rss

Профиль компании

Финансовые компании

Блог компании TradingView | Нефть и бюджет

Нефть и бюджет
Россияне вынесли из банков 200 тонн наличных рублей 
Банк России продолжает заливать рублевую ликвидность в крупнейшие банки страны, которые столкнулись с небывалым спросом на наличные деньги. На минувшей неделе еще один банк из одиннадцати, отнесенных ЦБ к «системно значимым», обратился за безотзывной кредитной линией в центробанк. 
Этот инструмент действует с 2016 года и помогает банкам соблюдать норматив краткосрочной ликвидности, требующий, чтобы высоколиквидные активы (то есть те, которые можно легко продать или конвертировать в наличность) на 100% покрывали бы ожидаемый отток средств из банка в течение ближайших 30 дней. 

Суммарный лимит по этим операциям, по сути представляющим из себя денежную эмиссию на покрытие оттока клиентских денег, был повышен с 1,5 до 5 трлн рублей с 1 апреля, а их стоимость — снижена с 0,5% до 0,15%. 
В начале месяца за безотзывным кредитом на 500 млрд рублей обратился Сбербанк. На прошлой неделе еще одна кредитная организация открыла линию на максимальную сумму 30 млрд рублей, сообщил ЦБ в обзоре «Финансовый пульс». 
На данный момент безотзывными кредитами пользуются 5 из 11 системообразующих банков. В сумме они привлекли в ЦБ 1,26 триллиона рублей. К системно значимым в России относятся Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, Россельхозбанк, ФК «Открытие», «Московский кредитный банк» (МКБ), Промсвязьбанк, «Юникредит банк», Райффайзенбанк и Росбанк. 
ЦБ заливает деньги в банковскую систему, словно в решето, из которой деньги утекают в виде наличных через кассы и банкоматы. 
По данным ЦБ, с начала марта наличная денежная масса увличилась в 10 раз больше, чем за весь прошлый год: в обращение был выпущен почти триллион рублей наличных. Это 200 тонн 5-тысячными купюрами и 1000 тонн банкнотами по тысяче рублей (весом около 1 гр каждая). 

«Люди опасались, что в период карантина банки не будут доступны, поэтому нужно окэшиться. Так же, как люди покупали гречку, запасались продуктами, так и деньги снимали», — сказал Bloomberg аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. 
Объем «кэша» в обращении сезонно растет в декабре, когда люди получают 13-е зарплаты и активно тратят. Всю остальную часть года масса наличных меняется не более чем на 300-400 млрд рублей в месяц. Скачок, который статистика ЦБ зафиксировала в марте, «многократно больше исторической нормы», констатируют аналитики ЦМИ Сбербанка. 
По данным ЦБ, физлица активно закрывали вклады с 15 по 25 марта, опустлшив счета на 616 млрд рублей. После того, как президент Владимир Путин объявил о введении налога на депозиты, паломничество вкладчиков ускорилось, и Ассоциация банков России (АБР) предупредила ЦБ об угрозе «набега на банки», первый признаки которого, по мнению банкиров, уже стали видны. 
Введение карантина затормозило процесс: на последней неделе марта вклады, по данным ЦБ, выросли на 0,5%. 
Налог на вклады, очевидно, снижает стимулы держать сбережения в простых банковских продуктах, рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлов, в других условиях деньги могли бы уйти в инвестиции на финансовом рынке, но учитывая резкое падение фондовых индексов в России и в мире, понятно, что мало кто на это решился. 

Минфин вскрывает последнюю «кубышку»: Бюджет забрал из госбанков 520 млрд рублей 

Ступор экономики и обвальное падение цен на нефть заставили Минфин вслед за ФНБ вскрыть вторую и последнюю государственную «кубышку» — деньги бюджета, размещенные на депозитах в банках. 
С начала года Минфин изъял из банковской системы 520 млрд рублей, следует из данных на сайте Федерального казначейства. 
 
Начав год с 1,399 трлн рублей на депозитах к 15 апреля ведомство имело уже лишь 878,5 млрд. Рублевые запасы Минфина, распределенные преимущественно по крупным госбанкам, сжались до минимума с июня 2018 года. 
Оставшейся суммы хватит примерно на две недели расходов федерального бюджета, хотя еще прошлым летом Минфин держал резерв почти на два месяца (2,5 трлн рублей). Правительство начало «проедать» банковские депозиты еще зимой, когда бюджет стал дефицитным: расходы превысили доходы на 367 млрд рублей в январе и 57 млрд рублей в феврале. Крупные налоговые платежи марта (1,911 трлн рублей) позволили взять паузу, но начиная с апреля процесс резко ускорился. 
В сумме за две недели Минфин изъял со счетов 310 млрд рублей — больше, чем за предыдущие три месяца вместе взятые. 
Май неизбежно принесет правительству новую боль и дополнительную потребность в деньгах. Средняя цена российской нефти Urals рухнула до 19 долларов за баррель (за период 15 марта — 15 апреля), и в результате со следующего месяца доходы бюджета от ее экспорта практически обнулятся. 
Вывозная пошлина на нефть будет снижена в 7,6 раза, на светлые нефтепродукты — в 8 раз. Ситуацию усугубляет то, что даже по бросовым ценам продать нефть и нефтепродукты за рубеж практически невозможно: все резервуары в Европе заполнены, пробка из танкеров, которым некуда разгрузится, продолжает увеличиваться. 
Первая и основная «кубышка» — Фонд национального благосостояния размером 150 млрд долларов — напомним, была распечатана 11 марта. В этот день Минфин начал продавать валюту из фонда на бирже и к 15 апреля выручил 295,8 млрд рублей, согласно данным ЦБ. 
В общей сложности за год по бюджетному правилу из ФНБ будет изъято около 2 триллионов рублей, сообщил в четверг глава Минфина Антон Силуанов. 
По его словам, к падению нефтегазовых доходов добавится провал несырьевых сборов на триллион рублей. Проводить секвестр правительство не планирует — напротив, расходы будут увеличены на 1 трлн рублей, сообщил Силуанов, добавив, что «это неизрасходованные средства прошлых лет». 
С нефтью по 20 долларов «дыра» в федеральном бюджете к концу года составит 3-4 трлн рублей, рассказали Bloomberg источники, знакомые с проектировками Минфина. При общей сумме расходов в 20 трлн рублей это означает, что налоговой выручкой не будет обеспечен практически каждый пятый потраченный государством рубль. 
Изначально, напомним, в бюджет закладывали нефть по 57,7 доллара и доллар по 65,7 рубля. 


Вирус заразил трубопроводы 
Цены на газ в Европе упали к историческим минимумам 
Газета «Коммерсантъ» №51 от 23.03.2020, стр. 1 
«Газпром» в этом году может получить самую низкую за 15 лет стоимость газа на своем основном экспортном рынке — в Европе. Уже сейчас спотовые котировки упали до уровня $100 за 1 тыс. кубометров, а цены с привязкой к нефти приближаются к этому уровню. Спрос на газ также под ударом из-за карантинных мер, в результате чего «Газпрому» угрожают форс-мажоры по ряду контрактов. Пока, утверждают в монополии, таких заявлений от клиентов нет и она не собирается пересматривать крупные инвестпроекты. 

Вслед за обвалом на нефтяных рынках среднемесячные спотовые цены на газ в Европе достигли многолетнего минимума. Так, в первые 20 дней марта котировки на наиболее ликвидном европейском хабе — нидерландском TTF — упали до $102 за 1 тыс. кубометров (€9,0587 за 1 МВт•ч), а 19 марта цены падали до минимума в $90,3 за 1 тыс. кубометров. Апрельский фьючерс торгуется по $104,7 за 1 тыс. кубометров. 

Учитывая падение цен на нефть ниже $30 за баррель на прошлой неделе, как спотовая, так и нефтяная индексация в контрактах «Газпрома» будет тянуть цены вниз. Нынешняя ситуация сопоставима только с 2004 годом, когда средняя цена Brent составила $38,3 за баррель, а организованных спотовых торгов газом в Европе еще не существовало, тогда средняя экспортная цена «Газпрома» по поставкам в дальнее зарубежье находилась на уровне $138 за 1 тыс. кубометров. 

Уже сейчас поставка газа в регионы Центральной России для «Газпрома» может быть выгоднее, чем экспорт в Европу. 
Например, в Ленобласти оптовая цена на газ при текущем курсе рубля — $57,7 за 1 тыс. кубометров. Экспортный нетбэк при поставке газа по «Северному потоку» в Германию при текущих ценах на немецком хабе NCG $101 за 1 тыс. кубометров составляет около $48 (с учетом экспортной пошлины 30% и платы за транспортировку примерно $22 за 1 тыс. кубометров), то есть является отрицательным. Для транзита через Украину, где плата за транспорт выше, нетбэк будет еще хуже. 

Надежды на то, что низкие цены позволят стимулировать спрос на газ в Европе, при этом нет. 
Наоборот, в результате жестких карантинных мер из-за эпидемии коронавируса потребление газа может упасть до многолетних минимумов — так, власти Италии (второй потребитель «Газпрома» в ЕС после Германии) уже объявили об остановке всей промышленности, кроме жизненно необходимой. Запасы газа в европейских хранилищах достигли рекордного с 2012 года уровня 54 млрд кубометров, хотя ожидалось, что после перезаключения контракта на транзит через Украину они начнут снижаться. 

Теперь покупатели могут по аналогии c китайскими клиентами заявить о форс-мажоре из-за коронавируса и снизить объемы закупок. Также есть риск требований пересмотра объемов выборки по take-or-pay, как это было после кризиса 2009 года. 

200 долларов за тысячу кубометров 
составляет средняя цена экспорта газа в дальнее зарубежье, заложенная в бюджет «Газпрома» на 2020 год 

В результате «Газпрому», возможно, придется сократить объемы добычи, урезать импорт газа из Туркмении и Узбекистана и пересмотреть сроки запуска ключевых добычных инвестпроектов, например Харасавэйского месторождения. 

В прошлом году «Газпром» поставил 175,8 млрд кубометров в ЕС против антирекорда 121 млрд кубометров в 2014 году. Пока объемы серьезно не снизились: среднесуточная прокачка через Украину в феврале составляла 135,3 млн кубометров, за 19 дней марта — 150 млн кубометров. Прокачка по газопроводу Ямал—Европа, сниженная «Газпромом» с 1 января, продолжает падать примерно на 30% — до 61,6 млн кубометров на 21 марта. «Северный поток» загружается максимально: в среднем за 19 дней марта прокачка выросла на 8,6% к декабрю, до 189,5 млн кубометров. 

В «Газпроме» сообщили “Ъ”, что компания не получала сообщений о форс-мажорах по долгосрочным контрактам поставок в Европу, не планирует приостанавливать закупку газа из Средней Азии, не меняла сроки реализации инвестпроектов и не собирается увеличивать ремонтные программы на ключевых производствах. 
Относительно экспортной цены в монополии сослались на слова зампреда правления Елены Бурмистровой, которая в феврале ожидала средний уровень по году $175–185 за 1 тыс. кубометров. Однако директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова считает прогноз оптимистичным: если ориентироваться на форвардную кривую на NBP , средняя экспортная цена «Газпрома» будет ниже $150 за 1 тыс. кубометров. Потребители же, по ее мнению, могут пойти по китайскому сценарию, объявив о временных остановках закупок в зависимости от развития эпидемиологической ситуации. Директор практики «Газ и химия» Vygon Consulting Дмитрий Акишин добавляет, что крупные проекты «Газпрома» с ожидаемым вводом на горизонте пяти лет вряд ли пострадают. Как минимум инвестиции по многим из них (Харасавэй, Амурский ГПЗ) уже начались, и останавливать их сейчас нецелесообразно. 
Положительным следствием падения цен для «Газпрома» и НОВАТЭКа может стать замедление реализации новых проектов по сжижению газа в США. СПГ-инвесторы из США из-за коронавируса оказались отрезаны от рынка Китая — февраль и март должны были стать ключевыми месяцами для заключения новых долгосрочных контрактов. Без них новым американским проектам будет сложно вести активное строительство в этом году. Cheniere уже допустила перенос сроков ввода третьей очереди завода Corpus Christi мощностью до 9,5 млн тонн. Tellurian сообщила 9 марта, что сократит 38% персонала для того, чтобы иметь возможность продолжать строительство завода Driftwood LNG в Луизиане. При этом спотовые цены на газ в США упали до многолетнего минимума — $1,665 за MMBtu ($65 за 1 тыс. кубометров), апрельский фьючерс на Henry Hub торгуется на уровне $1,575 за MMBtu. 


Хранить нельзя сбыть 
Киришский НПЗ может задействовать цистерны железнодорожных операторов как резервуары для нефтепродуктов 

Газета «Коммерсантъ С-Петербург» №66 от 13.04.2020, стр. 8 
На фоне превышения предложения над спросом и падения цен на нефть нефтяные компании сталкиваются с дефицитом мощностей для хранения нефтепродуктов. Цистерны для этого готовы предоставить железнодорожные операторы. Источники “Ъ” отмечают, что ситуация может коснуться Киришского НПЗ «Сургутнефтегаза» в Ленобласти, вывоз продукции с которого осуществляет «Трансойл» Геннадия Тимченко. Заводы вынуждены арендовать подвижной состав операторов из-за технологической невозможности приостановить производство. Кроме этого, договоренности ОПЕК+ о сокращении добычи нефти, скорее всего, сделают сложившуюся ситуацию кратковременной, считают аналитики. 

По словам двух источников “Ъ”, близких к Киришскому НПЗ, сбыт продукции сокращается и завод вынужден рассматривать альтернативные варианты хранения нефтепродуктов. Это единственный НПЗ в Северо-Западном регионе России, максимальный объем переработки — чуть более 21 млн тонн нефти в год. При дефиците заводских мощностей для хранения нефтеналивных грузов могут быть использованы железнодорожные цистерны, говорят собеседники издания на НПЗ и в двух операторах. Вывоз продукции с завода почти полностью осуществляет «Трансойл», говорит источник “Ъ” в отрасли. На НПЗ вопросы “Ъ” переадресовали в «Сургутнефтегаз», там не ответили на запрос. 

По словам председателя совета директоров АО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) Михаила Скигина, мощности ПНТ (почти 400 тыс. кубометров) загружены практически полностью, в марте этого года степень загрузки будет выше более чем на 10% по сравнению с мартом 2019 года. «Из-за коронавируса и режимов карантина в Европе активно заполняются все возможные резервуары в странах-импортерах нефти и нефтепродуктов. Европейские игроки даже фрахтуют танкеры для хранения. Спрос там упал практически до нуля, а на отдельные виды топлива, например авиационного,— действительно до нуля. Сложно предсказать, как будет развиваться ситуация: все зависит от степени распространения пандемии и от того, как долго европейские страны будут находиться в режиме карантина. Переориентировать сбыт нефтепродуктов с зарубежных потребителей на российских сложно: спрос в стране упал так же, как и в Европе и во всем мире»,— считает он. 

Резервуарная инфраструктура НПЗ — объективно узкое место, поэтому вопрос хранения нефтепродуктов актуален для всех крупных игроков: «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза», «Татнефти» и «Газпром нефти»,— говорит генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. В компаниях на запрос “Ъ” не ответили. Крупными собственниками цистерн являются «Нефтетранссервис» (НТС) Вячеслава и Вадима Аминовых и Алексея Лихтенфельда, «Трансойл» Геннадия Тимченко, RailGo Рахмана и Искандера Халиловых, Globaltrans Никиты Мишина, Андрея Филатова и Константина Николаева, а также Brunswick Rail Ильи Беляева. Средняя вместимость цистерны — 60–66 тонн в зависимости от модели и вида продукта, говорит эксперт. Сведения о том, что несколько крупных нефтяных компаний и трейдеров рассматривают возможность задействования цистерн, подтверждает собеседник “Ъ” в железнодорожной отрасли. 

Приостановить работу НПЗ невозможно, так как это предприятия непрерывного цикла, говорит господин Бурмистров. В нынешних условиях нефтяные компании могут вывести НПЗ в плановый ремонт, хотя это не оптимально с точки зрения экономики, однако выполнение условий сделки с ОПЕК по масштабному сокращению добычи с 1 мая 2020 года, вероятнее всего, приведет к сокращению поставок нефти на НПЗ. Собеседник “Ъ” добавляет, что перезапуск завода потребует намного более существенных ресурсов, чем временное хранение нефтепродуктов на железнодорожных путях. Ситуация характерна не только для Северо-Запада, но и для Юга и Дальнего Востока России, добавляет он. 

В НТС (работает по контрактам «Роснефти») готовы рассмотреть предоставление до 3 тыс. цистерн для хранения нефти или нефтепродуктов по рыночной ставке аренды на срок не менее полугода. Совокупная вместимость данного парка составляет около 180 тыс. тонн нефти или нефтепродуктов, что сопоставимо с загрузкой одного танкера Suezmax, говорят в компании. В «Трансойле» запрос “Ъ” оперативно не прокомментировали. В Союз операторов железнодорожного транспорта грузоотправители пока не обращались, отмечает представитель ассоциации. 

ОАО «РЖД» готово размещать и уже размещает частный груженый и порожний подвижной состав на договорных условиях, заявили в монополии. «Специально для этого на сети железных дорог определен перечень станций, где длительный простой вагонов не будет оказывать негативного эффекта на пропускную способность линий»,— добавили в РЖД. 

Ставка предоставления вагона как емкости для хранения нефтепродуктов в сутки может составить около 1 тыс. рублей, прогнозирует господин Бурмистров. По его словам, ставка аренды цистерн составляет 1,1–1,2 тыс. рублей в сутки в зависимости от модели. 

Несмотря на падение спроса на нефтепродукты в России, производители отнюдь не снизили загрузку предприятий сырьем: среднесуточная переработка нефти российскими НПЗ за первые семь дней текущего месяца даже выросла на 6% относительно апреля 2019 года, говорит генеральный директор ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов. 

Тем не менее изменение ситуации на российском рынке моторных топлив стимулировало российские НПЗ заметно изменить структуру выпускаемой продукции, увеличив выпуск тех нефтепродуктов, что проще экспортировать, поясняет эксперт. «В частности, это касается дизтоплива: среднесуточное производство продукта за семь дней текущего месяца выросло на 16% относительно уровня апреля 2019 года. А вот производство «непригодных» для экспорта автобензина и авиакеросина упало: по оперативным данным, в первые дни апреля среднесуточный выпуск авиакеросина в России снизился на 36%, а среднесуточный выпуск автобензина — на 10%»,— отмечает он. 

По итогам апреля ожидается значительное падение спроса на моторные топлива в России, прогнозирует господин Хомутов. «Сокращение месячной потребности в автобензине в России составит не менее 40% по сравнению с апрелем 2019 года, дизтоплива — не менее 7%, керосина — не менее 50%,— считает он,— поэтому потребность в экспорте нефтепродуктов есть практически у всех российских НПЗ». 

На графике.

1 комментарий
Так это не учли паления налогов в реальном секторе
avatar

теги блога TradingView

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн