Учитывая неопределенность относительно будущего глобальной экономики, риски Brexit и серьезную геополитическую напряженность, золото, являющееся своего рода защитным активом, снова вошло в моду.
С начала года фьючерсы на золото прибавили более 25%, а в июле аналитики UBS заявили, что металл вошел в своего рода новую фазу.
По мнению UBS, референдум в Великобритании усилил глобальные риски, внеся значительную неопределенность. Кроме того, участники рынка обеспокоены политикой отрицательных процентных ставок многих мировых ЦБ. Как результат, возникли условия, крайне благоприятные для инвестиций в золото.
Отметим, что бенефициарами этой тенденции стали не только трейдеры, сделавшие ставку на «желтый металл», но и целые страны. Ниже представлены топ-10 стран, владеющих наибольшими запасами золота в рамках резервов.
На это указывает традиционный опрос менеджеров фондов от Bank of America Merrill Lynch.
Четверть опрошенных управляющих считают, что сверхнизкие доходности Treasuries будут ключевым драйвером цен на акции в ближайшие шесть месяцев. Тем временем, 22% указали на курс доллара, а 16% — на риски, связанные с европейскими рынками.
Несмотря на улучшение ожиданий относительно ситуации в глобальной экономике, большинство менеджеров верят в продолжение сверхмягкой политики мировых ЦБ в ближайшие 12 месяцев. Тем не менее, 61% инвесторов (наибольшая доля с 2008 года) считают, что экономика достигла последней стадии развития, что, как правило, предшествует кризисным ситуациям.
Менеджеры фондов опасаются взлета доходностей облигаций с ростом инфляции. Также они опасаются дезинтеграции Евросоюза и девальвации китайского юаня. Как результат, управляющие пытаются захеджироваться против возможного падения фондовых активов в ближайшие 3 месяца путем сохранения вложений в кэш неподалеку от исторически максимальных уровней: 5,4% против 5,8% в июле.
Кроме того, несмотря на восстановление рынков, инвесторы продолжают вкладываться в высококачественные акции, американские и европейские корпоративные облигации.
БКС Экспресс
В понедельник отчетность для регуляторов показала, что принадлежащая Баффету Berkshire Harhaway во 2-м кв. активно вложилась в акции «яблочного гиганта». Пакет бумаг был увеличен на 55% — до 15,23 млн.
Тем временем, другие ведущие инвестиционные фонды сократили свои позиции. Речь идет о Soros Asset Management Джорджа Сороса, Greenlight Capital Дэвида Эйнхорна, а также Tiger Global Management. Отметим, что еще один рыночный гуру – Карл Айкан – продал свою долю в Apple еще несколько месяцев назад, беспокоясь о перспективах роста корпорации.
Более того, акции Apple были проданы и Scion Capital Management – хедж-фондом под руководством Майкла Бэрри. Бэрри получил известность благодаря фильму и книге «Игра на понижение». Ему удалось предсказать кризис 2008 года и заработать на нем. Отметим, что во 2-м кв. фонд вложился в Alphabet (Google).
Стратегия Баффета подразумевает покупку акций стабильных компаний с интересными долгосрочными перспективами. Речь идет о так называемых «акциях стоимости», которые являются антиподами агрессивных «акций роста». Действительно, после периода гиперроста продажи iPhone начали сокращаться. Однако Apple богат на кэш, что позволяет компании выплачивать дивиденды и осуществлять программы buyback.
Таким образом, база инвесторов в Apple заметно изменилась. Они уже не рассчитывают на сверхагрессивный рост, зато намерены получать щедрые выплаты от компании, акции которой к тому же выглядят дешево с точки зрения сравнительных рыночных мультипликаторов. Возможно ситуация вновь изменится с выходом нового iPhone или каких-либо революционных девайсов.
БКС Экспресс
Интервью это связано с попытками выявить корни ипотечного кризиса 2008 года, приведшего к Великой Рецессии в США. Информация может быть полезна для всех читателей, интересующихся инвестициями и поведенческой экономикой.
Давая интервью Баффет сослался на своего бывшего босса и учителя Бена Грэхема, который поделился определенными мыслями с учеником около 50 лет назад. Рыночный гуру указывает на возникновение ложных предпосылок. Так в 1920-х годах инвесторы начали верить в безграничные перспективы акций, их безусловное преимущество над облигациями. Ограниченность этой предпосылки была забыта. Возникла эйфория. Как результат, пузырь конца 1920-х и последовавшая за ним Великая Депрессия.
Схожая история сравнительно недавно произошла и с рынком недвижимости в США и многих других странах. Поскольку подавляющее большинство людей хотело обладать жильем и могло получить дешевый кредит на его покупку, они приобретали его как можно раньше. Налицо была уверенность, что цены на дома продолжать расти. В итоге, в расчете на неминуемое обогащение, граждане приобретали 3-5 объектов, что намного больше реальных возможностей покупателей. С другой стороны, кредиторов это не сильно беспокоило, ведь ожидалось, что стоимость залога продолжить расти в цене. Волна энтузиазма, подкрепляемая финансовым рычагом, нарастала, и вот налицо новый (ипотечный) пузырь.
Также Баффет упомянул и интернет. По мнению рыночного гуру, технология эта изменит жизнь. Однако это не значит, что каждая интернет компания должна стоить $50 млрд и выше.
БКС Экспресс
В 2016 году акции второго эшелона показывают уверенный рост. Индекс ММВБ Второй эшелон с начала года вырос на 23,3%. В это же время индекс голубых фишек ММВБ 10 поднялся только на 10,2%.
Это максимальная степень положительного расхождения второго эшелона по отношению к первому за последние годы.
В ММВБ 10 входят Магнит, Норникель, Сбербанк-ап, МосБиржа, Сбербанк-ао, Лукойл, ВТБ, Роснефть, Газпром, Сургутнефтегаз-ап. Доли распределены от 11,5% до 8,2%. В индекс ММВБ Второй эшелон входят 50 бумаг.
Причем стоит отметить еще один интересный момент. Рост второго эшелона правильней будет назвать на опережающим, а догоняющим. Дело в том, что ММВБ 10 сейчас торгуется на своих абсолютных исторических максимумах. В это же время индексу второго эшелона до обновления максимумов 2011 года нужно вырасти еще на 39%.
БКС Экспресс
На рынке нефти мы сейчас видим подтверждение тенденций и трендов 2014 и 2015 годов. В период май-июнь 2016 по нефти вновь был поставлен верхний экстремум (в третий раз подряд), который и в этот раз наверняка станет годовым максимумом. После установки этого максимума сейчас наблюдается поступательное сползание котировок вниз. Два прошлых года распродажа заканчивалась в январе. На нижеприведенном графике четко видны сезонные тренды. Причем новостной фон, как и прежде, становится тотально медвежьим – «дисбаланс, перепроизводство, нефтепродукты никому не нужны, гигантские запасы, очереди из заполненных танкеров и т.д.».
Интересно еще и то, что падение 2014 и 2015 года было подозрительно похожим. В 2014 потери от максимума до минимума составили 60,9%, а в 2015 –
Растущая задолженность, пузыри на рынке недвижимости, замедление экономического роста могут иметь катастрофические последствия. По данным японского инвестдома Nomura, уровень частной задолженности в азиатском регионе достиг около 140% от ВВП. Для сравнения — в целом, по группе развивающихся рынков речь идет о 77%.
Еще большие опасения вызывает Китай с его 200% на конец 2015 года. Это происходит на фоне замедления производительности и сокращения числа рабочей силы в КНР. В Гонконге ситуация также оставляет желать лучшего. С кризисного 2008 года цены на недвижимость там взлетели на 105%, а отношение частного долга к ВВП достигло 281%. Гонконг стал своего рода заложником хрупкой ситуации в Китае и возможного роста ставок ФРС.
Аналитики Nomura указывают не только на впечатляющие уровни частной задолженности КНР и Гонконга, но и высокие темпы их прироста с конца 2008 года.
Мероприятие будет содержать в себе ряд моментов, на которые стоит обратить внимание инвесторам. Следует отметить, что ни пресс-конференции Джанет Йеллен, ни цифровых прогнозов Феда мы в этот раз не увидим.
• Процентные ставки. В декабре ключевая ставка была увеличена на 0,25% и составила 0,375% (диапазон 0,25-0,5%), что стало первым пересмотром с декабря 2008 года. На этот раз, по всей видимости, изменений не предвидится. Риски Brexit пока давят на ФРС.
• Покупки активов. Покупки Treasuries и ипотечных облигаций Федрезервом (программа QE3) завершились в октябре 2014 года. Объявлять о новой программе в текущих условиях смысла не имеет.
В деталях
• Общее состояние экономики – может оцениваться как умеренное развитие. Следует отметить, что в первом квартале наблюдалось некоторое ослабление экономической ситуации в США. Согласно третьей оценке, рост ВВП составил 1,1% после 1,4% кварталом ранее. Однако это взгляд в прошлое. Во втором квартале ситуация улучшилась. Согласно консенсусу аналитиков от Reuters, по итогам текущего квартала ВВП может прибавить 2,6%. Данные будут представлены в пятницу, 29 июля. Отметим, что по итогам июньского заседания Фед подтвердил некоторое ухудшение экономических перспектив, понизив прогноз по росту ВВП в 2016 году с 2,2% до 2%.
Американский рынок акций торгуется в районе исторических максимумов. Геополитика, падение корпоративных прибылей, дороговизна многих фондовых активов с точки зрения сравнительной оценки, казалось, уже не значат ничего.
Тем не менее, впереди еще много событий. В качестве фактора риска аналитики Deutsche Bank выделяют стресс-тест европейских банков, результаты которого будут представлены 29 июля.
Наибольшее беспокойство в связи с этим мероприятием вызывает ситуация в банковском секторе Италии. По данным издания Il Sole 24, под наибольшим риском находится старейшее финучреждение страны Monte dei Paschi.
Казалось бы, стресс-тест – это скорее формальность. Однако не все так просто. Если будут выявлены признаки лихорадки в отдельном банковском сегменте (в нашем случае итальянском), инвесторы могут быть напуганы, что приведет к своего рода «заражению» других банков и распродаже их акций.
Согласно оценкам BIS, в марте 2016 года международная вовлеченность в соответствующие риски составила $90 млрд по сравнению с $120 млрд в конце 2014 года и $300 млрд в 2008 году. Подверженность США итальянским рискам оценивается 20% от этой величины или $18 млрд. В гораздо большей опасности Франция, Германия и Испания с 60% риска или $56 млрд.
Более того, если добавить небанковские сектора, то агрегированный риск Италии на балансе у остального мира составляет около $660 млрд, свыше половины его сконцентрировано во Франции.
БКС Экспресс