Блог им. JurijShabalov

Зачем "Европлан" связался с "китайцами" и кого из "россиян" лучше всего берут в лизинг?

Упорные слухи всё чаще проталкивают лизинговую компанию «Европлан» в ближайшие кандидаты на IPO, жаждущие прибыльных идей инвесторы только рады появлению нового игрока. И хотя пока руководство не даёт никакой конкретики по данному вопросу, предпочитая уклоняться от прямых вопросов, когда их ждать на Мосбирже, опытные трейдеры уже вовсю препарируют бизнес компании, пытаясь понять насколько выгодным окажутся потенциальные вложения.

Зачем "Европлан" связался с "китайцами" и кого из "россиян" лучше всего берут в лизинг?


«Европлан» приобретает грузовые, легковые автомобили и спецтехнику (в прошлом году речь шла о 55 тысячах единицах), на которые являясь таким крупным покупателем, получает существенную скидку. Техника сдаётся в лизинг, в России предприниматели пользуются транспортом, за это регулярно делают отчисления. Взрывной рост цен в 2022 году имеет две стороны: конечно, он не мог не повлиять негативно на спрос в моменте. С другой стороны, сделал дорожающие автомобили отличной инвестицией, в том числе и для компании, в собственности которой они находятся.

Пока зафиксированные по бумагам выплаты проходят — бизнес-план неукоснительно соблюдается. А стоит потоку отчислений иссякнуть транспорт просто изымается, так как «Европлан» остаётся её непосредственным собственником. Возвращённый автомобиль или заново выставляется в лизинг или продаётся, в любом случае покрывая все затраты, и оставляя ещё немножко сверху — цены то не устают расти, и машина, оформленная год назад за одну сумму, несмотря на амортизацию стоит не сильно дешевле.

При всей удобности такой схемы для владельцев бизнеса, изымать технику они не спешат, предпочитая договариваться и находить с клиентами какой-то компромисс. Такие усилия не проходят даром — у «Европлана» высокий уровень удовлетворённости и удержания клиентов, 86% рекомендуют компанию к повторному сотрудничеству, рассказывает официальный сайт компании.

В интернете, правда, оценочки пониже будут. На Отзовике оценили компанию лишь в 1,3 балла, негативных отзывов там в избытке. При этом нужно учитывать, что обычно на таких сайтах отписываются те, у кого не всё заладилось. Трудно сказать, что подтолкнёт человека, который взял машину в лизинг и удачно выплатил все платежи, хвастаться своим успехом в сети. Но и проигнорировать такую оценку простых пользователей не получается. Основной целевой аудиторией «Европлана», кстати, остается малый и средний бизнес — 90%. А вот доля физиков  в этом бизнесе незначительная, но в будущем, если будут введены налоговые стимулы, эта аудитория может значительно расширить рынок лизинга! В этом направлении у лизинга в нашей стране не паханное поле. 

Свои коррективы в отлаженную за четверть века схему внес 2022 год, пришлось менять автомобильных поставщиков. Ещё в 2021 году схематично автопарк, предлагаемый компанией, выглядел следующим образом: половина – российские производители, половина – европейские, а также Корея, Япония, США, Китай. От европейских машин компания в 2022 году полностью не ушла. Конечно, сейчас на рынке царит Китай, а также российский автопром. На рынке легковых автомобилей по итогам 2023 года, в лидерах Lada, самый доступный седан на рынке – Lada Granta. В сегменте LCV: ГАЗель NEXT и Соболь, УАЗ Профи, Sollers Atlant, в грузовом транспорте КамАЗ.


Учитывая, что «Европлан» не только сдаёт авто в лизинг, но и предлагает клиентам разные полезные автоуслуги: техобслуживание, шиномонтаж, мониторинг, страхование  (здесь компания получает около 42% маржи), есть резон прислушаться к тому, что здесь говорят про наших восточных соседей: пока не подтверждается информация о том, что китайские автомобили ниже качеством, чем их европейские конкуренты.

 Зачем "Европлан" связался с "китайцами" и кого из "россиян" лучше всего берут в лизинг?

Каких-то конкретных предпочтений по работе с определенными марками у «Европлана» нет, работают со всеми представленными на рынке автопроизводителями. Доля каждой марки не превышает единиц процентов портфеля. Китайские автомобили очень быстро заняли свое место на рынке, их хорошо приняли, в целом в России они открытием не стали, автолюбители давно знакомы с этими марками. Автомобили Haval производятся в Туле. И это не единственная марка, чьё производство перенесли в нашу стране – Kaiyi, Baic выпускаются на Автоторе в Калининграде, где раньше было выпускали КИА и Хюндай. И этот список будет расширятся. Некоторые новые китайские авто вызвали огромный интерес: например, электромобиль Zeekr 01 продается лучше, чем всем известная Тесла.

Увеличение доли лизинговых китайцев в России повлияло на то, что компания уже почти наполовину стала сервисной? Этот вопрос решают европлановские партнёры – дилеры и сервисные центры. Они быстро перестраиваются с европейских на китайские марки. Возникали определённые проблемы с логистикой запчастей, но они успешно решаются. «Китайцы» очень быстро строят свою инфраструктуру здесь, заходят и развиваются сегодня здесь. В этом заинтересованы все участники рынка. Будет ли компания наращивать долю обслуживания? Конкретных прогнозов не выдвигается, но общая идея стратегии (слайды 8 и 16 в инвесторской презентации на сайте) такая: продолжать наращивать доход от сервисной безрисковой компоненты (есть большой потенциал) и стараться удерживать размер процентной маржи, поэтому технически доля непроцентного дохода в чистой операционной марже может продолжить расти. Подтверждённая история прибыльного роста внушает:

Зачем "Европлан" связался с "китайцами" и кого из "россиян" лучше всего берут в лизинг?


Тренд на электротранспорт повлиял на их закупки за рубежом? «Европлан» заверил, что доля электромобилей растёт. Продолжается развитие инфраструктуры зарядных станций и, соответственно, растут продажи электромобилей. Самыми популярными у лизингополучателей электромобилями / гибридами в 2023 году стали: Evolute, Voyah, Hongqi, Zeekr. Марка Tesla, которая в течение года начала набирать обороты в продажах по сравнению с предыдущими годами, в итоге сильно отстает от российского и китайских конкурентов. От российского? Не забываем, что электромобили Evolute собираются в Липецке.

 

И напоследок. А кроме «китайцев» кто-то из заграничных автопроизводителей собирается заходить на российский рынок? В течение двух лет идут разговоры о появлении иранских автомобилей, их привозили на автомобильные выставки в Москву, один ведущий дилер объявлял о начале продаж, но история так пока и не запустилась. Если они выйдут на рынок, Европлан, конечно, будет работать и с ними, но пока никого нет. При этом можно оформить в лизинг иранские тракторы – ITM. Марка представлена в РФ. Плюс сдаётся в лизинг востребованная турецкая спецтехника Cukurova.

 

★2

теги блога Юрий Шабалов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн