Источник.
Отрывок из новой книги
Stuart Kells «Alice TM: The biggest untold story in the history of money» («Alice TM: Самая большая нерассказанная история в истории денег») рассказывает о том, как изменяется понятие денег в финансовом мире, о том, как их постоянно создают и уничтожают, а экономические модели, не отражающие этот факт, бесполезны:
«В
классическом фильме 1946 года «Эта замечательная жизнь» вкладчики требуют свои деньги у строительного общества маленького городка. Его менеджер Джордж Бейли (в незабываемом исполнении Джеймса Стюарта) объясняет, что деньги находятся не в хранилище строительного общества; его одолжили другим жителям города. «Денег у меня нет», — умоляет Бейли. «Ваши деньги в доме Джо… и в доме Кеннеди, и в доме миссис Маклин, и в сотне других». Объяснение Бейли отражает широко распространенное представление о том, как работают банки.
Согласно этой идее, банки собирают средства, например, посредством розничных депозитов и оптовых заимствований, а затем выдают эти средства или их часть в долг. Эта картина банковского дела пронизывает массовую культуру и популярные представления о финансах.
В 2008 году, во время кризиса, потрясшего основы западного капитализма, писатель и профессор Гарварда
Нил Фергюсон опубликовал книгу
«Восхождение денег». Его цель состояла в том, чтобы объяснить основы мирового финансового кризиса и поместить его в исторический контекст.
Книга Фергюсона практически повторяет объяснение из фильма «Это прекрасная жизнь» принципов работы банковского дела. В книге он рассказывает, как банки XVII века стали пионерами основы современных финансов: «банковское дело с частичным резервированием». Банковское дело такого типа использовало тот факт, что «деньги, содержащиеся на депозите, можно с выгодой отдавать взаймы заемщикам. Поскольку вкладчики вряд ли массово запросят свои деньги, в любой момент времени в резерве [банка] нужно было хранить только часть этих денег». Такое объяснение банковского дела широко распространено, и оно является достоверным объяснением того, как работали банки в прошлом.
Но, как описание банковского дела сегодня, это неверно. Банки не выдают деньги из резервов, депозитов или других источников уже существующих средств. Как ни странно, на первом месте стоят кредиты.
Когда вы занимаете деньги, а ваш банк кредитует вас, баланс счета создается заново, «из воздуха», а не из существующих депозитов или других существующих денег или в связи с ними. И по мере того, как вы выплачиваете основную сумму кредита, деньги, созданные во время кредита, постепенно исчезают, возвращаясь к своей прежней форме воздушного небытия.
Картина банковского кредитования, представленная Фергюсоном, перевернута, а природа банковских депозитов большинством также понимается неверно. Тревожная реальность: положительный баланс на вашем банковском счете не соответствует запасу «денег», хранящихся где-то для вас сверх остатка на счете. Баланс счета — это все, что есть. Это запись обещания банка, фактически долговая расписка.
Ваш депозитный счет является обязательством вашего банка, и как вкладчик вы являетесь не более, чем одним из многих необеспеченных кредиторов банка. В обычное время обещание частного банка почти такое же качественное, как обещание правительства или центрального банка. Но во время кризиса обещания стоят гораздо меньше, а могут вообще ничего не стоить.
Эти различия в понимании являются верхушкой айсберга путаницы, которая также распространяется и на государственные финансы и на налогово-бюджетную политику.
Согласно стандартной картине государственных расходов и сбора доходов, правительства могут тратить деньги только в том случае, если они сначала соберут деньги или в виде налогов или продав активы или заняв деньги. Однако реальность снова оказывается обратной. Точно так же, как банки ссужают деньги в форме долговых расписок, правительства тратят те деньги, которые выпущены в свет аналогичным образом.
(Время от времени правительства и центральные банки также предоставляют кредиты, например, для целей денежно-кредитной политики и экономического развития. В таких случаях правительства и центральные банки дают деньги в долг так же, как это делают частные банки).
Как и деньги, созданные посредством банковского кредитования, деньги, созданные через государственные расходы, не сохраняются и не циркулируют в экономике бесконечно. Немного шокирующая и обескураживаюшая реальность заключается в том, что когда вы платите налоги, деньги не попадают на счет или в хранилище. Они испаряются. Налоговые платежи аннулируют деньги, которые были созданы во время изначальных государственных расходов.
Эти различия в понимании не являются второстепенными или несущественными. Их последствия выходят далеко за рамки практического управления банками и правительствами.
Стандартный взгляд доминирует в политике налогообложения и финансовой ответственности. Он также преобладает в академических кругах, где некоторые экономисты придерживаются идеи о деньгах, постоянно циркулирующих в экономике в качестве постоянного элемента в закрытой системе. В действительности же, деньги регулярно создаются и уничтожаются, а экономические модели, не отражающие этот факт, бесполезны.
(Новозеландский экономист Alban William Housego “Bill” Phillips прославился благодаря кривой Филлипса, определяющую связь между инфляцией и безработицей. В 1949 году он изобрел монетарный национальный доходный аналоговый компьютер, или Moniac. Также известный как Финансофалограф, причем в этом героически неуклюжем изобретении использовалась настоящая жидкость, гидравлика и трубы, чтобы проиллюстрировать, как, по мнению Филлипса, работает герметичная, замкнутая, подпитываемая деньгами экономика).
Недопонимание смысла денег и банковского дела влияет на стимулы и тактику крупнейших частных банков, а также на то, насколько адекватно граждане и налогоплательщики призывают к ответственности правительства и финансовых регуляторов. Это мешает нам всем вести взрослый, основанный на фактах разговор о долге, налогах и денежно-кредитной политике. Без такого разговора (проводимого финансовыми обозревателями и журналистами со знанием дела) граждане навсегда останутся второстепенными игроками капитализма – неотразимой мишенью для участников, владеющих лучшей информацией.
Защита клиентов, налогоплательщиков и общества в целом от крайностей современной банковской деятельности требует нового понимания роли банков и правительств в сфере финансов; нового понимания кредитов, депозитов и производных инструментов как одного семейства финансовых контрактов; и нового осознания привилегированного положения частных корпораций в глобальной финансовой системе.
Крайне важно, что общество в целом должно по-другому думать о природе денег – возможно, сначала отказавшись от самого термина. «Деньги» охватывают целый ряд явлений, которые имеют принципиально разные цели и риски. Депозиты коммерческих банков, например, существенно отличаются от банкнот, которые, в свою очередь, отличаются от резервных фондов. Деньги как концепция становится все более устаревшими и вводящими в заблуждение понятием.
Лучшее понимание денег откроет возможность для важных инноваций, например, таких как учреждения, занимающиеся только кредитованием или только депозитами; для новых механизмов финансовой осторожности и контроля; для интегрированной денежно-кредитной и фискальной политики, которая будет использовать монетарные и фискальные рычаги согласованно.
Новый финансовый разговор сделает причины неравенства между поколениями более явными и позволит обществу переосмыслить принцип «слишком большой, чтобы лопнуть», позволяя банкам зарабатывать из года в год огромные безрисковые прибыли.»
Телеграм-канал «Интриги книги»