способствовует правительственная поддержка. Costa Cruises, часть Carnival Corporation, недавно объявила о что они заказали четыре СПГ-топливных мега круизные судов, которые должны быть поставлены в течение 2019 и 2020. Другой вопрос, что до конца не ясно что будет с введением требований в действие в 2020, или их отложат до 2025, что заьтрудняет понимание целесообразности инвестиций (как видим для тех кто в теме не затрудняет, кто-то владеет инсайдом и строит потихоньку и первый). 

Цена вопроса. Топливо для морского транспорта занимает относительно небольшой удельный вес в потреблении нефти, хотя и прирастает с развитием морской торговли (которая всегда была двигателем цивилизаций). 

Газ вместо нефти, как морское топливо

Существеннее то, что корабли плавают в основном на мазуте и что бы заменить этот флот потребуются многие инвестиции в НПЗ, в портовые топливные терминалы, в посредников, в новые корабли, и даже в новый персонал. Residual fuel (остаточные нефтепродукты) и oil fuel (мазут) в колонках marine bunkers (морские топлива). Таблицы показывают процент использования нефтепродуктов в разрезе отраслей. 

Газ вместо нефти, как морское топливо

Видим, что мазуты есть и в генерации электроэнергии, но это скорее как отходы у нефтедобывающих стран, практически только они добывают электрику из нефти-мазута (топочный мазут есть еще такое название). 
Газ вместо нефти, как морское топливо

О каком рынке речь? Где угрозы или перспективы? Намечается сдвиг на рынке скорее СПГ — потребности в нём, чем на рынке нефти. Которой не страшны и электромобили. Если учесть, что 1 баррель нефти равен 1,6994 МВт-час, то в год 12,5 млрд бочек на топливо для автомобилей (в 2010, чуть меньше половины от всего потребления нефти), это 21 243 ТВт-час, немного больше чем вырабатывается электроэнергии всего в мире за год. Кроме того, что нужно удвоить выработку электроэнергии, но что бы доставить электрику потребителю машины, нужно еще сделать электросети, трансформаторы, кучу кабелей и разного всего. Это десятки триллионов долларов инвестиций и сотни тысяч нового очень квалифицированного персонала, который тоже нужно обучить. Даже на этапе лет 100 такая замена маловероятна. Причем, выгоды как таковой пока не намечается. На картинке ниже прирост пассажирских автомобилей. Видим темпы развитых стран (OECD) и резервы в развивающихся (нехватка до уровня развитых). 

Газ вместо нефти, как морское топливо

11 комментариев
Так еще в 2010г. было в мире более 1 млрд. автомобилей, не считая большегрузных.
avatar
owl-ural, а на картинке последней разве не такая цифра (кроме того, что различают пассажирские авто — на картинке, и коммерческие, и уж потом грузовики)? Напиши внятно почему на этом акцент или в черный список, разговор у меня короткий.
avatar
Цифра 1 млрд на картинке относится к 2013г. Меня удивило, что за 2011 и 2012 г. практически не изменилось количество автомобилей.
avatar
owl-ural, вы ошиблись с единицей измерения. http://www.statista.com/statistics/281134/number-of-vehicles-in-use-worldwide/ Кроме того, картинка лишь для масштаба прироста. Тема статьи не про автомобили. 
avatar
Артем Ковтун, в общем тема статьи интереснее, чем прирост автомобилей. У нас сделаны определенные шаги по переводу тепловозов на СПГ, но экономику процесса не опубликовали. Даже оценочную.
avatar
owl-ural, да, видел у вас в блоге статью про локомотив на газу, если попадется про развитие темы — то тоже интересно, в том же США много железных дорог, как в контексте «что будет с тикером NG». 
avatar
Артем Ковтун, один раз информация проскочила-и все. Про суда у Вас есть оценка -постройка  дороже примерно на 15-20%. Про тепловозы-ни гу-гу. Если найду информацию-напишу.
avatar
да, сейчас увидел. Спасибо
avatar
owl-ural, спасибо и вам за диалог, если несколько резко ответил вам, то лишь от засилья ботов на этом ресурсе, паранойя прямо уже. 
avatar
1 баррель нефти равен 1,6994 МВт-час — это удельная теплоемкость барреля нефти, т.е. сколько теоретически тепловой энергии можно извлечь из 1 барреля нефти.
1. На практике если 12,5 млрд бочек нефти отправить на ТЭС, то получится электроэнергии при КПД  ТЭС 30-35% около 7000-8000 ТВт-час.
2. КПД ДВС «на колесе» не больше 22,5% ((КПД  ДВС на вале двигателя максимум 25% (Термодинамический КПД максимум 42% за минусом несгоревшего топлива и механических потерь).КПД трансмиссии 90%.Итого: 22,5%)).
КПД Tesla «на колесе» 90%, соответственно для замещения 12,5 млрд. бочек нефти путем несложной пропорции (21 245 ТВт-час * 22,5%/ 90%) нужно произвести 5311 ТВт-час электроэнергии, отнюдь не впечатляющая  и вполне достижимая в ближайшем будущем цифра.
Для расчетов достаточно знаний физики и математики за 7-8 класс.  
avatar

теги блога Артем Ковтун

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн