Блог им. MindMoney_Magazine
Аналитик Mind Money Сергей Кирюшатов предостерегает от приобретения ценных бумаг автоконцернов Евросоюза.
В Европе достаточно активно пропагандируются электромобили и гибриды, и в целом развитие электромобильной отрасли. А после 2035 года Евросоюз планирует отказаться от двигателей внутреннего сгорания. При этом «Зелёная сделка» стран ЕС призвана сделать всю экономику, включая транспорт, экологический чистой к 2050 году.
Но у этой мечты есть камни преткновения. Так, европейцы в массе по-прежнему покупают автомобили на ДВС или гибриды, а не электрокары. И годовой ТОП-10 по спросу выглядит следующим образом:
2023
Tesla Model Y — 254 822 шт.
Dacia Sandero — 235 893 шт.
Volkswagen T-Roc — 206 438 шт.
Renault Clio — 202 942 шт.
Peugeot 208 — 194 376 шт.
Opel/Vauxhall Corsa — 188 662 шт.
Volkswagen Golf — 184 279 шт.
Toyota Yaris Cross — 176 685 шт.
Volkswagen Tiguan — 174 267 шт.
«Да, впервые электромобиль вышел на первое место по продажам в 2023 году. Tesla Model Y — самый дешевый из всех и единственный электромобиль в линейке. Прежде ни один электромобиль столь массово не продавался, — констатирует аналитик Mind Money. Но это похоже на «ошибку выжившего», попавшего в ТОП методом исключения».
В общем, сегодня на рассматриваемом рынке предпочтение отдается дешевым моделям, недорогим в обслуживании и потребляющим минимум бензина. И консервативные подходы покупателей объяснимы – ДВС привычней и понятней. Более того, в среднем электромобиле дороже в автосалоне и в обслуживании.
Кстати, с российскими продажами можно не сравнивать, поскольку у нас в ТОПе конкурирует ЛАДА и китайцы.
При этом в Европе и само намерение «похоронить» ДВСы ряд стран бойкотировало. Соответственно, китайцы попытались захватить европейский рынок, на что получили повышение пошлин. Правда, особых надежд с этим шагом Евросоюз не связывает.
Игнорирование «зеленой» повестки кроме прочего объясняется тем, что многие европейские концерны — производители автомобилей, например, Renault или Mercedes даже при щедрых инвестициях не могут поспеть за китайскими производителями.
Соответственно, европейских производителей, занявшихся электрокарами, особо хорошего впереди ничего не ждет. Берем известный европейский бренд и в Google дописываем: «отказался перейти», а Google подсказывает: «на электромобили».
По итогу напрашивается вывод, что региональное производство электромобилей своих ожиданий не оправдало. Такие машины последние несколько лет в основном покупают лишь корпоративные клиенты. Более того, рейтинговые агентства Европы прогнозируют и дальнейшее снижение доли эдектромобилей в продажах.
Но внезапно в продажах взлетели гибридные авто, в основном представленные азиатскими производителями — Toyota, Kia и их земляки — которые делают ставку на гибриды массового сегмента. По итогам этого года ожидается доля в 37-38%. Тогда как у европейцев в производстве это дорогие машины.
Соответственно, где-нибудь с 2021-2022 годов европейские концерны уступили и этот рынок.
2022
Peugeot 208 — 206 816 шт.
Dacia Sandero — 200 550 шт.
Volkswagen T-Roc — 181 153 шт.
Fiat 500 — 179 863 шт.
Volkswagen Golf — 177 203 шт.
Toyota Yaris — 175 713 шт.
Opel/Vauxhall Corsa — 164 358 шт.
Hyundai Tucson — 150 803 шт.
Dacia Duster — 149 648 шт.
Renault Clio — 143 561 шт.
«Вывод неутешителен, инвестировать в европейские компании, имеющие линейки электромобилей, рискованно. Столь же неуверенно ведут себя профильные ЕТФы. Как минимум, в перспективе двух-трех лет на этом рынке нечего делать. Прогноз – снижение выручки и падение продаж, — резюмирует Сергей Кирюшатов. — Да и сам рынок авто с ДВС расти не будет. Только гибриды будут чуть теснить пропорции».