Блог им. Whoosh
Начался сезон, а с ним возобновились дискуссии на тему регулирования самокатов. Инициатив много. С одними мы согласны, некоторые — требуют проработки. Давайте разбираться вместе.
СИМы уже есть в ПДД. Любой электросамокат — это СИМ. А они разные, и ПДД это не учитывает. Сейчас статус маломощных (преимущественно шеринговые) и мощных (частные, курьерские) СИМ уточняется, поэтому инициативы не всегда направлены на категорию шеринговых СИМ.
Нужно ли сделать всех пользователей СИМ — «водителями» по ПДД? Да. Минтранс тоже так считает и уже прорабатывает этот вопрос. Если предложение примут, это усилит ответственность пользователей при инцидентах, например за оставление места ДТП.
Вопрос о правах на управление разными СИМ остается дискуссионным. Шеринговый СИМ развивает скорость до 25 км/ч — не более, чем стандартный велосипед, и права на него не нужны. Однако более мощный СИМ скорее напоминает мопед: он крупнее, тяжелее, развивает более высокую скорость и движется по проезжей части — кажется, здесь нужны более серьезные знания и, соответственно, права. У регуляторов пока нет единого мнения, и вот эту инициативу необходимо проработать экспертам.
С шеринговыми СИМ связана малая доля аварийной статистики, которую приводят в новостях. Данные о транспортных происшествиях от МВД за 9 месяцев прошлого года говорят: половина всех ДТП с участием СИМ произошли на личных самокатах, мощностью выше 0,25 кВт. А на маломощные шеринговые СИМ приходится 29,5% инцидентов. В проработке инициатив это учитывается.
Шеринговые СИМ сейчас самые контролируемые: пользователи проходят обучение ПДД, не могут превысить скорость (технические ограничения и системная настройка), есть проверка возраста и страхование, нарушители получают штрафы и блокируются. Отчасти все инициативы призваны сделать легитимными частные СИМ и контролировать их так же, как это делают сервисы. И это — процесс, мы в нем участвуем и будем делиться с вами и объяснять, что же это значит. На связи.