Блог им. Logo

Переполох после отчёта в Сбере

     Инвесторы перевозбудились после публикации результатов работы Сбера за июля 2025 года.
Переполох после отчёта в Сбере
     Сбер опубликовал результаты работы по итогам 7 месяцев 2025 года. Из всех затенённых зазоров российского рынка, начали выглядывать расплывшиеся в улыбке лица, скандируя и выпивая за хороший отчёт Сбера. Но разве он хороший? Если присмотреть внимательнее, он скорее нормальный. Я бы даже сказал удовлетворительный.

     Количество розничных клиентов выросло с начала года на 500к. На конец 2024 года было 109,9 млн физлиц. Много ли это? На 1 января 2025 года нас было 146 млн человек. Из них от 0 до 14 лет 25,6 млн человек. Т.е., по сути, расти на россиянах уже будет трудновато.

     Количество подписантов СберПрайм упало с 22,4 млн на конец 2024 года до 20,5 млн на конец июля 2025 года

     Кредиты юрлицам был рост в 2024 году 19%, а теперь за 7 месяцев лишь 0,5%. Похожие показатели и с кредитами физлиц. Средства юрлиц вообще уменьшились на 6,7%.

     Теперь к Чистой прибыли, которая составила 144,9 млрд рублей дала рост 2,7%. Общий рост ЧП за 7 месяцев 2025 года составил 6,8% до 971,5 млрд рублей. Это при том, что инфляция за это время была около 9%.

Переполох после отчёта в Сбере

     Рост прибыли Сбера по месяцам 2025 года к аналогичным 2024 года:


Переполох после отчёта в Сбере

     А рост то г/г падает.

За 7 месяцев 2025 г:
  • Чистые процентные доходы выросли на 16,7% г/г до 1,7 трлн руб.
  • Чистые комиссионные доходы снизились на 1,7% г/г до 413,1 млрд руб.
  • Расходы на резервы и переоценка кредитов, оцениваемых по справедливой стоимости, снизились на 7,6% г/г до 282,3 млрд руб.
  • Операционные расходы выросли на 14,1% г/г за 7 месяцев 2025 г. до 611,0 млрд руб.
     С учётом ЧП 971,5 млрд рублей и выплаты 50% в виде дивидендов, получаем накопленный размер дивиденда в размере 21,57 рублей/акцию (обоих видов). Если усреднить, то дивиденд может получиться за год в районе 36,98 рублей/акцию, что не так уж и много. Ведь на сегодня это будет лишь 11,55% дивидендной доходности.
     Это не плохо и не хорошо… это нормально.
     Некоторые аналитические шарашкины конторы рванули оценить акции Сбера в 383 рубля (с потенциалом роста аж 20%), что даёт прогнозируемую 9,65% дивидендную доходность. Кому она по такой цене нужна, когда тут можно зафиксировать в ОФЗшках доходность около 14% на долгие годы?


     
32.9К | ★7
39 комментариев
Почему вы 50% прибыли, направляемые на дивиденды сравниваете со 100% прибылью в облигациях? Сбер заработал на одну акцию в 2 раза больше, чем направит на дивиденды.
avatar
Вадим, при всем уважении, от оставшихся в Сбере 50% прибыли, простому инвестору не холодно, не жарко! Ожидания на хлеб не намажешь! Добирал акции Сбера в течении 2022-23г.

Покупка акций Сбера оказалась хорошо отработавшей инвестидеей, при цене на дне рынка, а вот стоит ли брать по текущим значениям, и зачем?
avatar
Dimas, не согласен. Компании роста вообще дивиденды не платят (или копеечные) и что?
avatar
Вадим, так они и не растут. Вон что с Диасофтом и Позитивом
avatar
Виктор Петров, а если с NVIDIA? А если бы росли ваш подход сравнения дивидендов и купонов изменился бы 
avatar
Вадим, компании роста есть только на рынке США, и они есть только потому что США необходимо откачивать с рынка напечатанные ФРС доллары.
avatar

Дмитрий Гладышев, оставшихся в Сбере 50% прибыли генерируют дополнительную прибыль, если что...

 

А по текущим таки да брать не стоит — дорого...

Дмитрий Гладышев, 
от оставшихся в Сбере 50% прибыли, простому инвестору не холодно, не жарко! Ожидания на хлеб не намажешь! 
Нераспределенная прибыль банка пополняет капитал. При сохранении рентабельности капитала на определенном уровне, капитализация части прибыли неизбежно приводит к экспоненциальному росту прибыли в будущем. В том числе к росту и распределяемой в виде дивидендов части прибыли.
При рентабельности капитала 20+ дивидендная доходность Сбера, по идее, никогда не будет на уровне или выше доходности ОФЗ. А если такой момент будет улучён, то надо брать — это подарок.
avatar
Вадим, да, это не совсем корректно, однако я исхожу из размера возврата капитала. 238 ОФЗшки, например, будут платить 2 раза в год, позволяя реинвестировать, что увеличит доход. Вместе с тем, доходность Ссбера будет увеличиваться медленно. Что мне с того, что те копейки будут оставаться в компании? сегодня прибыль, а завтра может быть убыток.
     Размер роста ЧП снижается и в какой-то момент может остановиться, если не хуже. Доходность же ОФЗ — гарант.
avatar
Виктор Петров, “Что мне с того, что те копейки будут оставаться в компании?” — эти «копейки» будут работать на увеличение будущей прибыли и стоимости компании.
«Доходность же ОФЗ — гарант» — гарант чего? Видели ни раз как складывались в разы и что будет с вашей гарантией при скачке инфляции …

Просто нельзя сравнивать дивиденды компании и купоны облигаций.
avatar
Вадим, или их потратят на какую-нибудь новую ерунду и эти средства превратятся в пыль
avatar
Виктор Петров, А если на них купят биткойн и он сделает х100 — только это уже другой вопрос — не имеющий отношения к сравнению дивидендов и купонов
avatar
Виктор Петров, это скорее Газпром практикует. А у Сбера всё в капитал идёт. Это несложно отследить по отчётности.
avatar
Виктор Петров, у нас доходность ОФЗ может легко нивелироваться девальвацией рубля и/или инфляцией. 14% годовых в рублях — это вовсе не 14% годовых в долларах США или даже в юанях. В 2024 году тоже думали, что ЦБ не будет повышать больше ставки, а даже начнет снижать их. Пока идёт СВО бюджет будет под сильным давлением. И это большой риск.
avatar
Доходность ОФЗ-шек надо сравнивать с ROE банка. Это азы.
avatar
John Wayne, зачем??? Пусть дятлы сидят в офз, вы же не хотите чтобы они сбер разогнали до 600...?
avatar
Ветерок, истину говорите.
avatar
John Wayne, можно пояснить почему «Доходность ОФЗ-шек надо сравнивать с ROE банка»… а не c див. доходностью?
avatar
Максим, да очень просто. Сам по себе банк (возьмём его как математически идеальную модель) работает как облигация. Её доходность за год — это ROE (23% сейчас для Сбера). Половина идёт на индексацию тела, половину в купон (див. доходность). 23/2=11,5%. Облигация платит купон, но тело не индексируется. Так понятно?
avatar
John Wayne, да спасибо!
avatar
Максим, он забыл упомянуть, что дивиденды — это право, а не обязательство, а купоны — именно обязательство. В данном случае (ОФЗ) обязательство государства.
     Случись чего, Сбер может потерять прибыль или что-то ещё с ней сделать, вместо выплат.
     В случае «чего» с ОФЗ" — это будет кабзда всему рынку.
avatar
Виктор Петров, ну так поэтому и баланс цен таков. В банке вы получаете больше рисков при возможно большей прибыли. В ОФЗ вы получаете меньше прибыли при минимальных рисках (только риск дюрации в длинных ОФЗ). Но есть определённая статистика рентабельности банка за прошедшие годы. Да, прошлое не определяет будущее, но тем не менее. Рентабельность, в среднем, заметно выше доходности по ОФЗ, даже с учётом кризисных годов.
avatar
«можно зафиксировать в ОФЗшках доходность около 14% на долгие годы?» — 14% доха при росте денежной массы на 15% в год… так себе инвестиция.
avatar
Максим, рост денежной массы не равно инфляция. Рост денежной массы — это увеличение богатства людей (не обязательно всех поровну), рост экономики и инфляция. Поэтому в приросте денежной массы только часть инфляции, а остальное — это хорошие составляющие, не ведущие к обесценению денег.
avatar
John Wayne, Поэтому в приросте денежной массы только часть инфляции, а остальное — это хорошие составляющие, не ведущие к обесценению денег
если только стали больше работать, то да
к примеру в системе стало вдвое больше денег, то чтобы не выросли цены на Х продуктов, то продуктов должно быть 2Х. Это очевидно.
Т, Е, если цены не растут одинаково с ростом денежной массы, то значит товарная масса становится большей — ЗА те ЖЕ ДЕНЬГИ.
Это знаит что с вас выжимают бесплатный труд
А кто то получает Сеньораж

Черный Живоглот, деньги «в системе» — это то, что тратится на потребление ежедневно. Если деньги вкладываются в бизнес и рост производства — то это не «деньги в системе». Они же параллельно числятся на вкладах. И задача ключевой ставки — это временно снизить это количество денег «в системе», пока промышленность, приняв в себя эти деньги, не сможет производить больше товаров. Товаров-то тоже больше становится, в том числе, тех, которые не участвуют в данный момент в обмене, то есть, лежат мёртвым грузом. Строятся здания, инфраструктура, выпускается оборудование, товары длительного потребления. Всё это увеличивает общественное богатство с годами.

А сеньораж в современных финансовых системах — это виртуальная величина. Деньги — это долг. Если отдать все долги, то и денег никаких не станет, и сеньораж, однажды произведённый, схлопнется.

avatar

Виктор, без иронии, Вы неглупый человек. Но как ОФЗ дают возможность зафиксировать доходность?

Они могут это сделать только при условии сохранения цены до конца срока. А при её росте есть огромный риск реинвестирования, с коим сейчас сталкиваются многие инвесторы. 

По текущему доходу сбер — это квази ОФЗ!

avatar
Danzash, вы всё правильно понимаете.
avatar
Danzash, нас множество и обязательно будут мнения, отходящие от принятого большинством. Если мы с Вами возьмём ОФЗ, где постоянный купон и через какой-либо сервис посмотрим доходность, то она может оказаться, например, 13,4%. Например, у 238 доходность купона 11,66%. Однако за счёт сниженной котировки (60,9%), доходность к погашению 13,4%. Я даже сейчас не буду подсчитывать реинвестирование как плюс.
     т.е. если дождаться погашения, то её доходность будем именно 13,4%

     Я согласен с тем, что Сбер половину прибыли выплачивает дивидендами, а половину оставляет у себя. Т.е. при дивдоходности, скажем, 11%, на самом деле она вроде бы как 22%. Однако, обратите внимание на снижение темпа роста прибыли год к году. И может так случиться, как один из вариантов, что она начнёт снижаться. 
     Например, за 2022 год дивидендов не было и не факт, что подобного не повторится. Ведь дивиденды — это право, а не обязательство.
     В случае ОФЗ выплаты — это именно обязательство.
     Если я Вас неправильно понял, сообщите.
avatar

Виктор Петров, дело всё в том, что при падающей YTM нельзя зафиксировать доходность к погашению, так как возникает риск реинвестирования. 

YTM в 13.4%, как Вы правильно отметили, это доходность при реинвестировании купонов с доходностью в 11,66% плюс примерно 1,8% за сокращения разрыва в цене к телу облигации. (таблица амортизации облигации)

В случае, если в 26238 будет снижаться YTM, то возникает риск реинвестирования. Это связано с тем, что инвестор, купивший изначально под 13.4%, не может гарантированно реинвестировать под эту же ставку.

Насчет Сбера полностью согласен. Именно поэтому у него и есть премия за риск, но для меня это квази-ОФЗ на рынке акций, так как если Сберу плохо, то плохо вообще всем. В случае же с ростом прибыли или её стагнации, то скажу честно, что Сбер очень зависит от номинального размера ВВП, который у нас всегда растет, за редчайшими исключениями (но в них даже ОФЗ умудряются быть хуже кеша).

Есть специальные матрицы для учета риска реинвестирования (в профильных учебниках даже показывают, как их строить). Фактически, YTM — нефиксируемая величина.

avatar
Danzash, 13,4 это без реинвестирования(только купоны +рост тела)
avatar
Snowman88, ну по учебнику это так. Но присутствует странность в этих расчётах. Если, условно, в Excel-е посчитать реинвестирование каждого купона по 26238 под ту же доходность, и сравнить это с абстрактной 1-летней облигацией под те же 13,4% годовых, которая через год гасится, и покупается такая же новая, то реальная доходность 26238 оказывается ниже, чем показывает биржа. Когда доходность показывалась около 16%, мой расчёт давал 14,8% реальных, с учётом реинвестирования под ту же ставку. Так что эта цифра может быть завышена. И если ставку сильно снижать не будут, может выгоднее оказаться даже сидеть в коротких.
avatar

Snowman88, всё возможно. Чтобы проверить, надо создать таблицу амортизации облигации (как с табдтцей платежей процентов и тела кредита) и можно через подбор сценариев подобрать ставочку правильную. Ну или обычные формулы Excel, PV облигации.

YTM филегранно рассчитывается мосбиржей с учетом реинвестирования. 

Можно использовать формулу ЧИСТВНДОХ (или по-загуборному XIRR) для оценки доходности облигации.  

avatar
Сбер на капитал зарабатывает 20% (ROE) половину с заработанного (10% с капитала) выплачивает дивами, половина 10% идёт на приращение капитала, сбер должен зарабатывать каждый год примерно на 10% больше. До недавнего времени так и было, но в 2025 рост прибыли резко падает, почему? Ответ очевиден растут резервы, и скорее всего сбер мухлюет с отчётностью, чтобы растянуть и сгладить колебание прибыли. Рост резервов это фактически списание по плохим долгам, и возможно сбер теряет капитал. Думаю что с отчётностью Сбера инвесторов могут ждать неприятные сюрпризы, и проявиться они могут уже при низкой ставке. Так просто не бывает — в экономике фактически рецессия а у крупнейшего банка монополиста все хорошо и стабильно.
avatar
Петр, у сбера сливки рынка в портфеле. 33% рынка кредитов. Но это лучшие по качеству кредиты. Поэтому и просрочки и неплатежей будет сравнительно меньше. Резервы — это ещё не значит невозврат. Это значит просрочка и возврат под вопросом. Но из этих кредитов в итоге вернут больше половины, после чего резервы будут распущены. Снижение прибыли выражается в практически отсутсвии её роста от года к году. А инфляцию-то никто не отменял. Значит в реальных деньгах зарабатывают чуть меньше. Пока так.
avatar


avatar
Почему то никто не прогнозирует введение цифрового рубля и как это отразится на банках. Однозначно, прибыль банков упадёт.
Для операций с деньгами прокладки в виде банков будут не нужны.
С другой стороны на пятки банкам наступают маркетплейсы со своими платёжными сервисами.
avatar

Сергей Морилов, цифровой рубль сильно не повлияет, потому что он просто не нужен. Может какие-то транзакции фирмы будут гонять через него, платя меньше комиссий банкам — это да. Но на процентный доход банков это никак не повлияет. ЦБ не будет начислять проценты на такие счета. А какой дурак будет держать деньги без процентов, если их можно держать хотя бы под минимальные проценты?

А насчёт маркетплейсов с платёжными сервисами — как бы банки сами у них долю рынка не отняли (см. Мегамаркет). Кроме того, маркетплейсы пока кредиты предоставляют больше в стиле МФО. То есть, условия не очень мягко говоря.

avatar
Все госрасходы, бюджетники, пенсионеры, силовики, госконтракты могут перевести на цифру. Банкам останется частный сектор.
А там копейки.
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
Станут ли алгоритмы новой нормой для частного инвестора?
ИИ всё чаще называют новой инвестиционной инфраструктурой: алгоритмы уже формируют стратегии и управляют портфелями. Каждый третий частный...
Фото
Т-Инвестиции начали аналитическое покрытие акций Аэрофлота
Аналитики Т-Инвестиции начали покрытие акций Аэрофлота. Присвоена рекомендация «держать», целевая цена – 63 рубля за акцию. ✈️ Аналитики...
Россияне предпочитают хранить сбережения при себе
В 2025 году 65% опрошенных агентством инФОМ россиян сообщали, что не имеют финансовой подушки безопасности, то есть сбережений, достаточных, чтобы...
Фото
Ростелеком. МСФО за Q4 2025г. Всё неплохо… но всё равно печально…
Компания Ростелеком опубликовала финансовые результаты за 4 квартал 2025г.: 👉Выручка — 270,5 млрд руб. (+15,6% г/г) 👉Операционные...

теги блога Виктор Петров

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн