Блог им. M2econ
Наш традиционный обзор показателей прошедшего месяца, которые становятся известными в первые дни после его окончания.
Мировая экономика
Экономика России
Напомним, что индекс PMI ниже 50 пунктов означает снижение деловой активности, выше 50 пунктов – рост.
До января 16 месяцев подряд индекс активности в мировой промышленности был ниже 50 пунктов (деловая активность снижалась).
С января по июнь индекс поднялся до 50 пунктов и выше, деловая активность стала расти.
Источник иллюстрации: S&P Global
В июле деловая активность вновь стала падать, индекс составил 49,7 пунктов.
При сравнении динамики индекса PMI в производственном секторе между странами БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) и странами «Большой семерки» (G7, представляющими коллективный Запад), очевидно преимущество группы стран БРИК (см. график ниже).
На графике страны БРИК выделены зелёным цветом, а страны G7 – красным.
Источник иллюстрации: S&P Global
В странах G -7 деловая активность падает. Только в Британии индекс заметно выше 50 пунктов.
По — прежнему неблагоприятная ситуация наблюдается в странах Еврозоны, включая членов G-7, как Германия, Франция и Италия.
С 53,7 пунктов в июне индекс Global PMI Composite снизился до 52,5 пунктов в июле.
Источник иллюстрации: S&P Global
Напомним, что выше 50 пунктов означает рост деловой активности.
Композитный индекс в мировой экономике выше 50 пунктов (= рост активности) уже 18 месяцев.
Наблюдение
Рост композитного индекса происходит за счёт сектора услуг. Как мы отметили выше, глобальная деловая активность в промышленности падает.
В июле в Китае было продано 59 тыс. тяжёлых грузовиков.
Это на 4% меньше, чем в июле прошлого года.
Среднегодовые темпы остаются высокими, но с января 2024 года продолжают снижаться.
За последние 12 месяцев (скользящий год) было продано 924 тыс. штук.
Благодаря январю темпы роста остаются положительными: +2,5%.
Наблюдение
Показатель “застрял” на отметке 910-960 тыс. штук и никак не может вернуться на уровень 2017-2019 годов (1,2 млн).
По итогам июля номинальный рост денежной массы сохранился на уровне +18,7% годовых.
Но инфляция выросла. Поэтому в реальном выражении рост замедлился с 9,3 до 8,8%.
Оценка
Да, темпы роста снижаются. Но такие темпы для правления Набиуллиной далеко не самые плохие. Посмотрите на графике с 2013 по 2023 год: на 8% и выше РДМ росла крайне редко.
Индекс PMI от S&P Global, отражающий деловую активность в обрабатывающей промышленности России в июле составил 53,6 пункта.
Напомним:
индекс < 50 пунктов означает падение деловой активности;
индекс > 50 пунктов означает рост деловой активности.
Первый взгляд: индекс ниже, чем в июне, а тем более, чем в марте. Но мы вам предложим два других взгляда. См. далее.
Во-первых, это лучший июль с 2006 года.
Более высокой деловая активность была лишь в июле 2007 года.
Во-вторых, среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия на графике) стал лучшим с апреля 2001 года.
По сути, выше нынешней деловая активность была только в 2000 году. Напомним, что в тот год ВВП России вырос на 10%. По темпам роста ВВП тогда Россия обошла даже Китай.
Индекс деловой активности в секторе услуг РФ (PMI services) поднялся выше отметки 50 пунктов. Это означает рост деловой активности. До этого два месяца индекс был ниже 50 пунктов и указывал на снижение деловой активности в секторе услуг.
Среднегодовой индекс (тёмно-синяя линия), ниже пика 2021 года.
При этом он остаётся на уровне лучших результатов периода 2020-2023 годов.
Прогноз: мы ожидаем, что после временного замедления рост индекса деловой активности в услугах возобновится.
Композитный индекс PMI (промышленность + услуги) в июле составил 51,9 пунктов. Это говорит о росте деловой активности в экономике России в целом.
Его динамика больше схожа с индексом в секторе услуг. Логично: промышленность — это около 30% ВВП (обрабатывающая — ещё меньше). А услуги — это более 60% ВВП.
Среднегодовой индекс (синяя линия), несмотря на снижение, выше максимумов 2021 года.
По данным агентства «Автостат» в июле было зарегистрировано 136,2 тыс. легковых автомобилей.
Это на 42% больше, чем в июле прошлого года.
Для сравнения: в марте темпы были +109% годовых. Несмотря на замедление, темы роста остаются высокими.
За последние 12 месяцев (скользящий год) рынок составил 1 417 тыс. автомобилей.
Если продлить текущий тренд, то по итогам года рынок может вырасти до 1,6 млн. (см. пунктирную линию на графике).
Автостат опубликовал данные по рынку грузовиков полной массой более 3,5 тонн. Учитывая эти данные, рынок тяжёлых грузовиков, по нашим расчётам, мог составить в июле 10 789 штук.
Итоги июля, по нашей оценке, на 18 меньше, чем в июле прошлого года.
Рынок падает пятый месяц подряд. Но это падение к рекордному 2023 году.
За последние 12 месяцев (скользящий год) регистрации составили 134 тысячи.
Механическое продление текущего тренда даёт результат 119 тысяч по итогам 2024 года.
При таком результате 2024 год уступит по объемам только 2023 году (135 тыс.) и 2007 году (123 тыс.). То есть, войдет в тройку лучших лет в истории.
В июле, по нашей предварительной оценке, по железным дорогам было перевезено 97,55 млн. тонн грузов.
Это на 5,6% меньше, чем в июле прошлого года.
Падение продолжается уже 10 месяцев подряд.
За последние 12 месяцев (скользящий год) объём перевозок составил 1,21 млрд тонн.
Перевозки за 12 месяцев (скользящий год (третий график) откатились к кризисным минимумам 2016 года.
О возможных причинах снижения перевозок по железным дорогам см. "Экспресс-обзор за май 2024".
По предварительным данным, перевозки цемента по железным дорогам составили 2,39 млн. тонн.
Это на 9,9% меньше, чем в июле прошлого года.
Падение продолжается 5-й месяц подряд.
Перевозки за последние 12 месяцев (скользящий год) составили 23,8 млн тонн.
Таким образом, перевозки цемента стабилизировались на уровне 23-летней давности (2001 года).
Напомним, что по железным дорогам перевозится всё меньшая часть произведённого цемента.
Частично это объясняется тем, что по железным дорогам перевозится всё меньшая часть произведённого цемента.
Если в 2000 году львиная доля цемента перевозилась по железным дорогам (68%), то по итогам 2023 года эта доля опустилась ниже 40%.
Еженедельно. Многие макропоказатели (денежная масса, промпроизводство и другие) мы узнаём поздно, через 2-4 недели после окончания месяца. Их, по мере поступления, мы включаем в наши еженедельные макрообзоры.
Ежемесячно. Но есть и «быстрые» индикаторы, которые становятся известными уже в первые дни следующего месяца:
Биржевая сводка. Все биржевые индикаторы – курсы валют, фондовые индексы, цены на нефть, золото и другие. Их мы включаем в «Биржевую сводку», которая выходит в первый-второй день месяца.
Экспресс-обзор. Остальные показатели мы включаем в «Экспресс-обзор», который выходит 6-7 числа месяца. Это такие показатели как:
• перевозки по железным дорогам,
• индексы PMI, а также
• рынок легковых автомобилей,
• рынок грузовиков,
• денежная масса.
Следующий экспресс-обзор — за август — выйдет 6 сентября.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм: https://t.me/m2econ
Дзен: https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии