Ясно, что с приближением дедлайна по выходу Британии из ЕС, горизонт руководства, который банк Англии предлагает инвесторам, пропорционально сокращается. Ведь тесные экономические связи, обретенные за время пребывания Британии в блоке, означают что разная политика «сосуществования» независимых соседей будет иметь разные экономические последствия, особенно для Британии. Поэтому после решения по Brexitв марте, сценарии развития экономики могут подразумевать как необходимость смягчения, так и ужесточение ДКП, что накладывает сейчас ограничения на ясность коммуникации Банка Англии с инвесторами. Ожидания политической неопределенности создают также «эффект игнорирования» поступающих экономических данных, которые могут даже диктовать необходимость повышения процентной ставки на ближайших предстоящих заседаниях.
Рынок ожидает, что члены комитета по монетарной политики единодушно проголосуют за сохранение ключевой ставки на прежнем уровне в 0.75%. То есть положительным сюрпризом для фунта в момент объявления решения может стать желание некоторых членов повысить ставку. Медвежью реакцию по паре GBPUSD соответственно может усугубить появление мнений среди чиновников о необходимости сокращения ставки до 0.5%.
Отчет по безработице, опубликованный в пятницу, создал неоднозначное впечатление о состоянии рынка труда в США: Спрос на рабочую силу вырос значительно, что отразилось в увеличении числа новых вакансий на 304К в январе (максимальный прирост почти за год), в тоже время выросло число увольнений, особенно временных,что оставило след не безработице. Количество безработных на опрашиваемый период, выросло до 6.5 млн. человек в январе или 4.0%.
Частично на безработице отразилась остановка работы правительства. Госслужащие, которые были отправлены в неоплачиваемый отпуск на момент опроса были временно без работы, но учтены в числе занятых, так как они хоть и с опозданием, но получат зарплату за дни правительственных каникул. Дело обстоят сложнее с федеральными подрядчиками, с которыми у правительства нет жестких связывающих обязательств: временно потерявшие работу сотрудники данных фирм были учтены в качестве безработных. В целом, остановка правительства, как фактор, влияющий на занятость, был достоин упоминания в отчете BLS. Поэтому устранение этого фактора (т.е. восстановление работы правительства) будет означать дополнительный положительный импульс в занятости в феврале (или же отсутствие отрицательного импульса).
Неожиданно для многих (в том числе и для меня), ФРС превзошел вчера сам себя в намерении «услужить» финансовым рынкам, так как контраст новой позиции с декабрьским заявлением стал просто беспрецедентным:
Судите сами:
- Исключено упоминание о дальнейших постепенных повышениях ставок;
- Федрезерв готов ввести гибкое управление сокращением баланса активов;
- Тем не менее ставка остается главным инструментом политики;
- Упоминание о балансе рисков исключено из заявления
- Федрезерв будет придерживаться floor system- контроль нижней границы эффективной процентной ставки посредством овернайт РЕПО сделок (On — RRP). Данная мера по идее означает сохранение большего по размеру баланса активов, чем предполагалось;
- Показатель инфляции, измеренный через индексируемые на инфляцию облигации (breakeveninflation) снизился, в тоже время инфляционные ожидания населения изменились незначительно;
Перед первым заседанием ФРС в этом году на финансовых рынках складывается следующее восприятие ситуации: острый дефицит доверия к политике ЦБ в декабре, вынудил Пауэлла «прогнуться» спустя всего месяц («ФРС будет терпелив во вопросе повышения ставок»), неожиданно осознав важность обратной связи финансовых рынков в проведении политики. На мой взгляд, за сменой тона коммуникации скрывалось тогда не более чем сиюминутное требование ситуации погасить волатильность и восстановить доверие к регулятору. Это подтверждает, например декабрьский dotplot, где медианный прогноз членов FOMC– еще как минимум одно повышение ставки в 2019:
Слабо верится, что ФРС, исходя из тона Пауэлла в январе, мог соскочить с двух повышений до 0, всего за каких-то две недели. Однако акцент на старую добрую «зависимость от данных» в основе подхода к политике на сегодняшнем заседании может урегулировать противоречие в мягкой позиции Пауэлла и декабрьским прогнозам по ставке.
Трамп восстановил работу правительства, подписав соответствующее распоряжение в пятницу, однако полноценно запустить «двигатель» государственной машины получится не сразу. Агентства, собирающие и регулярно публикующие статистику «задолжали» рынкам экономических отчетов с конца декабря, но даже с возобновлением деятельности, экономический календарь может быть некоторое время бесполезен. В частности, это касается ноябрьских данных, на которые уже поздно реагировать, так как тренды в экономике уже могли смениться (и что будет отражено в декабрьских цифрах). Выход данных за декабрь вероятно будет отложен из-за задержки в сборе информации.
Бюро переписи (Census Bureau) и бюро экономического анализа (Bureau of economic analysis) должны опубликовать обновленный график релизов экономических показателей, но восстановление регулярности публикаций может занять несколько месяцев. В 2013 году, когда работа правительства также прерывалась, бывали случаи, что агентства публиковали информацию за два месяц в один и тот же день, в одно и то же время. Тогда беспорядок в экономическом календаре США удалось ликвидировать спустя почти три месяца с момента возобновления работы правительства.
Китайский ЦБ неожиданно укрепил учетный курс юаня по отношению к доллару в понедельник, посылая благоприятный сигнал инвесторам перед началом очередного раунда переговоров между США и Китаем на этой неделе. Курс материкового юаня был закреплен на 469 базисных пунктов выше значения в пятницу, на уровне 6.7472 юаня за доллар. Оффшорный юань, безопасный «симулятор» свободного валютного рынка для китайских властей, подскочил до 6-месячного максимума против доллара, что вероятно отражает снижение валютного риска в китайских активах, прежде всего бумаг с фиксированной доходностью. Укрепление якорного курса юаня стало максимальным дневным изменением за 19 месяцев и в условиях жесткого контроля внутренного валютного рынка, трудно списать это на статистический выброс (т.е. воздержаться от поиска причинно-следственной связи в этом явлении).
Учетный курс USDCNY основывается на средневзвешенной цене доллара предлагаемой маркет-мейкерами каждый день перед открытием межбанковского рынка. Если это правда, и цену доллара хоть в некоторой степени определяет свободное предложение участников рынка, то обрушение учетного курса может означать ожидания маркет-мейкеров, что на этой неделе они столкнутся с ростом предложения доллара. На фоне падение производственных объемов и ухудшения других макроэкономических метрик, покупать китайские активы можно лишь на снижении другого системного риска – эскалации торгового конфликта.
Как я уже отмечал ранее, Драги мог отправить евро в красную зону, и он не преминул воспользоваться этой возможностью. В самом начале пресс-конференции у евро откуда-то взялись силы на обманный маневр, и он совершил рывок на 1.1370. Который потом быстро был исправлен.
Глава ЕЦБ сделал следующую короткую, но существенную корректировку формулировки о рисках:
“Риски, окружающие прогноз роста Европейской экономики, сместились в понижательную сторону из-за сохранения неопределенности, связанной с геополитическими факторами, угрозой протекционизма, слабости развивающихся рынков и волатильности на финансовых рынках. “
Таким образом сроки повышения ставки сдвигаются на следующий год, причем ориентировочное заседание для этого решения будет постепенно уточняться во время последующих заседаний. Глава ЕЦБ не исключил что ставка по депозитам может быть увеличена в этом году, однако вероятность такого исхода минимальна, учитывая, что «со сбалансированными рисками» ЕЦБ, рынок ожидал повышение не раньше конца 3-квартала 2019.
Первое в этом году заседание ЕЦБ состоится сегодня, и участники рынка готовятся к нему принимая во внимание ряд слабых экономических отчетов, неразрешенные вопросы в глобальной торговле и едва определенных статус Brexit.
В рамках курса на ужесточение ДКП, первым этапом которого стало сворачивание программы скупки активов, ЕЦБ необходимо готовить рынки ко второму этапу «болезненных» перемен – повышению процентных ставок. По итогам прошлых заседаний сложился рыночный консенсус, что ЕЦБ сможет повысить ставку по депозитам в конце 3 квартала – начале четвертого, однако реализации ожиданий препятствует ухудшение внутренних макроэкономических индикаторов и усиление рисков во внешнем спросе. Экспорт еврозоны составляет 44% от ВВП, поэтому напряженность в глобальной торговле легко просачивается в баланс рисков ЕЦБ при определении политики.
Соответственно прямым уточнением по срокам повышения ставки станет комментарий о смещении в балансе рисков. Исходной нейтральной формулировкой по этому пункту можно считать фразу «в целом риски сбалансированы» с прошлых заседаний. Если Драги обозначит сдвиг в пользу “risksincreasedtothedownside”, можно считать, что повышение будет отложено как минимум на начало следующего года – второй квартал 2020. Однако как будет аргументировано ниже, ЕЦБ сейчас следует сдерживать развитие ожиданий в обе стороны (негативные/позитивные), поэтому нейтральная формулировка кажется лучшим выбором.