Российское ПАО «Газпром» без лишнего шума отложило планы по созданию нового газораспределительного узла в Турции, закрыв тем самым потенциальную возможность вернуть себе позиции на европейских рынках, утраченные после вторжения в Украину.
С выходом из эксплуатации трубопроводов Nord Stream в Германию и окончанием транзита газа через Украину в 2024 году
«Газпром» изучал Турцию — уже подключенную к двум крупным российским трубопроводам —
как путь обратно в Европу, которая раньше была его крупнейшим экспортным рынком. Но после нескольких месяцев рассмотрения вариантов компания пришла к выводу, что
это нежизнеспособно, и в значительной степени остановила работу, сообщили люди, знакомые с этим вопросом.
Однако
некоторые в компании изначально были настроены скептически по поводу того, что турецкий план сработает.
Несмотря на то, что президент Владимир Путин публично рекламировал это предложение еще в октябре 2022г, оно всегда сталкивалось со значительными трудностями. У Турции нет свободных экспортных трубопроводных мощностей в южную Европу, а Анкара не хотела позволять «Газпрому» совместно продавать газ, что ограничивало российское влияние на хаб. Европейский союз также продвигает предложение о запрете импорта российского газа к концу 2027 года.

В октябре 2022 года, всего через несколько недель после загадочного взрыва трубопроводов Nord Stream, Путин впервые озвучил идею газораспределительного узла в Турции. Поскольку энергетическое влияние Кремля в регионе стремительно сокращается, он изложил план, согласно которому Турция однажды получит потоки, равные пропускной способности поврежденного трубопровода Nord Stream, около 55 миллиардов кубометров в год. Проект потребует дорогостоящих дополнительных трубопроводов через Черное море, но будет «экономически выгодным» и более безопасным, чем другие европейские маршруты, сказал президент.
Идея турецкого хаба не исходила от «Газпрома» и, возможно, родилась в политических кругах, близких к Кремлю, говорят люди, знакомые с этим вопросом. Менеджеры компании изначально были удивлены, услышав, что Путин публично продвигает эту концепцию. Тем не менее, экспортное подразделение газового гиганта приступило к активной работе над планом.
Для некоторых сотрудников государственного российского газового гиганта, особенно тех, кто работает в торговом подразделении «Газпром экспорт», идея турецкого хаба, казалось, предлагала новый старт и способ занять себя после потери большой части международного рынка компании. Предложение также получило поддержку в Турции, которая стремится стать региональным центром торговли газом со своим собственным индексом цен.
Однако, несмотря на заинтересованность Анкары и заверения Москвы в 2022 и 2023 годах в том, что переговоры займут всего несколько месяцев, проект не продвинулся вперед.
По мере того, как «Газпром» изучал детали предложения, он все больше терял интерес. Согласно первоначальным обсуждениям, Турция планировала продавать газ, поставляемый на хаб, самостоятельно, а «Газпром» выступал только в качестве поставщика. Российская компания не хотела давать Турции такой большой контроль.
По словам одного человека,пропускная способность трубопровода Турции в Грецию и Болгарию, являющихся членами ЕС,слишком ограничена для обработки значительных дополнительных поставок. Такая ограниченная пропускная способность для трансграничных потоков подрывает перспективу полномасштабного турецкого хаба с собственным индексом цен.
В прошлом году на встрече с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом Путин повторил, что турецкая идея все еще на повестке дня и поможет создать «сбалансированные механизмы ценообразования» для российского газа. Однако уже появились признаки того, что амбиции сворачиваются, поскольку ранее президент исключил хранение больших объемов российского газа в Турции, что является предпосылкой для крупного хаба.
Источники сообщили, чторуководители «Газпрома» давно прекратили обсуждать турецкий хаб как внутри компании, так и на встречах с представителями правительства страны.
Позиция Турции по планам создания газового хаба не изменилась, и она по-прежнему готова сотрудничать с Россией в рамках совместного предприятия по этой инициативе, согласно турецкому чиновнику. Однако этот процесс был отложен на некоторое время, признал чиновник.
Откладывание проекта не влияет на текущий бизнес Газпрома с Турцией, которая остается одним из крупнейших покупателей его газа. Тем не менее, это показывает, что у России, некогда крупнейшего поставщика трубопроводного газа в Европу, мало возможностей вернуть себе влияние в регионе в нынешнем политическом климате.
www.bloomberg.com/news/articles/2025-06-03/russia-abandons-idea-of-turkish-backdoor-to-europe-s-gas-market