Блог им. BondholdersAssociation
Сокращение доступной информации (а по некоторым публичным эмитентам почти полное ее отсутствие), приток на рынок миллионов новичков, а также резкое сокращение стабилизирующего воздействия институциональных инвесторов создали поистине гремучую смесь. Как отмечал «Интерфакс» возникший информационный вакуум стали заполнять Telegram-каналы, «которые имеют возможность питаться слухами и пользоваться другими сомнительными источниками информации»
Согласно опросу ВШЭ, результаты которого приводит проект «РБК Инвестиции», 39% российских частных инвесторов получают информацию об инвестициях через Telegram и другие соцсети — это максимальная доля среди респондентов. Только что пришедшие на рынок новые розничные инвесторы в условиях вакуума информации даже не помнят, как пользоваться официальными данными (или пока не умеют этого делать). «Физлица, приходящие впервые на биржу, обладают крайне низкими знаниями и отсутствием инвестиционного опыта», — отметил эксперт Ассоциации владельцев облигаций (АВО) Михаил Локшин. При этом сам рынок из-за значительного сокращения присутствия институционалов стал гораздо тоньше и волатильнее.
Но приток новичков на рынок, где преобладающее влияние оказывают соцсети, где наблюдается повышенная волатильность и где сохраняются элементы информационного вакуума, грозит не только прямым манипулированием. «В последние годы Telegram-каналы прошли довольно большой путь и претерпели серьезную трансформацию. Раньше к ним относились, как к альтернативной аналитике. Однако в последние годы многие из них фактически утратили эту независимость. Монетизация вышла на первое место», — констатировал Михаил Локшин. По его словам, зачастую у блогеров можно встретить «плохо прикрытый маркетинг и отработку рекламных бюджетов, откровенный PR эмитентов». Особенно это заметно в тот момент, когда компания готовится к выходу на IPO и стремится либо обеспечить повышенный спрос на свои бумаги, либо продать себя подороже. Тогда скрытая реклама таких размещений льется в уши незадачливым инвесторам.
Подробнее в материале