Блог им. Koleso

Как Россия управляет своим главным финансовым резервом. Ликвидная часть ФНБ может исчерпаться к 2025 году

За последние два года Стабилизационный валютный фонд (Фонд национального благосостояния) России израсходовал половину своих ресурсов, что составило около четырех триллионов рублей. 

За последние два года Стабилизационный валютный фонд (Фонд национального благосостояния) России израсходовал половину своих ресурсов, что составило около четырех триллионов рублей. Теперь в ликвидной части фонда осталось всего пять триллионов рублей. Эти цифры стали известны после отчета Министерства финансов России на прошлой неделе.

Созданный еще в 2004 году как инструмент для смягчения зависимости экономики от колебаний цен на сырье, Фонд национального благосостояния, ранее известный как Стабфонд, использовался для накопления средств в периоды высоких цен на нефть. При дорогой нефти средства направлялись в фонд, а при ее падении использовались, в частности, на пенсионные выплаты.

Перед прочтением статьи — подпишитесь на канал «Куда идем?
Алгоритмы Дзен лучше продвигают контент, читаемый подписчиками.

Однако в связи с СВО и введением санкций на российскую нефть, цены на нефть стали слишком волатильными, и российское правительство отменило старое бюджетное правило. Теперь резервы могут пополняться при достижении определенного объема нефтегазовых доходов бюджета.

В 2023 году российская нефть торговалась с дисконтом, что в сочетании с крепким курсом рубля не давало необходимых объемов для пополнения фонда. Летом ситуация изменилась, и власти готовы были начать пополнять фонд, но из-за мятежа и роста доллара до 100 рублей Центробанк отказался проводить операции.

Министерство финансов России имело насыщенный год по расходам, в том числе на военные расходы, что привело к превышению бюджетных норм на три триллиона рублей. Для покрытия дефицита в декабре были проданы евро, юани и золото из фонда на сумму 2,9 триллиона рублей.

Ликвидная часть Фонда национального благосостояния сократилась до пяти триллионов рублей, что, по мнению экспертов, может оказаться недостаточным для справки с новыми кризисами аналогичного масштаба предыдущих лет.

Общий объем фонда по итогам 2023 года оценивается в 12 триллионов рублей, включая неликвидные активы, такие как инвестиции в акции и облигации российских компаний. Фонд, хоть и ориентирован на долгосрочный доход, в последние годы также использовался для спасения стратегических предприятий, находившихся в трудной ситуации.

Один из примеров яркого характера – авиационная отрасль.

До начала СВО российские авиакомпании обычно арендовали самолеты у зарубежных поставщиков, таких как Boeing и Airbus. Из-за санкций эти договоры были приостановлены, и владельцы требовали возврата самолетов, но перевозчики отказывались это делать. В такой ситуации каждый рейс за пределы России мог столкнуться с риском ареста воздушного судна. Однако Фонд национального благосостояния (ФНБ) выделил 300 миллиардов рублей на выкуп этих самолетов, снимая тем самым риск. Кроме того, Фонд также финансирует покупку новых отечественных самолетов МС-21, производство Ту-214, а также сборку вертолетов. Участники рынка осознали, что ФНБ готов вложить средства в эту отрасль, и предложили использовать средства фонда для обновления инфраструктуры аэродромов.

Ранее власти вынуждены были капитализировать „Аэрофлот“, оказавшийся под санкциями, а также Российские железные дороги (РЖД), монополиста в железнодорожных перевозках.

В 2022 году РЖД получили 250 миллиардов рублей, а в 2023 году компания получила дополнительную поддержку в виде выкупа привилегированных акций на 76 миллиардов рублей. Минфин также приобрел облигации „Российских автомобильных дорог“ на 50 миллиардов рублей для финансирования строительства дорог М-11 „Нева“ и „Казань — Екатеринбург“. ВЭБ.РФ также получил 870 миллионов рублей на обновление подвижного состава метрополитена в Санкт-Петербурге.

Средства ФНБ также были задействованы в крупнейшей банковской сделке 2023 года. После приобретения банка „Открытие“ ВТБ столкнулся с проблемами в капитале и провел допэмиссию акций на 300 миллиардов рублей, часть которых была приобретена Росимуществом с использованием средств ФНБ, которые уже были в банке.

Некоторые из перечисленных компаний торгуются на Московской бирже, но не пользовались популярностью у брокеров в последние годы. Минфин приобретал облигации по льготным ставкам в 5%, хотя на рынке были доступны более высокие доходности. Таким образом, речь идет не о стремлении заработать, а скорее о предоставлении финансовой поддержки. Общий доход по итогам 2023 года, по оценке Минфина, составил 355 миллиардов рублей, что всего 5% от общего объема вложенных средств.

При этом, 80% прибыли пришли от дивидендов от Сбербанка. ФНБ приобрел контрольный пакет акций компании у Центробанка в 2020 году, формально объясняя это инвестициями в российские проекты и попыткой разрешить конфликт с регулятором. В 2024 году ожидается, что Сбербанк принесет еще 375 миллиардов рублей прибыли.

Тем не менее, все эти финансовые инструменты нельзя быстро реализовать для оперативной финансовой помощи экономике.

Эксперт Oxford Economics Татьяна Орлова отмечает, что только ликвидные инвестиции могут рассматриваться как резервы на случай чрезвычайных ситуаций, в то время как „остальное уже нет“.

Министр финансов Антон Силуанов также не отрицает это, заявляя: „В основном, в той части, которую нельзя быстро обналичить — это Сбербанк, который приносит дополнительные дивиденды и доходы. Там особо нечего продавать“.

Таким образом, с учетом текущих темпов расходов, ликвидная часть ФНБ формально исчерпается к 2025 году. Однако Антон Силуанов напоминает, что дальнейших масштабных выводов средств, подобных предыдущим двум годам, не предвидится: в 2024 году из ФНБ можно будет использовать только 1,3 триллиона рублей для покрытия дефицита, а в следующем году трансфертов вовсе не будет.

Минфин не рассматривает радикальных сценариев - по крайней мере, не публично. В „Основных направлениях бюджетной политики“ на ближайшую трехлетку достаточное количество ликвидности в ФНБ продолжает упоминаться как „главный фактор долгосрочной устойчивости“.

Существует возможность поддержки новым бюджетным правилом, которое возвращается к цене отсечения по нефти в 60 долларов за баррель Urals в этом году. В настоящее время цена составляет 65 долларов, так что, если не произойдет изменений, дополнительные валютные покупки будут проведены.

Тем не менее, аналитики Райффайзенбанка ожидают дальнейшего сокращения ликвидной части ФНБ. Они подчеркивают, что в этом году Центробанк начал дополнительные продажи валюты из ФНБ для поддержания рубля, учитывая расходы Минфина сверх бюджетного правила.

Экономисты Совкомбанка считают, что продажи могут составить около триллиона рублей в этом году, несмотря на благоприятные цены на нефть.

Пополнение ФНБ Центробанк планирует только при условии повышения цен на нефть до 90 долларов.

Софья Донец из инвестиционной компании „Ренессанс Капитал“ называет сокращение ликвидной части ФНБ „долгосрочным важным трендом“ и выражает опасения, что даже при текущих темпах расходов риски превышения установленных 1,3 триллиона рублей есть, но даже такие темпы не соответствуют долгосрочной „цели финансовой устойчивости, ради которой фонд был создан“.

Согласно экономисту Bloomberg Economics по России Александру Исакову, ликвидная часть Фонда национального благосостояния (ФНБ) сохранится при цене нефти на уровне 73 доллара за баррель, но может исчерпаться в течение двух лет при цене 50 долларов за баррель.

Однако основная угроза заключается в быстром переходе средств фонда в неликвидную форму. Исаков считает, что финансирование строительства и других проектов должно быть включено в регулярные бюджетные расходы. В настоящее время увеличивается число кандидатов на докапитализацию, включая „Почту России“, которая уже требует десятки миллиардов рублей из ФНБ.

Согласно оценке Международного института менеджмента (MMI), расходы на инвестиции в 2024 году составят примерно триллион рублей.

Министр финансов Антон Силуанов признает, что некоторый объем в ликвидной части фонда зарезервирован для проектов, и если остаток начнет снижаться, будут приняты „другие меры по балансировке“. Силуанов намекает на возможность сокращения расходов бюджета, но отмечает, что план на текущий год уже уменьшен. Центробанк также рассматривает возможное исчерпание ФНБ и видит в „корректировке параметров налогообложения в нефтегазовом секторе“ одно из решений.

Экономист Дмитрий Полевой также предполагает возможность новой волны приватизации для дополнительных источников дохода.

Однако существует и политическая угроза для ФНБ. После выборов ожидается возможное введение новых санкций, что может привести к проблемам для экономики и требовать дополнительного финансирования.

Вмешательство Владимира Путина в управление фондом также не исключено. В 2013 году президент поручил использовать ФНБ для покупки еврооблигаций Украины на три миллиарда долларов, но после смены власти в Украине сделка была отозвана.

Таким образом, фонд сталкивается с несколькими рисками, включая:

изменения в цене нефти,

увеличение расходов на инвестиции,

возможное сокращение ликвидной части,

политические неопределенности и

потенциальные новые санкции.

Стратегии балансировки и поиска дополнительных источников дохода становятся критическими для поддержания финансовой устойчивости ФНБ в будущем.

А как Вы, в общем, видите экономику России в 2024-2025 годах? Напишите

P. S. Подпишитесь на канал »Куда идем?

★2
6 комментариев

если вспомнить разговоры 2019-20гг то задача была срохранить фнб к выборам 2024г… т.е цель достигнута

 

avatar
ves2010, нам бы день простоять, да ночь продержаться :-( 
Андрей Колесников, ,, говорите проще, #после нас хоть потоп.
avatar

А как Вы, в общем, видите экономику России в 2024-2025 годах? Напишите


Будет хуже.
avatar
Надо дать порулить фондом Черных и Кречетову, они бы его уже в 5 раз увеличили
avatar
Складывают — не нравится. Вкладывают — не нравится. А облигации с лучшей дохой на тот период это какие? Которые на вторичном рынке и объемом пару лярдов?
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн