При оценке компаний наличие или отсутствие конкурентных преимуществ – ключевой вопрос.
Долгосрочная финансовая устойчивость напрямую зависит от них.
💧Рассмотрим на примере Газпрома.
Его конкурентное преимущество – богатейшая сырьевая база.
Владея лучшими в мире месторождениями газа, компания может оперировать огромными объемами продукта и диктовать покупателям из более чем 30 стран свои условия поставки.
Но это нефтегазовый сектор – натурпродукт. А что, допустим, с технологическим?
🖥Возьмем компанию Microsoft, которая производит, патентует и выпускает IT-продукцию. За годы разработок у нее накопились миллионы строк программного кода. И чтобы воссоздать его, конкурентам потребуются десятилетия. И то не факт, что получившийся продукт кто-то захочет использовать.
В любом бизнесе надо понимать, в чем основная проблема, не позволяющая зарабатывать больше денег.
Представьте, вы – косметолог, и у вас две пациентки – Маша👩🏼 и Люба👧🏽
Маша за процедуру платит $200, а Люба – $150. На Машу вы расходуете тюбик крема для омоложения, на Любу – полтюбика. Препарат дешевый, расход непринципиален. Выходит, 👩🏼Маша – более выгодный клиент.
Но вот у вас задержки с поставкой крема на месяц. Остался один тюбик. И тут уже 👧🏽Люба – более выгодный клиент: на ее обслуживании можно заработать $300, а работа с Машей даст $200.
Понятие «выгодности» напрямую зависит от того, что является ограничением для бизнеса. Пока им было ваше время, Маша считалась более выгодным клиентом, но когда возникла проблема с поставкой – им стала Люба.
Поиск и управление главным ограничительным аспектом системы, которое предопределяет ее эффективность, в целом, и есть теория ограничений.