Блог им. Koleso

В прошлом месяце Дженсен Хуанг, глава Nvidia, прибыл в Пекин с чётким посланием: производитель ведущих в мире чипов искусственного интеллекта (ИИ) планирует «неуклонно обслуживать китайский рынок». Америка предпочла бы, чтобы этого не происходило. Несколькими днями ранее администрация Трампа ввела новые меры контроля, которые, по сути, запретили компании продавать свой микропроцессор H20 в Китай.
В последние несколько лет Америка стремилась ослабить своего главного конкурента в гонке ИИ, контролируя доступ к своим передовым полупроводникам. Производительность процессора ИИ зависит в основном от двух факторов: вычислительной мощности (насколько быстро чип обрабатывает данные) и пропускной способности памяти (насколько быстро он перемещает данные между процессором и памятью).
В октябре 2022 года администрация Байдена запретила продавать Китаю американские чипы, которые превышают пороговые значения по обоим параметрам. Nvidia ответила моделью H800, разработанной специально для Китая и рассчитанной на работу в рамках ограничений. Год спустя Америка снова ужесточила правила, запретив любые чипы с избыточной вычислительной мощностью, независимо от пропускной способности памяти. Ответом Nvidia стала модель H20.
Проблема для Америки заключается в том, что чипы Nvidia, на которые наложены ограничения, продолжают попадать в руки китайских разработчиков искусственного интеллекта. Возникла теневая цепочка поставок, созданная для обхода санкций. Некоторые клиенты арендуют доступ к офшорным центрам обработки данных; другие покупают чипы через сомнительных посредников. Новый раунд ограничений, который вступит в силу 15 мая, направлен на дальнейшее ужесточение мер. Новые правила касаются не только оборудования, но и поставщиков облачных услуг, предлагающих к нему доступ. Однако они, скорее всего, тоже не сработают.
Чтобы понять, почему так сложно ограничить доступ к чипам ИИ, рассмотрим Джохор, часть южной Малайзии, которая когда-то была более известна своими плантациями пальмового масла. Расположенный сразу за границей с Сингапуром, этот регион стал центром обработки данных. Земля и электричество стоят дёшево, а разрешения получить проще, чем в городе-государстве. Здесь обосновались все крупные американские поставщики облачных услуг — Amazon, Google, Microsoft и Oracle. По данным консалтинговой компании Knight Frank, общая мощность центров обработки данных в Джохоре (построенных, строящихся или запланированных к строительству) выросла с 10 мегаватт в начале 2021 года до более чем 1500 мегаватт к 2024 году.
Джохор также обеспечивает удобный доступ в Китай. Крупные китайские компании, такие как ByteDance, владелец TikTok, арендуют там мощности. Аренда облачных мощностей в Малайзии позволяет таким компаниям, как ByteDance, получить доступ к чипам, которые нельзя импортировать в Китай. По оценкам консалтинговой компании SemiAnalysis, почти половина прогнозируемых мощностей центров обработки данных в Джохоре в 2027 году будет включать процессоры искусственного интеллекта, такие как Nvidia. Малайзийские операторы центров обработки данных настаивают на том, что они соблюдают американские правила экспорта и не предоставляют мощности компаниям, попавшим в чёрный список. Однако есть простые обходные пути. Юрист, консультирующий фирмы в регионе, говорит, что китайским компаниям относительно легко получить доступ к чипам ИИ с ограниченным доступом, создав местные дочерние компании.
Диаграмма: The EconomistОб этом свидетельствуют данные о торговых потоках. Высокопроизводительные чипы Nvidia производятся TSMC, крупнейшим в мире производителем микросхем, на его заводах в Тайване. В первом квартале этого года Тайвань экспортировал в Малайзию графические процессоры на сумму 3,6 млрд долларов, которые используются для обучения моделей ИИ, что почти соответствует общему объёму экспорта за весь 2024 год (см. диаграмму 1). Только в марте поставки выросли более чем в три раза по сравнению с предыдущим месяцем и достигли почти 2 млрд долларов.
Кроме того, есть контрабандисты, которые поставляют чипы напрямую в Китай. Как правило, они проходят через третьи страны, на которые не распространяются американские ограничения. Источник, знакомый с этой практикой, говорит, что товары часто проходят через несколько юрисдикций и подставных компаний, чтобы скрыть их происхождение. Экспортные документы подделываются; товары с ограниченной доступностью маркируются неправильно, чтобы пройти таможню. Эрих Грюневальд из Института политики и стратегии ИИ, аналитического центра, базирующегося в Сан-Франциско, по оценкам, в прошлом году контрабандные американские чипы составляли от одной десятой до половины мощностей Китая по обучению ИИ-моделей.
До введения первого раунда экспортного контроля в 2022 году на Китай приходилось около 22% доходов Nvidia (см. диаграмму 2). С тех пор эта доля снизилась до 13%. В то же время продажи в Сингапур — город с небольшим количеством конечных пользователей — выросли более чем в два раза и теперь составляют почти 18% от общего объёма, что делает его вторым по величине рынком для Nvidia после Америки. Компания утверждает, что это обычное явление: многие клиенты выставляют счета через Сингапур, но отправляют товары в разрешённые пункты назначения. Менее 2% продаваемых там чипсов поставляются на месте.
Диаграмма: The EconomistОднако в феврале сингапурская полиция арестовала трёх мужчин по подозрению в продаже серверов с чипами Nvidia на сумму 390 миллионов долларов. Обвинение утверждает, что сначала они были отправлены сингапурским компаниям, а затем реэкспортированы в Малайзию. Неизвестно, была ли это их конечная точка назначения. Что более очевидно, так это стимул: спрос превратил серый рынок в золотую жилу. По словам одного из руководителей отрасли, запрещённые чипы Nvidia теперь продаются с наценкой 30–50% через посредников.
Китай — не единственное направление. В октябре Америка ввела санкции против нескольких индийских компаний за реэкспорт запрещенных чипсов в Россию. Среди них была Shreya Life Sciences, фармацевтическая фирма, базирующаяся в Мумбаи. Согласно данным поставщика данных Trade Vision, в 2024 году компания экспортировала в Россию высокотехнологичных товаров на сумму 322 миллиона долларов, большая часть из которых — серверы Dell с чипами Nvidia.
Всё это ставит Nvidia в затруднительное положение. Компания настаивает на том, что соблюдает американские правила экспорта. Но её деятельность обширна: в этом году она планирует продать более 6 млн чипов ИИ и находится на несколько шагов дальше от конечного пользователя. Nvidia поставляет процессоры таким облачным гигантам, как Google и Microsoft, а также производителям оборудования, таким как Dell и Supermicro, которые интегрируют их в серверы. Таким образом, ответственность за соблюдение требований размывается. Ожидается, что поставщики облачных услуг и производители оборудования будут проверять своих клиентов. Сама Nvidia проводит периодические проверки. Но контроль неравномерен, и серверы часто незаметно переходят из рук в руки после прохождения первоначальной проверки. Один из руководителей производителя серверов говорит, что должным образом проверить всех конечных пользователей «практически невозможно».
В ответ на это правительство Америки ввело ещё более жёсткие правила. В январе администрация Байдена представила свою «систему распространения ИИ», которая делит мир на три уровня: 18 стран, которым доверяют, включая Великобританию и Японию, не сталкиваются с ограничениями; второй уровень из 120 стран, включая Сингапур и Индию, ограничен квотами; а на последнем уровне, куда входят Китай и Россия, действуют прямые запреты. Правила также запрещают американским поставщикам облачных услуг предлагать китайским клиентам сервисы на базе ограниченных чипов. Сообщается, что администрация Трампа планирует внести изменения в правила до того, как они вступят в силу, — возможно, связав доступ к чипам с более масштабными торговыми переговорами, — но пока не объявила о каких-либо изменениях.
Чип уплылЛюбые новые меры контроля столкнутся со знакомыми проблемами. Бюро промышленности и безопасности (BIS), агентство, которому поручено обеспечивать соблюдение экспортного контроля в сфере технологий, сильно недоукомплектовано кадрами. Грюневальд отмечает, что у него всего один сотрудник, отвечающий за экспортный контроль во всей Юго-Восточной Азии и Австралазии — регионе, занимающем центральное место в теневой торговле чипами ИИ. И по мере того, как нормативно-правовая база становится всё более сложной, BIS испытывает ещё большую нагрузку: в этом году его бюджет сократится на 12%.
Некоторые эксперты предложили технические решения, такие как отключение чипов, используемых в запрещённых местах. Nvidia утверждает, что такой контроль на аппаратном уровне приведёт к опасным уязвимостям и будет неэффективным. Вместо этого компания предлагает использовать программные инструменты, которые могут передавать ограниченную телеметрическую информацию, включая сведения о местоположении и конфигурации системы, обратно в компанию, чтобы подтвердить, что чипы находятся там, где должны быть.
Однако даже у самых строгих мер есть свои пределы. Nvidia не может отследить каждый чип. BIS не может проверить каждый сервер. Контрабандисты будут продолжать находить лазейки. Если Америка хочет опередить Китай в гонке ИИ, ей нужно будет быстрее внедрять инновации, а не ужесточать контроль.
Читайте еще:
Сечин устраивает эскортниц на должности в «Роснефти» и платит им большие зарплаты из бюджета компании — расследование
За три года в России национализировали 411 компаний с активами на 2,6 трлн рублей
Бесчестный знак. Расследование о том, как россиян обложили скрытым налогом
Что нужно знать о Tor и как им пользоваться. Подробно и просто рассказываем о популярном и надежном способе обхода
Предкризисное настроение. Четыре отрасли российской экономики, которые рухнут первыми от высоких ставок и снижения спроса
Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" — все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах