Блог им. horus1613

Сделка, которая могла изменить советский автопром

    • 17 июня 2025, 13:20
    • |
    • HORUS
      Smart-lab премиум
  • Еще

Когда мы говорим о Холодной войне, в голову обычно приходят ракеты, политика, Карибы, подлодки, шпионы и борьба идеологий. Но порой историю пишут не генералы и президенты, а бизнесмены, инженеры и — неожиданно — производители грузовиков. Один такой момент произошёл 17 июня 1971 года.

В этот день стало известно, что американская компания Mack Trucks договорилась с Советским Союзом о поставке оборудования и технологий для строительства будущего завода по производству грузовиков — будущего КАМАЗа.

Пока политики строили железный занавес, бизнес пытался проложить через него дорогу.

Сделка, которая могла изменить советский автопром

Сделка, от которой в Пентагоне занервничали

КАМАЗ должен был стать флагманом советской автомобильной промышленности — гигантский завод в Набережных Челнах, с мощностью 150 тысяч грузовиков в год, нацеленный на модернизацию транспортной инфраструктуры страны. СССР отчаянно нуждался в современных технологиях — и был готов платить.

Сделка с Mack Trucks предусматривала поставку сложнейшего оборудования, логистических решений и участие в проектировании производственных линий. Сумма — около 700 миллионов долларов, огромные деньги для того времени.

Однако это была не просто коммерческая сделка. Её внимательно изучали в Вашингтоне и в Лэнгли. ЦРУ провело расследование, пытаясь понять, не будут ли технологии использоваться в военных целях. Агентство заключило: угроза мала, но проект слишком масштабен, чтобы его игнорировать.

Сделка, которая могла изменить советский автопром

Президент Никсон — за кулисами сделки

Чтобы Mack Trucks могла работать с СССР, потребовались одобрения Госдепартамента и администрации президента. Госсекретарь Уильям Стэнс получил поддержку от Генри Киссинджера и Госсовета. Всё происходило на фоне политики «разрядки» — попытки сблизить сверхдержавы.

Никсон не выступал публично в поддержку сделки, но по архивным документам ясно: он был в курсе и сначала не препятствовал.

Но по мере развития событий в Сенате и Пентагоне стали звучать сомнения:«Зачем помогать СССР строить промышленные мощности, которые могут быть использованы против нас?» Под давлением сделку свернули уже осенью.

Сделка, которая могла изменить советский автопром

Почему это важный поворот

История с Mack Trucks — не просто неудачная бизнес-сделка. Это один из первых случаев, когда частный американский бизнес попытался вести дела напрямую с СССР, выходя на уровень дипломатии и разведки.

КАМАЗ в итоге построили, но уже не с Mack, а с помощью десятков западных компаний — Swindell-Dressler, C.E. Cast, Jervis B. Webb и многих других. Через обходные пути и иные соглашения. Но первая дверь была приоткрыта именно 17 июня 1971 года.

Сделка, которая могла изменить советский автопром

Что это значит для нас сегодня

Когда говорят «сейчас другой мир, санкции и изоляция», стоит помнить: это уже было. Бизнес всегда искал пути, даже когда официально было всё наоборот. История Mack Trucks и КАМАЗа — яркий пример.

Сделка сорвалась, но сигнал остался: даже в самые темные периоды глобального недоверия экономика ищет разумные мосты.

Контекст и детали

  • Советский Союз не умел строить современные автомобильные заводы. Поиск зарубежных партнеров всегда стоял на повестке. Ижевский автозавод оснащался Renault и японскими компаниями. Апофеозом сотрудничества с Западом стал «АвтоВАЗ».
  • КамАЗ изначально хотели сделать «Мерседесом». Разработка грузовиков поручалась ЗИЛу с участием МАЗа, БелАЗа, ОдАЗа, но проектирование завода и оснащение хотели доверить Daimler-AG.
  • Вопрос силового агрегата оставался открытым. КамАЗ-740 (210 л.с.) и ЯМЗ-238 (240 л.с.) — двигатели с поддержкой Renault. Камский V8 оставил у водителей неоднозначные впечатления. Мог ли он быть заменён мерседесовским дизелем и коробкой передач?
  • В 1969 году советская делегация во главе с министром автомобильной промышленности Александром Тарасовым побывала на заводах Daimler-Benz. Немцы боялись высокой цены в $125 млн за лицензии на пять двигателей, особенно беспокоялись из-за советских планов продавать грузовики по всему миру.
  • Первый опытный военный грузовик КамАЗ-Э4310 построили в 1970 году. Но ни ЦРУ, ни Никсон не видели видеть военного потенциала.
  • Итальянцы и немцы в мемуарах считали советских переговорщиков неопытными и «играющими не по правилам». Переговоры с Daimler-Benz прервались в 1971 году, после того как СССР выбрал Renault в роли генерального подрядчика.
  • Весной 1971 года состоялась поездка советской делегации в США, где они ознакомились с заводом Mack Trucks в Пенсильвании. Mack гордилась собственной технологической цепочкой — двигателями, трансмиссиями, производством.
  • 18 мая 1971 года подписали соглашение о намерениях с Mack Trucks на сумму около $725 млн, включая автоматизацию и компьютеризацию IBM model 370. Но ожидания по продаже лицензий на грузовики и агрегаты не оправдались. Взамен СССР согласился купить карьерные самосвалы Mack M-Series на $25 млн.
  • В мае 1971 года США выдали первые экспортные лицензии на сумму $86 млн, включая фирму Gleason — производителя зуборезного оборудования.
  • ЦРУ рассекретило схему завода лишь в 2006 году, впервые засняв стройку со спутника в 1970 году. Аналитики отмечали, что площадь предприятия в 48 кв. км — больше округа Арлингтон, штат Вирджиния.
  • В июне 1971 года Никсон публично заявил, что камские грузовики не спроектированы для военных нужд, а скорее для промышленности и сельского хозяйства.
  • Внутри США был сильный политический конфликт: министр обороны Мелвин Лэйрд и экстремистская лига YAF выступали против сделки. В июне 1971 года Лэйрд даже устроил крупномасштабную вертолётную атаку в Лаосе, чтобы пресечь поставки по «тропе Хошимина».
  • 16 сентября 1971 года Mack Trucks отказалась от сделки.
  • В декабре 1971 года был подписан первый контракт с американской фирмой Swindell-Dressler на $10 млн. Всего по проекту с американскими компаниями заключили около 250 контрактов на $430 млн (планировали почти миллиард).

Не подписывайся на мой телеграм-канал

| ★5
7 комментариев
а если я не подпишусь на телег канал то что я там не увижу? 
avatar
autotrade, пост о донате.
avatar

но сигнал остался - 
согнал тут главный что аффтар так и не вынес — запад сделает все чтобы у незапада  не было своих заводов и он мог продавать им бусы за золото. 

ну и второй вывод — СССР был на порядки умнее и умел покупать таки линии и заводы современные, а не пускать колонизаторов к себе типа рено в азлк под вывеской ВТО убивая свои производства

avatar
Petr S, СССР может линии и умел покупать, но машины на них делать так и не научился. Автор комментария, вероятно, никогда не ездил на продукции АЗЛК, иначе бы не жалел об «убитом» производстве.
И опять запад виноват! Чем запад мешает нам создавать свои заводы? Пожалуйста, стройте и производите свои станки, автомобили, самолеты, корабли… Почему не делаете? Колонизаторы бусы не продают, а без них никак?
Интересные детали) а вообще есть даже трехтомник Саттона 1971 года, про внедрение западных технологий в советской промышленности, тоже интересное чтиво)
avatar
А почему ссср не мог сам создать производство? Вроде страна развитых людей, в космос ракеты запускают и много чего еще. Грузовик впринципе вещь нехитрая — рама, движок, кузов, можно взять в качестве образца удачную западную модель.

Я думаю причина в том что все лучшие умы и основные ресурсы были задействованы на оборонную промышленность и на авто не осталось. Иначе это сложно обьяснить. С одной стороны супер современный буран сделали, с другой к раме не могут кузов с двигателем прикрутить. Но я хз.
avatar
США дает СССР мега бонус в обход здравой логике? ну ну)))
А еще в это время США «летала» на Луну, и Аполон «приземлился» в Мурманске… и так невзначай, мы молчим, и нам самый крутой завод страны подогнали, совпадение? конечно да)
avatar

Читайте на SMART-LAB:
Фото
USD/CAD: Продавцы воспользовались пятничным фиксингом, намечая новые цели для снижения?
Котировки USD/CAD тестируют на прорыв не только восходящий канал, но и уровень поддержки 1.3888, после пробоя которого может начаться более...
Фото
Смотрим какая на сегодняшний день доходность у юаневых облигаций и как она изменилась за последний месяц
Фото
Лазеры: первый год в составе «Софтлайн»
Ведущий российский производитель лазеров VPG LaserONE завершил первый год в составе Группы – год интеграции и создания прочного фундамента для...

теги блога HORUS

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн