По мнению многих экспертов, кризис вернулся в еврозону, другие же считают, что от туда и не уходил. Мрачный прогноз МВФ определяет 40%-й риск возвращения к рецессии с градом нехороших показателей, указывающих на неуверенное восстановление, особенно в Германии, которую испугали рынки, пишет американское бизнес издание «WallStreetJournal».
Снова зона евро находится в центре мирового внимания на фоне опасений, что слабый рост будет толкать Старый свет к дефляции. Котировки европейских акций упали на прошлой неделе до самого низкого уровня за 10 месяцев, немецкие облигации выросли, как и проценты по ценным бумагам стран периферии еврозоны. Наибольшее внимание привлекло происходящее с процентами по 10-летним греческим облигациям, которые за небольшой промежуток времени поднялись выше 9% дохдности и завершили неделю на отметке чуть менее 8%. Но здесь нужна объективность. Во-первых, причина происходящего не в еврозоне, а в странах с формирующимся рынком. Это замедление на развивающихся рынках, которые поймали МВФ врасплох, но это случается почти каждый год, и было неизбежным результатом решения Федеральной резервной системы Соединенных Штатов постепенно уменьшить денежно-кредитный стимул — сообщает investtalk.ru.
После того, как чрезвычайные потоки ликвидности подогрели бум в развивающихся странах и уменьшили ценовые пузыри на сырьевые товары, развитые страны со значительными экспортными отраслями, такие как Германия, тоже были затронуты эффектом. Геополитическая напряженность также сыграла свою роль. Рынок беспокоится за будущие источники глобального спроса. Но снижение цен на сырьевые товары подобно сокращению налогов в развитых странах, которые должны поддерживать внутренний спрос.
Во-вторых, в зоне евро большинство показателей находится в лучшей форме, чем в 2012 году. Страны, которые в наибольшей степени пострадали от кризиса, такие как Испания, Португалия и Ирландия, снова сообщили о росте прибыли и пытаются выйти из спасательных программ. Даже Греция, возможно, отчитается о росте в третьем квартале после 24 кварталов спада.
Дефициты бюджетов сокращаются. Евробанки сегодня намного лучше капитализированы. Банковский союз в еврозоне должен остановить до известной степени фрагментирование банковской системы. Еврозона имеет фонд спасения, и центральный банк, который может помочь поддержать финансовую систему.
Риски инфляции преувеличены. Даже когда общая инфляция снизилась до 0,3% в связи с падением цен на нефть и продукты питания, базовая инфляция по-прежнему остается 0,8%. В самом деле, одним из показателей рыночных ожиданий относительно инфляции упал ниже 2 %, но потребительская инфляция на данный момент остается стабильной. Даже если ожидания окажутся еще ниже, то риск дефляции в японском стиле преувеличен. Тем не менее, даже Япония не пережила дефляцию японского типа в чистом виде, как ее определяют. Валовой внутренний продукт Японии на душу населения увеличился в годы дефляции. Как показал Банк международных расчетов, дефляция обычно ассоциируется с экономическим ростом, а не только со спиралью долга. Швейцария находится в дефляции большую часть времени из последних шести лет. Опыт США в 30-е годы не является исключением.
Падение цен не препятствует восстановлению в Испании и Португалии, увеличивающих свои реальные доходы, а, возможно, даже помогает. Означает ли это, что все хорошо в еврозоне? Определенно нет. Риски сегодня в основном политические. Это наиболее очевидно в случае с Грецией, которая в экономическом плане сейчас кажется более стабильной, чем в любое другое время с момента начала кризиса.
Хотя отношение долга к ВВП составляет 175% и кажется невероятно высоким, расходы на обслуживание долга Греции и зрелость своих обязательств являются одними из самых благоприятных в зоне евро; даже МВФ теперь считает, что Греция имеет шанс достичь своих долговых целей без дальнейшего смягчения кредитных уловий.
То, что беспокоит рынок, так это политическая ситуация в Греции. Радикальная популистская партия СИРИЗА лидирует в опросах общественного мнения и угрожает инициировать выборы в начале следующего года, отказавшись поддерживать любого из кандидатов в президенты. Лидер СИРИЗА Алексис Ципрас пытается представить себя как умеренного политика. Рынки опасаются, что правительство во главе с СИРИЗА сведет к нулю прогресс, достигнутый нынешней коалициией.
Безработица начала падать. Банки кажутся надежно капитализированными, и новый закон о несостоятельности должен облегчить положение с плохими кредитами. Медленно, но верно, структурные реформы устраняют препятствия на пути восстановления экономического равновесия.
Правительство в Афинах стремится обеспечить рынкам полную прозрачность.
Ципрас пытается договориться о более раннем выходе Греции из программы спасения. Высокорисковая политическая стратегия СИРИЗА имела отрицательные последствия на прошлой неделе, так как реакция рынка показала, что инвесторы не готовы поддержать Грецию без гарантий безопасности. Это, однако, еще и показало, что 20% процентов греков не знают, за кого они будут голосовать, и не понимают опасности передачи власти в руки СИРИЗА.
Одновременно политические риски растут в еврозоне. Нынешний спад обостряет идеологическую пропасть между теми, кто считает, что недостаточный спрос в еврозоне может быть увеличен дополнительным фискальным и кредитно-денежным стимулированием, и теми, кто думает, что стимулирующие меры могут углубить долговые проблемы валютного союза, и что устойчивый рост зависит от устранения барьеров на пути инвестиций.
Это означает необходимость корректировки корпоративных, хозяйственных и банковских балансов, чтобы уменьшить государственные расходы и сократить бюрократию, а также реформировать рынок труда и производство товаров.
В основе этого деления состоит главная загадка кризиса еврозоны: следует ли выживать по-немецки или по-итальянски. Будет ли евро сильной валютой, поддержанной налоговой дисциплиной, конкурентоспособными экономиками и национальной ответственностью? Или слабой валютой, вынужденной полагаться на расходы, не покрытые доходами, обесценивание, инфляцию и в конечном итоге общее распределение суммы долга, чтобы выйти из кризиса?
Это столкновение поляризируется вокруг двух основных вопросов: следует ли практически разорвать фискальный пакт еврозоны, учитывая отказ Франции и Италии соблюдать его, и должен ли ЕЦБ покупать государственные облигации, несмотря на оппозицию со стороны Германии.
Грубо говоря, немецкий евроскептицизм подпитывается опасениями, что Германию просят поддержать растущий долг стран, отказывающихся реформировать неактивные экономические модели, основанные на кумовстве и защите привилегированных кругов. В то время, как французский и итальянский евроскептицизм разжигает опасения, что политика, вдохновленная Германией, угрожает обрушить их экономику и их образ жизни без уважения национального суверенитета. Длительный застой несет в себе риск углубления разногласий и может привести к ситуации, в которой рынки усомнятся в том, выживание еврозоны вообще возможно — будь то немецкие или итальянские условия. Тогда кризис в еврозону действительно вернется, говорится в заключение в издании.