Если приравнивать американский рынок акций к ценам на базовые товары в самих Штатах, то рост вовсе не так велик, как кажется. К примеру, цены на товары базового потребления, такие как чашка кофе, филе курицы, овощи и прочие, за несколько лет поднялись на 20–40%. То есть с этой точки зрения S&P500 почти не вырос в цене, и если считать среднюю стоимость акций, например, в количестве стрижек у парикмахера, то все осталось так же, как и было в 2011 году.
Американцы, глядя на то, как растут цены, естественно, не особо-то и горят желанием продавать акции. Деньги, конечно, хорошее мерило стоимости, но многие люди зачастую измеряют жизнь не только деньгами. Вот, к примеру, подушевой ВВП России вырос за 10 лет в три раза, но мало кто из россиян скажет, что он стал в три раза богаче. При этом восприятие одной и той же суммы уже изменилось: 500 рублей в 2004 году и сейчас – это совершено разные деньги. Также и в США: дороговизна акций видится таковой лишь только через призму денег и официальной инфляции, составляющей смехотворные 2% в год. В реальности она гораздо выше, и нынешний рост S&P500 в своих корнях содержит инфляцию.
Главный вопрос во всем этом: почему официальная инфляция столь мала. Причина достаточно проста: статисты в Соединенных Штатах любые разночтения оборачивают против инфляции. Инфляция ведь считается общая, с учетом и хлеба, и мяса, и бензина, и компьютера, и дома, и автомобиля. Внутри же этого каламбура цены меняются по-разному: что-то растет на 20%, а что-то и вовсе снижается на 20%, что в итоге и дает среднее значение 2%.
Но парадокс в том, что товары, которые якобы теряют в цене, например, 10% и тем самым размывают общую цифру до 2%, на самом деле не дешевеют. Для наглядности возьмем обычные смартфоны. Допустим, в 2011 году есть модель А1, стоящая 500 долларов. Впоследствии, скажем, в 2013, выходит обновление в виде модели А2, которая при релизе стоит так же, как и первая модель, но в 2011-м, те же 500 долларов не аналогичны 500 долларам два года спустя. При этом первая модель падает в цене до 400 долларов. Статисты в этом случае фиксируют снижение цены на 20%, ведь, казалось бы, старая модель подешевела, а новая стоит дороже, потому что она функционально лучше. Такой метод подсчета касается не только смартфонов, но и всех товаров, которые качественно прогрессируют: от автомобилей до карт памяти.
В итоге цена курицы, поднявшаяся на 20%, для официальных данных уже не так важна, поскольку подорожание в этом сегменте экономики перекрывается снижением цен на смартфоны и официальная инфляция равна 2%. Поэтому рост рынка ценных бумаг в США имеет свои фундаментальные основы. И вопрос даже не в том, когда лопнет американский фондовый рынок, а в том, когда лопнет доллар и инфляция станет явной.
Источник — «Mill Trade»