Приветствую, дорогие друзья. В продолжении прошлой темы «
Откуда знать наперёд, что та или иная компания в этом году заплатит?». Две ключевые мысли из прошлой темы заключаются в том, что
1. Мы не можем рассуждать в категориях «я уверен, что компания «А» выплатит дивиденды через год», даже если вы контролирующий акционер в этом бизнесе, но мы можем говорить о том, что «я понимаю, что компания «А» заинтересована платить, потому что …».
2. Наша уверенность в правильности выбора объекта для инвестиций неразрывно связана с нашим опытом и нашим фреймворком по принятию решений.
Так вот для полноценного раскрытия этих тезисов я хотел бы поделиться небольшим практикумом, который основан как на личном опыте инвестиций, так и на личном опыте работы в крупнейших корпоративных структурах.
Когда бизнесу не интересно платить дивиденды
В рамках анализа дивидендной привлекательности компании в первую очередь надо разобраться с существующими препятствиями для выплат.
Корпоративный конфликт акционеров. Яркий пример «Норникель» и «Русал». Пока мажоритарные акционеры выясняют отношения, выплата дивидендов всегда находится под угрозой. Разумеется, само обоснование отказа от выплат всегда будет озвучиваться под всевозможными благовидными предлогами. И тут вопрос лишь в том, верите ли вы в эти предлоги и хотите ли участвовать в бизнесе, где даже самые влиятельные участники не могут урегулировать баланс своих интересов.
Непомерные долговые аппетиты. При малом запасе наличности и нестабильной прибыли. Яркий пример «Сегежа». Компания, которая платила дивиденды, но перестала на фоне монструозной долговой нагрузки.
Амбиции великого роста. Сюда можно записать множество компаний, реализующих амбициозные и капиталоемкие стратегии роста, такие как ЮГК, Озон, VK и так далее, которые направляют всю или почти всю прибыль в новые проекты. Можно анализировать реалистичность планов роста, можно анализировать качество стратегии и перспективы. Вам может искренне нравиться бизнес компании и планы ее руководства. Но чем более амбициозные инвестиционные стратегии реализует бизнес, тем больше угроза для дивидендных выплат.
Достаточность капитала банков. Один из ключевых маркеров того, сможет ли банк платить дивиденды – это соблюдение нормативов достаточности капитала. Потому что выплата дивидендов уменьшает капитал банка, уменьшает нормативы достаточности и снижает устойчивость бизнеса. Яркий пример – ВТБ. Единственная причина пропуска дивидендов – низкие показатели достаточности капитала, в совокупности с достаточно агрессивной стратегией роста портфеля.
Бизнес с экономическими обязательствами. Например, Россети, Газпром, компании в составе ГЭХ (электрогенерирующие компании). Стране нужна инфраструктура, стране нужна доступная энергетика, стране нужна социалка. Многие важные для страны расходы субсидируются или напрямую оплачиваются компаниями с госучастием, при этом ценовая политика компаний находится под жестким регулированием.Но в последнее время ситуация начинает выправляться, расходы на инвестиции постепенно начинают перекладывать на потребителей. Эта тенденция неизбежна.
Бизнес с социальными обязательствами. Это частный случай «бизнеса с экономическими обязательствами». Но здесь речь именно о фокусе на потребности населения. Яркие примеры – все телекомы, все пищевые ритейлеры. Их ценовые политики находятся под жестким наблюдением государства. Все это создает риски для выплаты / будущего роста и стабильности дивидендов.
Бизнес в состоянии различного рода реструктуризаций. Всевозможные смены юрисдикций, собственников и структуры владения / управления. Один из громких кейсов — Полюс золото.
Циклический бизнес. Например, металлурги, строители. Спрос на их продукцию изменчив, а развитие капиталоемкое. Периоды спада в отрасли могут быть весьма длительными, что создает серьезные риски для стабильности дивидендов.
Капиталоемкий бизнес с длительными инвест циклами. Например, золотодобытчики или добыча цветных металлов. Разработка новых месторождений занимает годы и требует огромный объем капиталовложений и специфического, очень сложного и редкого оборудования.
Отрасли и компании в состоянии длительного спада. Например, Алроса, угольные компании, Мечел. Возможно, это частный случай пункта «циклический бизнес». Но я вынес его отдельно для компаний, спад в которых вообще неизвестно когда завершится.
Компании-доноры для материнских структур. Бизнес, из которого прибыль выводится через рост дебиторской задолженности. Например, Башнефть.
Собственники с проблемами. Например, РусАгро.
Когда бизнесу интересно платить дивиденды
Сразу важно оговориться, что рассматривать причины «почему да» можно только после оценки компании на предмет «почему нет». Если компания погрязла в долгах или в отрасли масштабный кризис, даже самое жгучее желание собственника не позволит гарантировать стабильность выплат.
Бизнес с устойчивым спросом. Например, ФосАгро. Это бизнес, спрос на продукцию которого актуален не зависимо от фазы экономического цикла.
Требование устава. Например, Сургутнефтегаз-преф, Ленэнерго-преф. История редкая, но иногда встречается.
Огромный зрелый и прибыльный бизнес. Например, Лукойл, Мосбиржа. Этот пункт о том, что текущие доходы полностью покрывают инвестиционные программы и еще остается много денег для распределения прибыли.
Бизнес, который может поднимать цены. Например, НоваБев, снова Мать и Дитя. Особенно этот пункт хорош в совокупности с пунктом о бизнесе с устойчивым спросом.
Нужды главного акционера / уважаемых миноритариев. Например, Роснефть, Сбербанк, Татнефть, Газпромнефть.
Компании с устойчивым финансовым положением. В совокупности с лояльной для миноритариев дивидендной политикой (потому что какой толк от миллиардов на счетах, если контролирующие лица не делятся прибылью). Например, ИнтерРАО, Мать и Дитя.
Качественный менеджмент. Это очень сложный пункт, который реально сложно оценить, не проработав достаточно долго в корпоративной среде. Но попробую привести примеры: ФосАгро, Сбербанк, Мать и Дитя.
Высокий уровень достаточности капитала. Это пункт для банков. При этом важна еще и высокая рентабельность капитала. Капитал должен прирастать более высокими темпами, чем растет портфель активов и стоимость риска. Например, банк Санкт-Петербург.
Как видим, причин «почему да» сильно меньше, чем причин «почему нет». При анализе каждой компании можно составить таблицу со всеми описанными критериями. И если вы самостоятельно формируете дивидендный портфель, каждый бизнес требует отдельной индивидуальной и вдумчивой оценки.
На этом все. Буду искренне благодарен каждому, кто поставит статье лайк.
Все компании в статье приведены в качестве иллюстраций, отражающих субъективное мнения автора статьи. Статья не содержит инвестиционных / индивидуальных инвестиционных рекомендаций, призывов покупать или продавать какие-либо финансовые инструменты. Результаты инвестирования в прошлом не гарантируют результатов инвестирования в будущем. Все риски и ответственность при инвестировании вы принимаете на себя самостоятельно.
Татнефть только не понял, почему вы отнесли к нуждам главного акционера? Эта компания ещё и расти умудряется, во всякие проекты влазит типа производства шин, это вроме расширения переработки.