Ксенофонт был древнегреческим полководцем и писателем, автором знаменитого «Анабасиса». Но кроме того, он написал труд, название которого дало имя науке экономике
Одно из первых сочинений по экономической тематике написал Ксенофонт, греческий воин и философ, бывший, как и Платон, учеником Сократа. Его трактат Oeconomicus (латинское написание греческого слова Οἰκονομικός, означающего управление домом или имуществом) представлен в форме диалога между Сократом и богатым молодым человеком по имени Критобул, которые обсуждают вопросы правильного управления домашними делами.
В качестве примера крепкого хозяйственника Сократ рассказывает Критобулу о своём знакомом Исхомахе. Об этом самом Исхомахе ничего не известно, и скорее всего под этим именем Ксенофонт описал самого себя и собственные взгляды на управление хозяйством, поскольку имел хорошую семью и процветающее поместье близ элидского города Скиллунта.
Произведение состоит из 21 главы.
В первой главе впервые в известных человечеству источниках даётся определение предмета, изучаемого экономикой — экономика изучает хозяйство человека, то есть всё имущество, принадлежащее человеку. При этом имуществом автор считает лишь то, что имеет для человека какие-либо полезные свойства. При этом Ксенофонт отмечает, что даже неважное с потребительской точки зрения имущество может быть полезным другим людям, а значит обладает некой меновой ценностью. Приводится пример с флейтой для человека, который не умеет на ней играть. По мнению Ксенофонта её нельзя считать в этом случае полезной для человека и её не следует причислять к имуществу. Однако если человек приобретает флейту, чтобы её выгодно перепродать, то автор находит такое приобретение полезным и считает частью имущества. Приводится ещё ряд примеров, когда даже деньги могут быть бесполезны человеку, не умеющему с ними управляться, а значит в этом случае и их нельзя считать имуществом, поскольку их раздолбай-владелец спустит всё на вино и продажных женщин. «Не в коня корм» — сказали бы у нас.
Таким образом автор подводит нас к мысли о том, что большое хозяйство и много имущества ничего не значат, если человек не умеет им управлять. Ксенофонт утверждает, что Сократ богаче Критобула, хотя продажна оценка имущества Сократа в 100 раз меньше, чем оценка хозяйства Критобула. Всё потому, что Критобул ничего не смыслит в управлении, а потому балансирует на грани банкротства. По мнению автора важно уметь жить так, чтобы всегда оставался излишек. Критобул восхищается Сократом, и просит научить его экономике.
Далее книжный Сократ развивает мысль о плохих и хороших хозяевах, приводит примеры, что люди, обладающие меньшими деньгами, но управляющие ими рационально, ни в чём не нуждаются, тогда как более богатые, казалось бы, граждане испытывают жизненные трудности, если безответственно относятся к своему хозяйству и имуществу.
Затем автор возносит оды земледелию, называя его самым достойным занятием, и противопоставляет ремесленничеству. По мнению Ксенофонта лишь из земледельцев получаются настоящие граждане, поскольку они прочно стоят на земле и прекрасно понимают, почему должны защищать её от врагов, ведь при лишении их земли они теряют источник пропитания, тогда как ремесленники предпочитают отсиживаться в городах и избегают битв. Тут скорее всего Ксенофонт описывает собственный опыт полководческой деятельности, ведь сам немало потоптал ноги в военных походах.
Несмотря на все блага, что дарят земледельцы обществу, есть у земледелия и неблагоприятные стороны. В первую очередь — высокая трудоёмкость. Не так уж и просто вырастить большой урожай, который прокормит земледельца. При этом отмечаются и высокие риски — даже самый упорный труд может не принести плодов по воле богов, насылающих град, засуху, неурожай.
На этом диалог Сократа и Критобула заканчивается, собеседники подводят итоги своих размышлений о пользе экономического знания. Сократ обещает рассказать о своём диалоге с замечательным человеком Исхомахом, который очень искусен в управлении хозяйством. Начиная с седьмой главы произведение представляет собой диалог Сократа и Исхомаха, в котором философ набирается житейской мудрости успешного землевладельца.
С седьмой по десятую главу Исхомах рассказывает о важности удачного брака и о том как его жена помогает ему содержать домашнее хозяйство в порядке. Он подробно описывает, как воспитывал свою юную жену и как обучал её вести домашнее хозяйство, ведь взял он её в жёны совсем неразумной четырнадцатилетней девушкой.
Одиннадцатая глава посвящена тому, чем занимается сам Исхомах, для того чтобы быть самым крутым ковбоем во всех Афинах. Если коротко, то Исхомах бдит за делами в своём имении, ходит на судебными заседания, а также занимается воинскими упражнениями, бегом и верховой ездой. Потому, говорит Ксенофонт, этом муж пышет здоровьем, богат и пользуется репутацией настоящего крутого мужика, такого, на которых все Афины держатся.
Главы с двенадцатой по четырнадцатую посвящены выбору и обучению управляющего. Под управляющим имеется ввиду человек, который руководит сельскохозяйственными работами. Его древние греки назначали из числа рабов. Если дома хорошая жена, а в поле хороший управляющий — половина пути к успеху уже пройдена. Исхомах советует дифференцировать поощрения своим работникам, отдавая лучшее вознаграждение тому, кто лучше всех работает. Уравниловка, по его древнегреческому мнению, сильно демотивирует трудяг и поощряет разгильдяев. Надо же, даже спустя 2400 лет после написания «Ойкономики» эта мысль не является очевидной для очень многих людей.
С пятнадцатой по двадцатую главу Исхомах даёт Сократу практические знания по земледелию и садоводству. Причём здесь используется известный сократовский метод обучения — Исхомах задаёт наводящие вопросы, а Сократ отвечает исходя из очевидного здравого смысла. Интересно, что Сократ считал, что все знания у человека есть, просто находятся в его душе в спящем состоянии, а правильные вопросы способны помочь их «вспомнить». Исхомах говорит, что здравый смысл и старание очень важны в ведении хозяйства, важнее чем одни только теоретические знания. Если у человека есть знания, но он ими не пользуется для улучшения своих урожаев, работы исполняются не так, чтобы доход перевешивал операционные затраты, ничего удивительного, что получаются убытки. Здесь же Исхомах даёт актуальный по сей день совет — покупать недооценённый актив, который можно улучшить. Например земля, плодородная, но по недосмотру хозяев необработанная, стоит недорого, а приведённая Исхомахом в порядок, благоустроенная садами и виноградниками может принести неплохие барыши при продаже. Само по себе такое занятие очень нравится герою произведения, Исхомах называет себя любителем сельского хозяйства, а Сократ подтверждает, что это очень естественно любить то, из чего хочешь извлечь выгоду.
Последняя глава посвящена искусству управления людьми. Ксенофонт, как военный человек, отмечает, что для эффективного управления людьми нужен авторитет, который завоёвывается строгостью и справедливостью. При этом отмечает, что есть люди, которые по воле богов более предрасположены командовать, чем иные, так что успешное командование не вполне зависит от отдельного человека, по его мнению.
Интересные цитаты:
- Да есть и другие госпожи, обманщицы, носящие личину радостей: азартные игры, вредные знакомства; с течением времени и самим жертвам обмана становится ясно, что это — печали, лишь окруженные корочкой радости, которые подчинили их своей власти и мешают им заниматься полезным делом.
- Вот именно к этому выводу мы и пришли: для того, кто не умеет пользоваться флейтой, если он её продаёт, она ценность; а если не продаёт, а владеет ею — не ценность.
- Я могу показать, что и по отношению к женам одни мужья держат себя так, что в женах находят себе помощниц для умножения состояния, а другие, огромное большинство, так, что разоряют хозяйство.
- При этих словах, как рассказывал Лисандр, он сам подал руку Киру и сказал: «Мне кажется, ты по праву пользуешься счастьем, Кир: ты пользуешься им за то, что ты — добродетельный человек».
- Какое прекрасное изречение, что земледелие — мать и кормилица всех занятий! Если земледелие процветает, то и все другие дела идут успешно; а где земле приходится пустовать, там и на суше и на море угасают почти все ремесла.
- Самым ясным способом доказать это, как мы говорили, было бы при наступлении врагов на страну посадить земледельцев и ремесленников отдельно и спросить у тех и у других, находят ли они нужным защищать страну или, бросив ее на произвол судьбы, охранять городские стены. В этом случае, думали мы, люди, связанные с землей, подали бы голос за то, чтоб защищать, а ремесленники — за то, чтоб не сражаться, но, как они приучены с детства, сидеть без труда и опасности.
- Ты знаешь одно средство к обогащению: ты умеешь жить так, чтоб оставался излишек
- На свете, жена, нет ничего столь полезного для человека и столь прекрасного, как порядок. Возьмем, например, хор: он состоит из людей: когда каждый делает что попало, видишь только сумятицу, на которую и смотреть неприятно; а когда те же самые люди действуют и поют в порядке, то стоит на них посмотреть и послушать.
- Когда деньги на расходы полностью уходят из хозяйства, а работы исполняются не так, чтобы доход перевешивал трату, ничего мудрёного нет в том, что вместо излишка получается недостаток.
- Он никогда не позволял мне покупать землю хорошо обработанную, а такую, которая, по небрежности ли хозяев или по недостатку средств у них, не обработана и не засажена; такую он советовал покупать. Обработанная, говорил он, и стоит дорого, и улучшать её нельзя; а если нельзя её улучшать, то она не доставляет столько удовольствия; напротив, всякая вещь и скотина, которая идёт к улучшению, очень радует хозяина. Так вот, нет ничего способного к большему улучшению, как земля, которая из запущенной становится в высшей степени плодородной. Уверяю тебя, Сократ, что благодаря нашим стараниям стоимость многих участков земли стала во много раз больше первоначальной.
Книгу советую, первый в истории философский труд по экономике. Сможете узнать чем греки заменяли подоходный налог, поскольку тогда его не было; как создать с женой эффективную команду, работающую на обогащение семьи; как сажать виноград; как обучать подчинённых. Рецепт успеха по Ксенофонту:
превышение доходов над расходами; делегирование хозяйственных функций хорошей жене и управляющим; упорный труд и совершенствование хозяйства; покупка недооценённых активов и приведение их в порядок — так разбогатеете и все афинские граждане будут вами восхищаться.
В смысле — много вариантов, когда флейта может считаться ценностью без продажи в моменте.
Простейший вариант: не несет её на базар, но продать готов.
Только потому и не выбрасывает, что понимает её ценность для других.
Возможно даже для своих детей в будущем.
отличная работа, молодец
Ну почему в современных книгах по финансовому планированию не пишут!?