На валютном рынке всё складывается как-то банально. Игроки сравнивают, с одной стороны, перспективы дальнейшего падение цены на нефть и возможных новых санкций против России, а с другой — оценивают возможную силушку Центробанка РФ. Во вторник курс доллара растет в тех пределах колебаний, которые были уже отмечены в пятницу 7 ноября. Как мы помним, в красный день календаря с утра казалось, что рубль ухнул в революционную черную дыру. Что, впрочем, неудивительно. Обычно такая психологическая реакция и наблюдается при паниках на финансовом рынке. Будет ли показывать спекулянтам силу своего кулака Центробанк при выходе доллара снова на уровни выше 48 рублей — это вот главный вопрос. То, что саммит АТЭС кончился, не имеет значение. По идее ЦБ в любой момент должен устроить сильную интервенцию, которая отучит игроков смотреть на ослабление курса национальной валюты как панацею от всех своих финансовых сомнений.
Если «кузькину мать» покажут, то можно рассчитывать на стабилизацию рубля. В конце концов, нефть брент стоит во вторник $82, а не те $75, на которые, по моему мнению, рассчитывали рублевые медведи, опуская рубль ниже 48р. Да, 17 ноября могут быть введены новые санкции ЕС против России, что лишний раз ударит по финансовому сектору. Однако 17 ноября Центробанк проведет первый аукцион по годовым валютным свопам, который призван закрыть потребности в долларах при выполнении корпоративных долговых обязательств в декабре ($32-35 млрд). Предыдущие попытки дать банкам доллары в краткосрочное репо и притушить тем самым их «голод» потерпели неудачу. Спекулянтам же инвалюта нужна не для погашения долгов перед западными банками, а просто потому, что она растет в цене. Но теперь уже речь идет о более солидном, годовом сроке. Центробанк, наконец, решился взять на себя более солидные финансовые риски, которые он определил в размере лимита — как $50 млрд. Это ставит аукцион 17 ноября в один ряд с практикой ЕЦБ по насыщению финансовой системы евродолларами в 2008-2009гг.
Хуже будет, если к 24 ноября, например, с Ираном договорятся по ядерной программе и с Тегерана станут снимать дальше санкции. И по тем объемам нефти, которые сейчас Иран может экспортировать, он даёт большие скидки, чем арабские страны. Если же вопрос решится «миром», к реальному росту добычи сланцевой нефти в США добавятся страхи по поводу возможностей увеличения добычи Ирана. Далее придет заседание ОПЕК 27 ноября, от которого также не ждут пока поблажек в виде уменьшения квот добычи. Другими словами, нефтяной фактор продолжает нависать над рублем как дамоклов меч, по крайней мере, до конца года. Но если нефть окажется вдруг в декабре на 85 долларах, то рубль вполне может быть на 42,5р. и даже приспускаться ниже в зависимости от «побочных» геополитических обстоятельств.
Душин Олег