Когда мы говорим о Холодной войне, в голову обычно приходят ракеты, политика, Карибы, подлодки, шпионы и борьба идеологий. Но порой историю пишут не генералы и президенты, а бизнесмены, инженеры и — неожиданно — производители грузовиков. Один такой момент произошёл 17 июня 1971 года.
В этот день стало известно, что американская компания Mack Trucks договорилась с Советским Союзом о поставке оборудования и технологий для строительства будущего завода по производству грузовиков — будущего КАМАЗа.
Пока политики строили железный занавес, бизнес пытался проложить через него дорогу.

Сделка, от которой в Пентагоне занервничали
КАМАЗ должен был стать флагманом советской автомобильной промышленности — гигантский завод в Набережных Челнах, с мощностью 150 тысяч грузовиков в год, нацеленный на модернизацию транспортной инфраструктуры страны. СССР отчаянно нуждался в современных технологиях — и был готов платить.
Сделка с Mack Trucks предусматривала поставку сложнейшего оборудования, логистических решений и участие в проектировании производственных линий. Сумма — около 700 миллионов долларов, огромные деньги для того времени.
Однако это была не просто коммерческая сделка. Её внимательно изучали в Вашингтоне и в Лэнгли. ЦРУ провело расследование, пытаясь понять, не будут ли технологии использоваться в военных целях. Агентство заключило: угроза мала, но проект слишком масштабен, чтобы его игнорировать.

Президент Никсон — за кулисами сделки
Чтобы Mack Trucks могла работать с СССР, потребовались одобрения Госдепартамента и администрации президента. Госсекретарь Уильям Стэнс получил поддержку от Генри Киссинджера и Госсовета. Всё происходило на фоне политики «разрядки» — попытки сблизить сверхдержавы.
Никсон не выступал публично в поддержку сделки, но по архивным документам ясно: он был в курсе и сначала не препятствовал.
Но по мере развития событий в Сенате и Пентагоне стали звучать сомнения:«Зачем помогать СССР строить промышленные мощности, которые могут быть использованы против нас?» Под давлением сделку свернули уже осенью.

Почему это важный поворот
История с Mack Trucks — не просто неудачная бизнес-сделка. Это один из первых случаев, когда частный американский бизнес попытался вести дела напрямую с СССР, выходя на уровень дипломатии и разведки.
КАМАЗ в итоге построили, но уже не с Mack, а с помощью десятков западных компаний — Swindell-Dressler, C.E. Cast, Jervis B. Webb и многих других. Через обходные пути и иные соглашения. Но первая дверь была приоткрыта именно 17 июня 1971 года.

Что это значит для нас сегодня
Когда говорят «сейчас другой мир, санкции и изоляция», стоит помнить: это уже было. Бизнес всегда искал пути, даже когда официально было всё наоборот. История Mack Trucks и КАМАЗа — яркий пример.
Сделка сорвалась, но сигнал остался: даже в самые темные периоды глобального недоверия экономика ищет разумные мосты.
Контекст и детали
- Советский Союз не умел строить современные автомобильные заводы. Поиск зарубежных партнеров всегда стоял на повестке. Ижевский автозавод оснащался Renault и японскими компаниями. Апофеозом сотрудничества с Западом стал «АвтоВАЗ».
- КамАЗ изначально хотели сделать «Мерседесом». Разработка грузовиков поручалась ЗИЛу с участием МАЗа, БелАЗа, ОдАЗа, но проектирование завода и оснащение хотели доверить Daimler-AG.
- Вопрос силового агрегата оставался открытым. КамАЗ-740 (210 л.с.) и ЯМЗ-238 (240 л.с.) — двигатели с поддержкой Renault. Камский V8 оставил у водителей неоднозначные впечатления. Мог ли он быть заменён мерседесовским дизелем и коробкой передач?
- В 1969 году советская делегация во главе с министром автомобильной промышленности Александром Тарасовым побывала на заводах Daimler-Benz. Немцы боялись высокой цены в $125 млн за лицензии на пять двигателей, особенно беспокоялись из-за советских планов продавать грузовики по всему миру.
- Первый опытный военный грузовик КамАЗ-Э4310 построили в 1970 году. Но ни ЦРУ, ни Никсон не видели видеть военного потенциала.
- Итальянцы и немцы в мемуарах считали советских переговорщиков неопытными и «играющими не по правилам». Переговоры с Daimler-Benz прервались в 1971 году, после того как СССР выбрал Renault в роли генерального подрядчика.
- Весной 1971 года состоялась поездка советской делегации в США, где они ознакомились с заводом Mack Trucks в Пенсильвании. Mack гордилась собственной технологической цепочкой — двигателями, трансмиссиями, производством.
- 18 мая 1971 года подписали соглашение о намерениях с Mack Trucks на сумму около $725 млн, включая автоматизацию и компьютеризацию IBM model 370. Но ожидания по продаже лицензий на грузовики и агрегаты не оправдались. Взамен СССР согласился купить карьерные самосвалы Mack M-Series на $25 млн.
- В мае 1971 года США выдали первые экспортные лицензии на сумму $86 млн, включая фирму Gleason — производителя зуборезного оборудования.
- ЦРУ рассекретило схему завода лишь в 2006 году, впервые засняв стройку со спутника в 1970 году. Аналитики отмечали, что площадь предприятия в 48 кв. км — больше округа Арлингтон, штат Вирджиния.
- В июне 1971 года Никсон публично заявил, что камские грузовики не спроектированы для военных нужд, а скорее для промышленности и сельского хозяйства.
- Внутри США был сильный политический конфликт: министр обороны Мелвин Лэйрд и экстремистская лига YAF выступали против сделки. В июне 1971 года Лэйрд даже устроил крупномасштабную вертолётную атаку в Лаосе, чтобы пресечь поставки по «тропе Хошимина».
- 16 сентября 1971 года Mack Trucks отказалась от сделки.
- В декабре 1971 года был подписан первый контракт с американской фирмой Swindell-Dressler на $10 млн. Всего по проекту с американскими компаниями заключили около 250 контрактов на $430 млн (планировали почти миллиард).
Не подписывайся на мой телеграм-канал
но сигнал остался -
согнал тут главный что аффтар так и не вынес — запад сделает все чтобы у незапада не было своих заводов и он мог продавать им бусы за золото.
ну и второй вывод — СССР был на порядки умнее и умел покупать таки линии и заводы современные, а не пускать колонизаторов к себе типа рено в азлк под вывеской ВТО убивая свои производства
И опять запад виноват! Чем запад мешает нам создавать свои заводы? Пожалуйста, стройте и производите свои станки, автомобили, самолеты, корабли… Почему не делаете? Колонизаторы бусы не продают, а без них никак?
Я думаю причина в том что все лучшие умы и основные ресурсы были задействованы на оборонную промышленность и на авто не осталось. Иначе это сложно обьяснить. С одной стороны супер современный буран сделали, с другой к раме не могут кузов с двигателем прикрутить. Но я хз.
А еще в это время США «летала» на Луну, и Аполон «приземлился» в Мурманске… и так невзначай, мы молчим, и нам самый крутой завод страны подогнали, совпадение? конечно да)