Блог им. JurijShabalov

Крепче за баранку можешь не держаться: Яндекс выводит на трассу Дон беспилотные грузовики на базе китайского Shacman

Вкусив успех после запуска такси без водителей в столице, Яндекс решил масштабировать своих робошофёров — компания начала тестировать беспилотные грузовики на трассе Дон. Прощай, эпоха автостопа с дальнобойщиками! Или роботов и попутчиков научат подбирать?  
Крепче за баранку можешь не держаться: Яндекс выводит на трассу Дон беспилотные грузовики на базе китайского Shacman

Маркетплейсы набрали такие обороты, и уже людей не хватает, чтобы обеспечить все потребности покупателей. Приходится призывать на помощь нанотехнологии в тесных объятиях робототехники. Заказы Яндекс маркета из Москвы в Тулу по трассе М-4 Дон начнут доставлять на беспилотных грузовиках. Пока технике доверят только дневные рейсы, но айтишники уверены, что и ночные маршруты не за горами.

Жизнь резко ускорилась в России, не находите? Ещё год назад все дивились, что можно оплачивать покупки в супермаркете улыбкой. Теперь вот грузовики без шофёров. Один очень богатый американский бизнесмен, давным-давно обещавший, что его Теслы будут хозяевам по ночам зарабатывать бабки, работая в такси, кусает локти, роняя слёзы досады. Куда девать истерически смешные мемасики как тебе такое Илон Маск?  
Крепче за баранку можешь не держаться: Яндекс выводит на трассу Дон беспилотные грузовики на базе китайского Shacman

На первом этапе пилотного проекта главной задачей станет сбор данных для обучения нейросетей и последующего запуска полностью автономных грузоперевозок без водителя-испытателя в салоне. Вопросики: в обозримом будущем дефицит водителей должен резко пойти на нет? А там, быть может, и смертельные аварии з-за заснувшего за рулём шофёра исчезнут как дурной сон? Эксперты не так оптимистичны.

А в какие же грузовики удалось впихнуть такого навигатора? Опять не обошлось без наших китайских партнёров. Яндекс машины разрабатывал на основе Shacman X6000. Не патриотичненько, учитывая то, что Камаз тоже это направление прорабатывает. Ну так это ж Яндекс, от него что ещё ожидать.


Крепче за баранку можешь не держаться: Яндекс выводит на трассу Дон беспилотные грузовики на базе китайского Shacman

Совсем недавно беспилотные автомобили пускали на дороги общего пользования только в рамках экспериментально-правовых режимов (ЭПР, одобренные правительством локальные исключения для тестирования технологий, позволяющие обходить действующие нормативы) и только по определенным направлениям. В конце декабря 2022 г. правительство расширило ЭПР для беспилотных легковых и грузовых автомобилей в 38 регионах страны. В конце сентября Минтранс сообщил о запуске беспилотных грузовиков на трассе М-11 Нева (Москва – Петербург). К концу 2024 г. парк таких грузовиков вырастет до 43 машин, а в 2025 г. – до 93. И одними китайцами эксперимент не ограничивается — участвуют в нём Камаз, Старлайн (разработчик технологий беспилотного вождения) и ещё одно детище Германа Грефа Sberautotech, тестируют свой десяток роботов и Wildberries (если, конечно, после громкий развод и последующий делёж имущества не пустит эту махину под откос).
— Все эти проекты на стадии эксперимента, поэтому говорить о реальном спросе рано. Но интерес к технологии очень высок. Это связано в том числе с дефицитом кадров в экономике, ростом зарплат водителей, а также с перспективами использования беспилотников в труднодоступных регионах и регионах, имеющих различные факторы угроз, – считает директор консорциума предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики Дмитрий Корначев. 


Корначев уверен, что в ближайшее время Яндекс на таких робогрузовиках не разбогатеет, потому как необходимы огромные инвестиции в цифровую модель дорог, наземную инфраструктуру и разработку самих грузовиков и ПО для них. Но перспективы такого эксперимента впечатляют. Вернее впечатлили, пока мы не посмотрели, сколько нынче доход дальнобоев — оказывается их в плане зарплаты давно заткнули за пояс столичные курьеры. 
Крепче за баранку можешь не держаться: Яндекс выводит на трассу Дон беспилотные грузовики на базе китайского Shacman

Меньше 80К — медианная зарплата водителя грузовика. понятно, почему у транспортных компаний дефицит кадров в этом направлении. Пиццу с роллами развозить в мегаполисе — и то больше получишь. А за баранкой грузовика ещё и всякие дополнительные плюшки гарантированы вроде профзаболеваний — остеохондрозы, привычные вывихи, геморрой, простатит и радикулит. Экономии от беспилотников в ближайшие годы точно не будет, ну хоть от геморроя с простатитом несколько десятков россиян избавят — уже плюс. Вот и директор консорциума предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики считает, что это чисто работа на имидж: «Вслед за беспилотными такси логичным шагом выглядит вывод на рынок беспилотных грузовиков. IТ-экосистема «Яндекса» позволяет загружать грузовики заказами через собственные сервисы, и можно предположить хорошую синергию».

 

#21 по плюсам, #17 по комментариям
16 комментариев
Трасса Дон — сразу вспомнились Евротранс и Кадыров)) 
Так я объясню, почему Маск еще нет — а Яндекс уже да. Потому что в штатах любая хоть самая мелкая авария — и сразу отправишься на банкротство, потому что пострадавший спишет себе в ушерб много миллионов. А до этого еще законодатели не могут решить, кто и как отвечает за ущерб, нанесенный ошибками AI.
В России же после аварии со смертельным исходом будет че? 10 тыр штрафа в пользу пострадавшего, ну может какого-нибудь стрелочника из списка младших разработчиков посадят. Вот и вся разница между цивилизациями.
avatar
MadQuant, погоди-ка. Безпилотные такси уже не первый год ездят, правильно? Были случаи смертельных аварий? Я че то не слыхал
Юрий Шабалов, а суслик все знают 
Юрий Шабалов, и это другая проблема — а что, вам кто-то в России подробную статистику показывает? Если не было — это просто означает, что там мизерный наезд значит. Их просто не может не быть, другое дело, что при хороших вводных их меньше чем у людей.
avatar
Юрий Шабалов, такси и огромная фура — две большие разницы. Если по самой трассе больших проблем не будет, то как эта чуда фура будет с роботом на паркинге разворачиваться — это надо посмотреть. Опять-таки даже по трассе у нас в России еще и зима бывает довольно лютая, там своя специфика, в общем, мне кажется, что не взлетит эта тема с длинными грузовиками. Небольшие — вполне возможно.
Григо́рий Печо́рин, С помощью пульта любой школьник припаркует грузовик.

avatar
MadQuant, такой наивный кабанчик :D
«Автопилот» Tesla вновь стал причиной аварии со смертельным исходом. Автомобиль ехал без водителя и на большой скорости врезался в дерево, после чего произошло возгорание. Это далеко не первое ДТП, виной которому стала новая функция помощи водителям. При этом глава Tesla Илон Маск ранее заявлял, что вина за аварии с участием автономных систем лежит на самоуверенных водителях.

У них также очень хорошо работают юристы и в случае чего, во всем виноват ты сам, так как этот автопилот не автопилот и ты обязан присматривать за дорогой всю поездку.

А откуда ты знаешь, что будет в России, если такого не было ?
Почему-то в США за смертельные случаи с участием автопилота не посадили никого из топ менеджеров или владельца компании… как же так ?

avatar
Smart Bob, эта другое ессно
avatar
Александр, ога… понимать надо.
avatar
Прочитал два дня назад в новостях, как беспилотное такси вроде как в тестовом режиме. Ситуация такая: неожиданно на дорогу перед беспилотным такси, падает человек, искусственный интеллект, чтобы не задавить упавшего, выворачивает на встречку и врезается лоб в лоб со встречной машиной. В обоих машинах страдают люди. Разработчикам хватает ещё ситуаций для размышления.
avatar
Сергей С, видел это видео, оно конечно интересное.
не верю, что алгоритм провел оценку и соотношение рисков
скорее всего в основе лежит принцип — наезжать на человека нельзя ни при каких обстоятельствах
ущерб наезда на человека > столкновения (описание тезиса в алгоритме)
и отчасти это действительно так
другое дело, что аварии могут быть разными. скорость и количество участников, но человек в такой ситуации скорее всего среагирует хуже
avatar
Очередное тупое обезьянство.
Дирижабли от 200 тонн не только экономичнее авто, но для их управления не нужно никакого ИИ, достаточно такой же древней автоматики, как на советском космическом челноке Буран. Но только гораздо проще, т.к. у дирижабля нет критических моментов разгона на взлёте и торможения на посадке, как у самолёта.
А давно изобретённая присадка к водороду обеспечивает и дешевизну, и взрыво-безопасность.
Rostislav Kudryashov, у тебя всё как всегда просто и никаких подводных камней
avatar
Автоматизация это прекрасно, но есть нюанс, люди привыкли кушать три раза в день.
Григорий Старцун, вот яндекс-менеджеры и не собираются садиться на диету

теги блога Юрий Шабалов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн