Новости рынков
Часть огромного флота танкеров, которые Россия использует для доставки сырой нефти, останавливается под тяжестью санкций США, что является признаком того, что ужесточение мер западных регулирующих органов может начать оказывать ощутимое воздействие на Москву.
Около половины из 50 танкеров, на которые Казначейство США начало налагать санкции 10 октября, не смогли загрузить грузы с момента их внесения в список, согласно данным Bloomberg, отслеживающим каждое судно по отдельности. Последний из пострадавших — корабль «НС Лидер» «Совкомфлота» — в четверг совершил немедленный разворот у берегов Португалии, когда США огласили имя его владельца. В то время он направлялся в российский порт на Балтийском море.
В декабре 2022 года «Большая семерка» ввела ценовой лимит на нефть в размере 60 долларов за баррель, который был призван поддержать поток российской нефти и в то же время лишить страну нефтедолларов. Ограничения на нефтепродукты были введены два месяца спустя. В прошлом году система подверглась резкой критике, поскольку Москва нашла обходные пути, а некоторые западные компании продолжали транспортировать национальную нефть — чего они не должны были делать, когда погруженная на судно нефть стоила выше порогового значения.
Санкционированные танкеры. Почти половина танкеров, попавших под санкции за перевозку российской нефти, сейчас простаивают.
Но США ответили ужесточением санкций и расследованием потенциальных нарушений ценового лимита, шаг, который вынудил многих греческих владельцев танкеров выйти из торговли российской нефтью.
По данным таких организаций, как Международное энергетическое агентство, в результате резко выросли затраты на фрахт, а российская нефть торгуется с еще большими скидками по сравнению с международными бенчмарками. Министр энергетики России Александр Новак заявил, что нефть в стране дешевеет.
Картина по-прежнему фрагментарна, поскольку Казначейство США вводило санкции порциями, а это означает, что некоторые суда, возможно, еще не успели дойти точки назначения.
Из 50 танкеров, попавших под санкции с начала октября, 18 забрали груз. Из них девять были челноками, а девять, похоже, забирали грузы в обычном режиме с тех пор, как они были добавлены в список. Один из них все еще перевозит груз, который он взял на борт до того, как против него были введены санкции.
Остается 31. Из них семь простаивали еще до санкций, а три вполне могут скоро загрузиться. Остается 21, который с тех пор не загружал груз.
В период с 10 октября по 12 декабря были названы восемь отдельных судов. Еще 24 танкера были включены в список 20 декабря, когда Казначейство приняло меры против SUN Ship Management D Ltd., компании, принадлежащей российской государственной судоходной компании ПАО «Совкомфлот». Компания Hennesea Holdings Ltd., базирующаяся в Объединенных Арабских Эмиратах и владеющая 18 судами, была добавлена в санкционный список 18 января. В четверг было названо 50-е судно, NS Leader.
Все восемь кораблей, попавших под санкции первой волны, сейчас простаивают, причем большинство из них стоят с того момента, как они были названы Казначейством.
Девять из 24 судов, находящихся под управлением SUN, являются специализированными челночными танкерами, которые продолжают заниматься своим промыслом. Еще на одном находится груз нефти «Сокол», который не удалось доставить в Индию. Остальные 14 продолжают работать.
Все, кроме одного, из 18 танкеров Hennesea, один из которых уже был подвергнут санкциям еще в начале декабря, в настоящее время простаивают. Семь судов уже стояли на якоре или простаивали задолго до того, как на них были наложены санкции. Один из них, «Неллис», используется для хранения сырой нефти «Сокола», другой стоит на якоре у тихоокеанского порта Владивосток.
Единственный действующий танкер Hennesea, судя по всему, ждет в Красном море. Судно «Ла Прайд», перевозившее груз российской нефти марки «Юралс», развернулось на 180 градусов, приближаясь к опасным водам у Йемена 7 февраля. Оно простаивало в водах примерно в 350 милях дальше на север, все еще сигнализируя о пункте назначения в Циндао в Китае.
Остальные четыре корабля флота Hennesea, которые уже перевозили российские грузы, когда на них были введены санкции, простаивали с момента доставки грузов.
Средняя цена на российскую нефть марки «Юралс» на момент экспорта торгуется с постоянно растущей скидкой к нефти марки Brent, международному эталону.
«Независимые агентства, рыночные аналитики и сами россияне указывают на тот факт, что ограничение цен достигает обеих наших целей: лишить Россию энергетических прибылей, необходимых ей для ведения военных действий, и одновременно способствовать стабильности энергетических рынков», — сказал Эрик Ван Ностранд, исполняющий обязанности помощника министра финансов США по экономической политике.
Тем не менее, секретный характер российской торговли означает, что трудно с уверенностью сказать, насколько сильно пострадает Москва.
Как только нефть прибудет в Индию, та же самая скидка для нефти сорта Юралс фактически сузится по сравнению с нефтью Brent. Существует также огромный разрыв между экспортными и импортными ценами — и неясно, кто получает прибыль от этого так называемого разброса поставок.
Существует еще одна причина для путаницы, поскольку поставки российского сорта «Сокол» потребителям в Индии практически прекратились, так как появились сообщения о проблемах с оплатой таких партий.
Более того, это затронуло танкеры, связанные с российской торговлей.
За последние два месяца в общей сложности 14 танкеров, перевозивших российскую нефть сорта «Сокол» в Индию, либо дрейфовали, либо стояли на якоре в водах к востоку от Сингапура. Почти половина из них развернулась, не доехав до пункта назначения. Три танкера с нефтью «Сокол» входят в число 50, попавших под санкции.
Ценовой лимит, введенный западными странами, и санкции в отношении некоторых российских судоходных компаний привели к проблемам с доставкой сырой нефти в индийские порты, заявил ранее в этом месяце министр нефти Индии Хардип Сингх Пури.
Все суда, попавшие на данный момент под санкции, были внесены в список за нарушение ценового предела.
Однако существует более серьезный вопрос о судах, которые вообще перестали пользоваться западными услугами — флоте, который западные регулирующие органы еще не атаковали так агрессивно.
На прошлой неделе британский чиновник заявил, что страны, подписавшие ценовое ограничение, хотят забрать больше объемов от этого так называемого теневого парка и вернуть их западным поставщикам услуг.
В последние недели США и Великобритания опубликовали рекомендации, в которых излагается часть более жесткого подхода. Он включает в себя советы о том, как обращаться с теневым флотом, и красные флаги, связанные с уклонением от ограничения.
Рост теневого флота «немного нежелателен», заявила в подкасте страховой компании NorthStandard Ольга Димитреску, руководитель отдела по ограничению цен на нефть в Управлении по осуществлению финансовых санкций Великобритании.
В этом месяце будет использоваться обновленная версия правил о предельной цене, требующая от судовладельцев и страховщиков запрашивать более подробную информацию о том, сколько трейдеры фактически платят за груз и какие несут связанные с этим расходы на доставку. За последние недели страховщики опубликовали циркуляры, в которых говорилось, что покрытие не будет действительным, пока они не получат подтверждения соответствия ценовому пределу, включающему подробные дополнительные расходы.
www.bloomberg.com/news/articles/2024-02-13/tankers-tied-to-the-russian-oil-trade-grind-to-a-halt-following-us-sanctions?srnd=premium-europe