Блог им. Alexey_Ternovskiy
Картина нефтяного сектора пока не вызывает существенных поводов для оптимизма инвесторов.
На фоне внешнеполитических новостей типа «то встречаемся, то не встречаемся…» индекс Мосбиржи штормит туда-сюда. Но в среднем сохраняется его уверенная нисходящая динамика, за которой следует и нефтегазовый сектор.
Также новые введенные ограничения против Роснефти и Лукойла впервые опустили котировки Лукойла до уровня 2023 года.
Конечно, эти ограничения были введены с устной оговоркой, выражающей надежду на непродолжительный срок действия этих санкций. Однако, подобным устным оговоркам уже мало кто доверяет.
Если оценить финансовые отчетности российских нефтяных компаний, то возрастающая долговая нагрузка в отчетах МСФО не так наглядно демонстрирует рост обязательств в сравнении с отчетами РСБУ. Российские отчетности по сравнению с консолидированными показывают кратное увеличение обязательств нефтегазовых компаний.
А в каком финансовом положении сейчас находятся компании нефтегазовой отрасли?
Далее рассмотрен краткий анализ изменений, происходящих в нефтянке на примере «Газпром Нефть».
Эта компания выбрана как один из примерных дивидендных аристократов, излюбленных инвесторами с классическим подходом к инвестированию.
Средняя дивидендная доходность «Газпром Нефть» за 10 лет – около 10%.
Средняя доходность от роста курсовой стоимости за 10 лет – около 20%.
Средний рост прибыли за прошлые 10 лет – более, чем в 3 раза. Но за последние три года прибыль стремительно снижалась. И сейчас суммарная прибыль за последние 12 месяцев составляет чуть более 300 млрд. р., что соответствует давним показателям 2018 года.
На фоне стремительного снижения прибыли особо настораживает снижающийся коэффициент текущей ликвидности. Текущие активы / Краткосрочные долги = 0,75 – это показатель за 2024 год. Сейчас этот коэффициент упал до 0,6 (за прошлые 12 месяцев), что говорит о нарастающих сложностях выполнения краткосрочных обязательств.
Если сравнить с более ранним периодом, начиная с 2014 года, этот показатель редко когда опускался ниже единицы.
Довольно много всем известных факторов, которые приводят к долговым сложностям нефтегазового сектора: долго удерживаемая высокая ставка ЦБ (делающая заемное финансирование более дорогим), низкие мировые цены на нефть, сложности с продажей российской нефти. Причем сложности не только санкционные. Сама российская нефть имеет меньшую рентабельность из-за большего содержания серы.
Все эти факторы создают скептический настрой у инвесторов.
Вывод. Перспективы развития нефтегазового сектора зависят от снижения воздействия выше приведенных факторов, но сроки выхода из кризиса остаются пока неопределенными.
А вы как считаете, как и когда российский нефтегазовый сектор выйдет из кризиса?