«ЮТэйр», третья по объему перевозок авиакомпания в России, находящаяся в тяжелом финансовом положении, объявила дефолт по облигациям на сумму в 2,7 миллиарда рублей. Об этом пишет «Коммерсантъ». Компания заявляет, что ситуация является временной и не окажет влияния на операционную деятельность оператора, при условии, что ей удастся достичь договоренностей с кредиторами.
Консультантом по комплексной реструктуризации долгового портфеля компании и изменению условий погашения облигационных займов «ЮТэйр-финанс» выбран Райффайзенбанк.Как отмечают эксперты издания, причиной дефолта стала высокая чувствительность финансовой модели компании к стоимости денег. Свободных средств на выкуп облигаций у компании нет, а инвесторы покупать долговые бумаги по прежней ставке не хотят.
Перевозчик принимает жесткие меры по оптимизации работы. Летом авиакомпания объявила о программе снижения расходов на 5 миллиардов рублей в год. Она включает сокращение персонала и флота, отказ от неприбыльных маршрутов. В зимнем расписании «ЮТэйр» отказалась от 20 процентов рейсов и уволила более 800 сотрудников.
lenta.ru/news/2014/11/21/utair/
просили они, и они, и Трансаэро.
не дали.
Как уже сообщал Znak.com, накануне стало известно о том, что по облигациям авиакомпании «ЮТэйр» наступил дефолт. «ЮТэйр-Финанс» (дочка авиакомпании, эмитент) нарушила регламент погашения ценных бумаг, не перечислив к 18 часам 20 ноября средства тем, кто предъявил бумаги к досрочному погашению. Речь идёт о двух выпусках биржевых облигаций – БО-9 и БО-10. Девятый и десятый выпуски бондов были размещены два года назад, в ноябре 2012-го года. Объем каждого выпуска – 1,5 млрд рублей. Часть выпусков была выкуплена ранее, и проблем с выплатой не было. Дефолт объявлен по бондам на сумму 2,7 млрд рублей. Никто из инвесторов вчера не ожидал такого поворота событий.
В тот же день глава «ЮТэйра» Андрей Мартиросов в официальном сообщении успокоил, что «ситуация является временной и не окажет влияния на операционную деятельность», впрочем, тут же уточнил: «в случае достижения своевременных и конструктивных договоренностей между кредиторами и компанией». Совместно с Райффайзенбанком компания уже приступила к разработке стратегии по реструктуризации и в ближайшее время предложит ее на согласование инвесторам, отметил Андрей Мартиросов.
Проблемы в отрасли возникли не только у «ЮТэйра», но дефолт по облигациям компания допустила первой, сообщает «Коммерсантъ». В кризис 2008-2009 годов это происходило со многими, например «Сибирью» (S7), авиаальянсом «Эйрюнион» и «КД-авиа». Выйти из кризиса удалось только «Сибири».
Свободных средств на выкуп бумаг у «ЮТэйра» нет, отмечает издание. Перевозчик уже и так принимает жесткие меры по оптимизации работы. Еще летом он объявил о программе снижения расходов на 5 млрд рублей в год. Она включает сокращение персонала и флота, отказ от неприбыльных маршрутов. В зимнем расписании «ЮТэйр» отказалась от 20% рейсов и уволила более 800 сотрудников. Приостановка в октябре работы туроператора «Южный крест» лишила «ЮТэйр» части чартерной программы. Компания потеряла свыше 450 млн рублей за выполненные, но не оплаченные чартеры. Пока перевозчику удалось отсудить 155 млн рублей. Кредиторы, со своей стороны, предъявляют претензии к «ЮТэйру». На прошлой неделе в Московский арбитражный суд обратился банк «Балтийское финансовое агентство» с иском к компании на 604 млн рублей. «Газпром Авиа» требует с «ЮТэйра» более 130 млн рублей, аэропорт Ханты-Мансийска — более 40 млн рублей.
«Проблема у «ЮТэйра» в том, что у компании накопилось обязательств на 67 млрд рублей, из которых 32 млрд рублей – срочные долги, – рассказал Znak.com источник, знакомый с ситуацией. – Мое мнение – Мартиросов построил пирамиду. Купили много самолетов в лизинг, а рассчитываться нужно в валюте. Стоимость билетов не поднялась. Итог – кассовый разрыв. Компания взвинчивала тарифы на севере, оставляя их смехотворными в депрессивных регионах. Но ведь за счёт одних северов выжить невозможно. Самое время говорить о начале конца. Мой прогноз – сначала умрут нерентабельные рейсы, возможно, Мартиросов попытается вывести прибыльный вертолетный бизнес, от остального избавится. Многое будет зависеть от позиции в этой истории Богданова. Мне кажется, он слишком доверился Мартиросову, который начал тратиться на самопиар в регионах, а потом зазвездил. В жизни нужно двигаться по возможностям, а не по хотелкам. И когда проблемы начали копиться, как снежный ком, было уже поздно помогать миллиардами «Сургутнефтегаза» (в начале октября стало известно о том, что основной акционер – НПФ «Сургутнфетегаза» намерен оказать финансовую помощь перевозчику в виде 13,8 млрд рублей)».
Источники Znak.com в «Сургутнефтегазе», подтверждают, что руководство нефтекомпании рассматривает различные варианты помощи «ЮТэйру». «В процессе что-то придумаем. До конца не они не помрут. Реорганизация, конечно, будет. Нужно уходить от рискованных схем. Это главное условие», – сказал нашей интернет-газете один из топ-менеджеров СНГ.
В правительстве ХМАО отказались от комментариев. Неофициально один из источников подтвердил, что власти округа обсуждают на уровне Минтранса и Минфина возможность предоставления госгарантий «ЮТэйру» в объеме около 50 млрд рублей. «Для нас в первую очередь проблема имеет социальный аспект: в авиакомпании работает более 15 тыс. сотрудников, больше половины которых живут в Югре и на юге Тюменской области», – отметил чиновник.
Ранее, напомним, вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович сообщал о том, что власти могут рассмотреть меры по господдержке авиакомпаний, в частности «ЮТэйра».