Копипаст
Приближается крах, и он может быть ужасным … Порочный круг вступит в свои права, и результатом станет серьезная депрессия. Возможно, нас ожидают панические продажи, которые превзойдут все то, что когда-либо наблюдалось на бирже… Мудрые те инвесторы, которые сейчас выходят из долгов.
— Роджер Бэбсон, сентябрь 1929 года
В преддверии биржевого краха 1929 года, который возвестил о наступлении Великой Депрессии, многие экономические эксперты заявляли, что новые максимумы рынка означают, что бизнес-цикл был “отменен”.
Акции еще никогда раньше не пребывали в столь мощном бычьем рынке, и это заставило многих поверить в то, что “предела нет”. Во всех концах страны американцы вкладывали в акции все деньги, которые они только могли найти. Затем, желая купить больше, они покупали за счет маржинального долга. Затем, желая купить еще больше, они занимали в частном порядке, чтобы купить, используя при этом маржинальный долг – то есть вдвойне залезая в долги.
По сути, это означало, что большая часть того экстремального бычьего рынка была основана на инвестициях в акции, которые были сделаны за деньги, которых не существовало до этого – то есть тот рост строился на “обещаниях” каким-нибудь образом заплатить в будущем в отсутствие какого-либо обеспечения у этих обещаний.
Конечно же, именно так и проявляется самая суть пузыря. И рано или поздно все пузыри лопаются.
После краха эксперты, которые обосновывали рост рынка в течение последних нескольких лет, потеряли дар речи, а единственные слова, которые они могли выдавить из себя, были следующими: “Никто не мог этого предвидеть”.
Тем не менее, крах был предсказан теми, кто понимал природу рыночных пузырей. В частности, Роджер Бэбсон сделал приведенное выше заявление на Ежегодной Деловой Конференции в Массачусетсе, состоявшейся 5 сентября 1929 года. В тот момент он был подвергнут суровой критике со стороны Уолл-стрит за якобы очевидно ложный прогноз. После краха он вновь был подвергнут суровой критике, на этот раз за то, что он якобы вызвал этот крах своим заявлением.
Ни то, ни другое не было правдой, и те, кто создал условия для того краха, так и не выучили урока. Однако ход событий, предшествовавших обвалу рынка, привел к логичному результату. Фактически, никакого другого результата и быть не могло… что применимо и к сегодняшней ситуации.
Долг размером в $20 трлн., накопленный правительством США, намного превосходит все то, что когда-либо видел мир, и, по сути, этот долг превышает общий размер долгов всех прочих стран мира вместе взятых.
Ситуацию усугубляет тот факт, что с учетом непрофинансированных обязательств Медикэр, Медикэйд, Социального Обеспечения и т.д., общий реальный долг страны превышает сто триллионов долларов.
Несмотря на то, что республиканцы в прошлом традиционно выступали против роста долга, недавно они проголосовали за резкое сокращение налогов, при этом не было предложено соответствующего сокращения федеральных расходов. В качестве аналогии можно представить наркомана, делающего себе инъекцию героина: период инвестиций в бизнес мимолетен, но через год ситуация в экономике усугубляется еще больше.
В добавок к этому, были значительно увеличены расходы бюджета. Республиканцы присоединились к демократам, и они все вместе аннулировали бюджетные ограничения в части расходов на оборону и внутренних трат. Общий размер социальных выплат теперь больше, чем в любой момент в истории страны, тем не менее они также будут увеличены.
(Даже бедные понимают, что расходы не могут быть увеличены, если доходы будут сокращены, но законодатели не обратили внимания на эту базовую арифметику).
Следовательно, как демократы, так и республиканцы придерживаются экономической политики, которая приведет страну к экономической депрессии.
Нынешние экономические условия созрели для краха, как никогда ранее в истории. В 1929 году обвал рынка был инициирован центральным банком, который повысил процентные ставки, осложнив жизнь тем, кто был по уши долгах, поскольку их траты на обслуживание взятых кредитов выросла.
И за последний год Федрезерв также неоднократно повышал ставки. Более того, он объявил, что в ближайшие два года он проведет пять раундов повышения ставок. Какой из раундов на этот раз окажется триггером?
Хорошо, рыночный крах представляется неизбежным, но, конечно, сам крах не запускает депрессию. Итак, давайте посмотрим на события, которые произошли после Черной пятницы 1929 года, и которые погрузили бо́льшую часть мира в длительную экономическую депрессию.
Снижение объемов международной торговли
Закон Смута — Хоули о тарифе, принятый в 1930 году, ввел “защитные” таможенные пошлины, послужившие причиной начала торговой войны с другими странами. Сегодня ситуация развивается немного по другому сценарию. Не став дожидаться рыночного краха, правительство США уже ввело тарифы, ускорив процесс. Были сделаны заявления о том, что в будущем таможенные тарифы вырастут еще сильнее.
Спрос на товары
На протяжении “ревущих 20-х” спрос на товары рос беспрецедентными темпами. Некоторые экономисты объясняли эту динамику людской жадностью, но, по правде говоря, всему виной была политика легких денег, проводимая банками, которые были готовы предлагать кредиты всем и каждому. Сегодня уровень кредитования намного выше, чем он был в 1929 году. Еще никогда в истории уровень долгов частного сектора не был столь высок, как сейчас.
Несостоятельность банков
К 1929 году размер средств, который был предоставлен взаймы, намного превышал сумму денег, которую банки держали на своих депозитах. Крах выявил это отсутствие денег. Случился вал дефолтов, и тысячи банков ушли на дно, прихватив с собой сбережения людей. В 1933 году была создана Федеральная Корпорация по страхованию депозитов (FDIC), чтобы гарантировать, что такого никогда не повторится в будущем. Однако сегодня FDIC недофинансируется до такой степени, что в случае банкротства крупного банка у этой корпорации не хватит денег, чтобы возместить ущерб его вкладчиков. (На этот раз законы о бэйл-инах позволяют банкам присваивать себе депозиты на законных основаниях.)
Безработица
Банки выдали кредиты, создав условия для покупательского загула. Когда они обанкротились, спрос на товары резко снизился. Когда продажи сократились, многие люди потеряли работу. И многие из этих рабочих мест так никогда и не были созданы вновь, в результате чего Великая Депрессия продлилась намного дольше, чем любая другая экономическая депрессия в прошлом.
Все условия, которые присутствовали в 1929 году, теперь снова воссозданы. Хотя мы не можем прогнозировать точную дату схлопывания сегодняшнего пузыря, но он, безусловно, лопнет, как это происходит со всеми пузырями.
Однако, опираясь на историю, мы можем утверждать, что глубина краха и масштаб последующего экономического ущерба прямо пропорциональны уровню накопленных долгов. Поскольку нынешнее долговое бремя гораздо более весомое, чем долговое бремя, накопленное к 1929 году, мы можем предположить, что и предстоящий крах, и последующий ущерб будут намного более разрушительными, чем то, с чем пришлось столкнуться людям в 1929 году.
События, предваряющие предстоящую экономическую депрессию, развиваются как по сценарию. Однако читателю не нужно следовать пунктам этого сценария. Если он сочтет нужным, он может отказаться от этого. Хотя времени, скорее всего, осталось совсем немного, он может сделать все возможное, чтобы удалить себя из системы так, чтобы его собственная экономическая жизнь минимально возможным образом была подвержена воздействию приближающихся событий.
p.s
Готовьте финансовую подушку к осени.
а счас деньги — даже не бумага которую надо печатать… а просто цифирки в компе… поэтому выкупят весь кризис накуй
друзьям даешь в долг по 1-2% а врагам под 4-5%… на интервале в 20-30 лет за счет сложного процента друзья стали вдвое сильнее врагов
либо у друзей рост экономики +3% в год… у врага из-за санкций +1%… через 30лет… становишься экономически вдвое сильнее врага...