Блог им. vds1234
Добрый день, друзья!
В начале ноября свой первый испытательный полет совершил новый российский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет Ил-96-400М.
В России уже производятся ближнемагистральный SJ-100 и среднемагистральный МС-21. С появлением импортозамещенного дальнемагистрального Ил-96-400М будет обеспечен полный технологический суверенитет России в гражданском авиастроении.
Можно по пальцам одной руки пересчитать страны, которые обладают компетенциями для создания таких мощных воздушных судов. В их число теперь входит и Россия.
Очевидно, что это событие является успехом отечественной авиационной промышленности, а российские инженеры и конструкторы совершили настоящий трудовой подвиг.
Первый полёт Ил-96-400М можно считать достойным ответом недружественным странам, объявившим жесточайшие санкции против российской промышленности.
В то же время, как это не покажется парадоксальным, цель недружественных санкций состоит именно в том, чтобы заставить нас совершать подобные подвиги.
Однако, обо всём по порядку…
*****
Одной из главных причин поражения Советского Союза в «холодной» войне стало снижение экономической эффективности советской экономики, произошедшее в 1970-1980-х годах. Недостаточная производительность труда обуславливала высокую себестоимость средств производства и превышение государственных расходов над доходами. Поэтому финансовое положение СССР к середине 1980-х годов значительно ухудшилось.
Некоторое время недостаток денежных средств удавалось покрывать за счёт нефтегазовых доходов, а также внутренних займов у населения. Однако, обвал цен на нефть, произошедший в середине 1980-х, привёл к резкому увеличению дефицита бюджета.
Руководство СССР было вынужденно «экономить» на гражданском секторе промышленности, в силу чего производство товаров народного потребления значительно сократилось. Наступил тотальный дефицит.
Нехватка базовых продуктов питания и товаров первой необходимости спровоцировали гиперинфляцию, катастрофическое обнищание населения, социальный взрыв и распад СССР.
Голодные люди были вынуждены променять свой суверенитет на гамбургеры и жвачку. Последствия этой катастрофы мы пожинаем и сегодня.
Ключевой вопрос состоит в том, почему эффективность советской экономики была низкой?
*****
Экономисты знают, что при росте объемов производства возникает эффект масштаба, который заключается в снижении удельных издержек за счёт распределения постоянных затрат на бо́льшее количество продукции.
Также при росте объемов производства проявляется эффект обучения (опыта), суть которого состоит в том, что опыт, знания и компетенции, накопленные людьми, позволяют сократить операционные затраты.
Указанные эффекты работают и в обратном направлении: при переходе от массового производства к мелкосерийному (или единичному) удельная себестоимость производства резко возрастает.
Таким образом, если ваш объем производства в разы меньше, чем у конкурентов, то вы объективно имеете значительно более высокий уровень удельных затрат. Следствием этого является низкая рентабельность (либо вовсе убыточность), а также потеря конкурентоспособности.
Проблема современной российской электронной промышленности состоит не в том, что наши специалисты не умеют производить микропроцессоры, а в низких объемах их производства, из-за чего себестоимость (и цена) российских планшетов и мобильных телефонов становится заградительно высокой.
Вследствие огромной капиталоемкости производства во всём мире имеется всего несколько крупных полупроводниковых компаний и располагаются они преимущественно в регионах с дешёвой рабочей силой.
Даже американцы, которые были родоначальниками полупроводниковой промышленности, в настоящее время передали производство микроэлектроники в Азию, а Intel и IBM давно утратили лидерские позиции в своих отраслях.
Аналогичным образом дело обстоит и в ряде других высокотехнологичных отраслей, включая авиационную промышленность.
*****
Вновь вернёмся во вторую половину 20 века. В 1970-х годах по ряду политических причин произошло охлаждение отношений между СССР и КНР, а после этого – сближение КНР и США.
С экономической точки зрения это привело к тому, что Соединённые Штаты получили доступ к огромному китайскому рынку. В первой половине 1980-х годов США за счёт поставок в Китай удалось существенно увеличить объемы производства машин и оборудования, а позже – и высокотехнологичной продукции.
В результате глобализации мировой торговли, активно происходившей в первой половине 1980-х годов, США (и их союзникам) удалось нарастить рынки сбыта своих передовых отраслей, за счёт чего значительно снизить издержки производства.
Более того, благодаря международному разделению труда (которое является неотъемлемой частью глобализации), удалось переместить в Китай и другие развивающиеся страны ряд экологически грязных отраслей, а также производств с низкой добавленной стоимостью.
Всё это время СССР оставался в стороне от глобализации и рынки сбыта не расширял. Вследствие малых объемов производства советские высокотехнологичные разработки того времени (а они проводились) были дорогими и проигрывали конкуренцию зарубежным образцам.
Таким образом, низкая эффективность советской экономики была обусловлена тем, что рынки сбыта конкурирующих стран были значительно шире.
Поэтому производительность труда в Советском Союзе стала снижаться и бюджет начал испытывать нехватку денежных средств. А в середине 1980-х неблагоприятная конъюнктура мировых цен на нефть окончательно подкосила финансовую устойчивость СССР (о чём мы уже упоминали выше). Дальше вы знаете…
*****
В 2023 году основными конкурентами российского Ил-96-400М на мировом рынке являются Airbus А-330 и Boeing-777-300ER.
Airbus за год производит 30-40 самолётов А-330. Годовой объем производства Boeing -777-300ER также исчисляется десятками.
Объем производства нового Ил-96-400М по оценке экспертов составит от 2 до 4 самолётов в год. За что боролись, на то и напоролись.
Можно по пальцам одной руки пересчитать страны, которые могут обеспечить свой технологический суверенитет. Однако полным технологическим суверенитетом не обладает ни одна страна мира, поскольку его обеспечение – слишком дорогое удовольствие даже для крупной экономики.
Китай, Япония или Индия вполне могли бы построить свои широкофюзеляжные дальнемагистральные авиалайнеры, затратив на это огромные ресурсы. Однако на данный момент они считают это экономически нецелесообразным.
Цель недружественных санкций состоит в том, чтобы вынудить нас поддерживать крайне дорогостоящий технологический суверенитет и за счёт этого обескровить российскую экономику.
Поэтому, еще раз отдавая дань уважения трудовому подвигу российских инженеров и конструкторов, хотелось бы предложить министерствам и ведомствам при распределении ограниченных бюджетных ресурсов оценивать экономическую эффективность реализуемых проектов и отдавать предпочтение тем проектам, которые приносят больше пользы для народного хозяйства.
Очевидно, что единичное производство двух дальнемагистральных авиалайнеров в год в меньшей степени позволит решить вопрос авиамобильности россиян, чем серийное производство конкурентоспособной малой авиации.
Вместо строительства высокоскоростных железных дорог, намного больший социально-экономический эффект даст строительство хотя бы 3-4 новых станций метро в Самаре, Новосибирске или Екатеринбурге.
Вместо полётов на луну, необходимо сконцентрировать ресурсы на развитии российской околоземной спутниковой группировки – ведь нам так сейчас не хватает навигационных и других спутников.
В противном случае мы рискуем тем, что наши технологические прорывы могут стать Пирровой победой.
*****
В 1988 году российская авиакосмическая промышленность совершила прорыв, запустив на околоземную орбиту многоразовый космический корабль «Буран».
По оценкам некоторых специалистов бюджет этого проекта был сопоставим с затратами на строительство Байкало-Амурской магистрали.
Это был первый и последний космический полёт «Бурана». В последствие ему была уготована судьба выставочного экспоната. Экспоната ценою в Байкало-Амурскую магистраль.
Через несколько лет Советский Союз распался. Голодные люди были вынуждены променять свой суверенитет на гамбургеры и жвачку.
Не сомневаюсь, что сегодня у нас хватит мудрости не повторить ошибки прошлого.
праздник по поводу получения 2х боингов для авиакомпании россия.
суверенитер технологический, едренть
Широкофюзеляжный самолёт могут строить только 2 страны США и мы.
Франция не в счет там в кооперации только с другими странами.
Можно сколько угодно что-то за уши притягивать, но в самолетостроении, машиностроении, телефоностроении итд, мы очень сильно отстали за эти 23 года
Для международного сообщения (а для других оно и не нужно) никто не пустит в своё воздушное «суверенный» летак без международных же «долей капитала».
И казус ситуации, что с нынешней швахобстановкой нам тут больше пары штук в год в принципе уже и не нужно. Скоро кроме как к теще на юбилей да на похороны со своих ипотечек больше никуда. Регионализация, да.
Потому и были десять лет назад те S7 с резиновой в соча по цене бензина, ибо, что так, что так — день теряешь даже с парой часов лёта. Автоконкуренция.
пс.
народ начал что-то подозревать
Уупс, в июне 2022 Правительство России утвердило комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, где приоритетными самолётами для производства в стране станут МС-21, SSJ New, Ил-114-300 и Ту-204, — возобновление серийного производства Ил-96-400М не планируется[27].
Это единственный наш топовый самолёт
Усиляй сильное… это как раз про ИЛ
P.s. для того что строить высокоскоростные поезда… для начала нужна сделать в наших поездах третью полку… как в Китае… и в ус не дуть
А потом уже скоростные
Я когда ехал из Пекина в Гуанчжоу в году 2009-2010 очень удивился что в наших поездах нету третьей полки как в Китае (на тот момент у них такие же были поездка как и у нас )
ничего на что мы не меняли
просто тупо нас пытались уничтожить экономически, потому что в ВОВ не получилось
сейчас то же самое
похоже эта ненависть к нам у них в чем то хроническая
плевать
а выжили мы за счет картошки с огородов своих
кстати идея маркса уничтожить свою частную собственность и элиту РИ -это то же из из той обоймы убивающих наше общество мер
но это уже история к счастью
Валерий Осипенко, что Вы считаете враньём: что СССР распался?
я не виноват и все сказал
И на самом деле всё не так уж радужно как кажется вначале dzen.ru/a/ZU2EKA-oZXemjcEt
Да, кстати, а куда мы летать на нём будем? В Китай? Очень много желающих и билеты обещают дешёвые?
Про советское наследние просто грустно читать. А тесла тоже ничего не сделала, ее авто просто использует наследие изобретателей колеса и свинцовой банки
И рачнивать ИЛ 96М с теслой — это прикол? Что в нем революционного нового? Вот Ту-104 бы в своё время «теслой» или «Ту-144»…
Скажу субьективное мнение: экономику сгубило отсутствие платежеспособного спорса на гражданскую продукцию внутри страны.
То, что сделало США экономикой номер один в мире-искуственное формирование (причем не думпю что это изначально так задумывалось, просто обстоятельства так сложились)внутреннего платежеспособного спроса, в СССР напрочь отсутствовало. В итоге и получилось что получилось.
Опять же пример: в Сингапуре жутко дорогие машины. Но там у людей есть деньги чтобы эти машины покупать. И наличие платежеспособного спроса двигает транспортную отрасль.
Т.е. вопрос не в цене, а в способности эту цену платить. У советских людей денег на это не было.
При правильной настройке экономики (та же льготная лизинговая программа для МС -21) стоимость будет приходить в равновесие с возмодностями покупателей. В итое идет закономерный процесс увеличения обьемов, снижения себестоимости и так по восходящей спирали
Собственно так наше оружие конкурирует с западным на мировых рынках-делаем сначала для себя, предлагаем зарубежным покупателям интересные финансовые программы-получаем заказы и новые компетенции одновременно с удешевлением производства.
У меня было сравнение цен МС с Боингом и Эрбасом. Примерно 50 млн против 70-80 долларов. При той же экономичности и ряду эргономических преимуществ.
Разница в цене сьедалась потреблением топлива за 13, 5 лет. Но надо понимать, что обслуживание 96ого и 767го-это тоже величины разных порядков.
Собственно даже 13 ,5 лет уже подразумевали выход за пределы ресурса до капремонта.
«Главное это то что мы можем предлагать гибкое финансирование и изначально благодаря несению государством затрат на НИОКР эти расходы можно не включать в себестоимость»
Т.е., всем колхозом, который не то что загранпаспорта не имеет (70%+), а дальше района вообще в жизни носа не казало, спонсировать инстасамок по дубаям ...
льготных наипотек и прочих ***, типа, мало
Вы таки на что намекаете…
)
Выручка от обслуги больше, чем у нас от нефти
А насчет кооперативов… Когда они появились, объем их производства был мизерным. А само производство полукустарным. Поэтому для большинства их рыночные цены были недоступны.
Гос. цены же на промтовары были не такими уж и низкими. Те же мебель и электроника и бытовая техника. И спрос все равно был. Но государство его удовлетворить не могло. Видеомагнитофон стоил пять-шесть месячных зарплат. И свободно его было не купить. Про авто я и не говорю.
Но речь не об этом, речь о том, что постепенно Британия начала утрачивать лидерство еще до Первой Мировой, США очень быстро догоняли Британию, Первая Мировая лишь окончательно надломило Британию, но лидерство она начала терять гораздо раньше, несмотря на значительно более высокий (и значительно более долго [века] у нее имевшийся) статус страны с наибольшем платежеспособным спросом.
В Китае и без того потенциальный рынок в 2-3 раза больше, чем в США, а своими действиями США на ровном месте потеряли 2% мирового рынка (это если только судить по нашему номинальному ВВП).
Evvibris, я также на это надеюсь.
США решили притормозить Китай.
Вариантов ответа у Китая нет.
И Китай будет делать то, что лучше всего умеет — приспосабливаться и ждать.
Вот США и приходится скакать вокруг Китая ища уязвимости, а Китай спокойно за этим наблюдает, давая США измотать самих себя — отличная дуэльная тактика. Впрочем дело конечно не в дуэли, дело в естественном ходе вещей — Китай на подъеме, США в упадке, и повторится история с Британией и США, Британия тоже искала способы вернуть могущество, но только глубже погружалась в пучину.
Просто раз она стала слишком много о себе думать, ее немного подожмут в чувствительных точках — выведут часть производства, ограничат в перспективных технологиях, которые нельзя украсть и воспроизвести, и так далее.
Китай сейчас на самом деле стоит на краю пропасти из-за проблем с застройщиками.
Я работаю с китайской компанией, чти клиенты — инфраструктурные компании.
Максимально просто попробую объяснить ситуацию.
Откуда у них деньги? Провинции заказывают им работу.
Откуда у провинций деньги?
Они получают их за землю у застройщиков.
Откуда у тех деньги?
Люди покупают и берут в ипотеку жилье.
У людей в результате пандемии стало меньше денег. Стоимость жилья упала, что заставляет банки переоценить риски и давать ипотеку на худших условиях, чем раньше, а выданные ранее ссуды находятся под угрозой маржин колла для ипотечников из-за снижения стоимости залога.
Стоит рухнуть одному крупному застройщику (государство пока не гарантировало ничего).
Никаких перспективных технологий у США не осталось, какие бы Китай не смог бы просто стырить. Да что там, даже 3нм техпроцесс сначала открыли в Южной Корее, потом в Тайване и Китае, а США кажется до него и не дошли, перспективные технологии теперь пора искать в Азии, а никак не в США.
Да кто спорит, у Китая впереди вполне вероятно кризис не меньше, чем Великая Депрессия в США была, только вот после Великой Депрессии США вышли уже сверх-державой, именно в такой ситуации сейчас и Китай находится.
США не повторят ошибок Британии.
Возможно, сделают другие, но это не точно.
Сейчас чипы для ИИ в Китай запретили поставлять и Китай судорожно пытается подмести все что пока доступно на рынке — это явно не похоже на технологический суверенитет.
Процесс разработать наверное, можно любой, вот только ноу-хау для производства оборудования находится не в Китае...
Самый главный вопрос — а стремится ли Китай к гегемонии? Не вижу подтверждений, у них есть возможность валютной экспансии, они же наоборот, имеют CNY/CNH.
Из депрессии США вышли благодаря стечению обстоятельств, которые ими же, возможно, и были спроектированы.
Вы считаете архитектором современных мировых событий Китай? Не думаю
Тут проблема даже не в технологиях, а скорее в ранее упущенном моменте сбора и систематизации информации, на которых ИИ обучаются, у американцев с этим тоже была бы проблема, если бы ЕС у них в рабах не ходили.
Ноу хау? Да нету ничего, что китайцы со временем не повторили бы, можно опять взять пример США, они выросли на британских, французских и германских ноу-хау. Кстати и тут основная проблема у китайцев не с американцами, а с голландцами, и только из-за того, что Европа в рабстве США это позволяет американцам выглядеть более-менее эффектно, США без проблем выбили из Нидерландов запрет на экспорт наиболее новых литографических машин, но Китай активно сейчас исследует эту область.
Что касается валюты, то как раз в ней Китай и стремится к экспансии, а вот в политике не очень, и на звание гегемона они действительно не претендуют, вероятно поэтому из них и получится наилучший гегемон.
Я уверен, что первостепенную роль играют не события, кем бы они ни планировались, а тренды, сейчас основной тренд на рост Китая и падение США, как ранее был тренд на ослабление Британии и рост США.
Я не знаю о каких ноу-хау речь, но разве Китай не строит свою космическую станцию :)? Ещё у кого-то своя есть? Хоть у кого-то? Своя.
Вон про литографы пошли рассказы, что китайцы что-то там приспособили размером с дом, и оно вполне работает. Да, «нормальные» литографы компактнее и дешевле, но учитывая цену продукта можно и потерпеть.
Рядовой китаец работает. 40-60 часов в неделю. Рядовой американец сидит на пособии.
И китайцев во сколько раз больше? В пять ?
Проиграть из этого положения можно только при колоссальной неудаче.
Уж не говоря о большей монолитности китайского общества. Они между прочем светочь цивилизации окружённые варварами. Единственный луч света в царстве мрака…
Но сейчас проблема с ёмкостью рынка будет, да. Но и использование Боинг и Аэрбус в виде санкций тоже окружающий мир чему-то учит… Посмотрим…
Ну и дружественные страны могут свои рынки открыть если часть производства им отдать, да и самим летать тоже как то надо, страна не маленькая.
И его уже оплатили.
А сделать 5 или 50 деталей — разницы почти нет. Есть разница между 5 и 50000. Там да.
Самолёты в любом случае штучное производство.
Артур, согласен, происки врагов никто не отменял. Только вот противостоять этим проискам у нас не хватило экономических ресурсов.
Со своей колокольни добавлю — когда ЕС стал общим экономическим организмом он реально оживил ВСЕ экономики стран ЕС. Фантастически неэффективная так называемая Брюссельская машина управления не смогла переломить тенденцию — общий эффект всё равно положительный. Можно сколько угодно потешаться над желанием принять в ЕС ту или иную вызывающе бедную страну — общий эффект от укрупнения всё равно будет положительным. Великобритания, фактически, променяла членство в ЕС на вассальное членство в альянсе США-Канада и более того, отчаянно пытается любым способом хоть как-то но удержаться в союзе с ЕС. Глобализация обогащает, нравится это антиглобалистам или нет.
Может быть автор приведет статистику за последние хотя бы лет 5 по промышленному выпуску самолетов?
Рассказывают про великие достижения и про SSJ-100New, и про МС-21, и про Ил-96-400М, и про двигатели, ПС-91А, ПД-14, ПД-18.
Внимание простой вопрос — сколько выпущено самолетов в штуках за последние 5 лет?
2017: 94 военных, 41 гражданских, 214 вертолетов
2018: 95 военных, 38 гражданских, 169 вертолетов
2019: произведено около 100 новых самолета и 220 вертолетов
2020: 41 гражданских и транспортных, 23 военных. 141 вертолёт..
Вот представьте у вас есть знакомый рукожоп отделочник. Он 23 года делает все через жопу, поэтому на более ответственные работы его никто не ставит, все равно через жопу всё выйдет. И вот выгнали его с бригады. В согласны будете нанять его, ведь теперь ему все придется делать самому, а значит все будет круто и он как cказке, превратится из лягушки в принца?))) Или все же, вы подумаете. «Так, он 23 года только рукожопил, с ним все понятно, он и до конца жизни будет это делать».
Так с чего вы решили, что наши рукожопы в красном здании, вдруг начнут что-то делать, если ничего, кроме как набивать карманы свои, они не умеют и доказали это за 23 года? А кто-то доказывает это еще больший срок.
Вы бы дали деньги человеку, который ничего не заработал для вас за 23 года и упустил все возможности для этого?
Я не понимаю на что вы надеетесь… Да тут 100% можно сказать, что если санкции не снимут, то лет через 10-20, в РФ будет куча китайских самолетов, а не русских, а вот особняки чиновников и их родственников на рублевке и дальше будут плодиться. Ну и виллы в гейропе))
Все остальное — временные трудности.
Я совершенно точно уверен, что план есть и все идёт по нему. И совершенно точно уверен, что мне он не понравится. И да, ещё я уверен, что все другие планы ещё хуже…
На рынке также в общем — дело не в одной сделке, а что трейдер имеет, чтобы завтра тоже быть в седле каг бэ… Имхо ессна ))
вместо реальных сертифицирован самолетов автор пишет заказуху про какие-то фейки импортозамещения 20шт ту = 1 ил по цене
Размежеваться с Европой/США и присосаться к Китаю мы, пожалуй, могли бы и без войны? А разумнее было вообще действовать, как Казахстан, который и нашим, и вашим, и в шоколаде теперь. Нет, нам почему-то имперские амбиции подавай, хотя на практике мы теперь критически сильно зависим от Китая — гораздо больше, чем раньше от Европы и США, с которыми у нас была взаимная зависимость.
Вот я и думаю: это такой в понимании руководства страны суверенитет? Когда китайские автомобили заместили европейские и корейские? Или когда за границу надо с наличной валютой ехать? Или когда в самолёт Аэрофлота садишься и думаешь: а прошёл ли он все предусмотренные производителем проверки и замены оборудования, или там целый лист неустранимых недочётов до первого авиаинцидента?..
Так-то я очень приветствую российские изобретения, разработки и их внедрение. Но очень жаль, когда ресурсы тратятся на изобретение давно изобретённого за космический ценник в угоду ложно понимаемому «суверенитету».
А мы за год 2 самолета строим )))))
Marsovich, вы думаете самолёт просто построить?
Как выше в статье было замечено, всего 4 страны умеют производить авиационный двигатели: РФ, США, Британия и Франция. Так что это тоже по своему уникальные технологии.
«Как выше в статье было замечено, всего 4 страны умеют производить авиационный двигатели: РФ, США, Британия и Франция.»
Это всего лишь значит, что статья фуфловая. Авиационные двигатели различного назначения производит гораздо больше стран.
Igor B, у меня такого текста в статье нет и не было. Читайте первоисточник.
Не знаю, какую статью он имел ввиду. У вас в статье такого действительно нет.
Aneto,
Канада производит в компании Прат энд Витни (Америка) сами они ничего не умеют делать;
В Аргентине разработки остановились на поршневых двигателях. Современные двигатели они не делают.
Бельгия — Сафран груп (т.е. Франция)
В Германии современных СВОИХ разработок двигателей нет, Австрия — тоже.
И по итогу список действительно сократиться на 4-5 стран, которые на текущий момент могут сами разрабатывать и производить современные двигатели для гражданской и боевой авиации.
Aneto, свои наработки и разработка двигателя целиком это разные вещи. Есть 1 человек, который делает ножки для стульев, и продаёт другому. А 3ий делает и ножки и сидушки + собирает стул. Кто из них, делает стул самостоятельно и у кого есть технологическая независимость? Здесь аналогично.
И да, из вашего же поста получается, что РФ круче Прат энд Витни, т.к. мы используем только лишь свои наработки.
Ну и как отмечено ниже, вы ввели в заблуждение, ведь SSJ летает на двигателях SAM146, которые делает НПО Сатурн в Рыбинске. Кстати, был у них на предприятии)
Это художественно описано под видом детектива «Восходящее солнце» Майкла Крайтона. Моя выжимка из книги «Как Америка перестала быть великой»
zen.yandex.ru/media/id/5dc00a6792414d00ac7d7b9c/kak-amerika-perestala-byt-velikoi-617c460f8d2a8a63c7df397b?
О том же глава «Протекционизм по-японски, тайваньски и южно-корейски» в книге «Запрещенная экономика. Что сделало Запад богатым, а Россию бедной»
www.rulit.me/data/programs/resources/pdf/Zykin_Zapreshchennaya-ekonomika-Chto-sdelalo-Zapad-bogatym-a-Rossiyu-bednoy_RuLit_Me_620589.pdf
moreknig.org/dokumentalnaya-literatura/publicistika/249258-zapreschennaya-ekonomika-chto-sdelalo-zapad-bogatym-a-rossiyu-bednoy.html
Доминик Арментано в книге «Антитраст против конкуренции» также выступает против охоты якобы на монополии в США, которая привела к поражению США.
— «ссср проиграл холодную войну». вы это серьезно? нищие куба и кндр свои холодные войны до сих пор не проиграли, а ссср со всеми своими несметными ресурсами проиграл. просто курам на смех. при желании, мог бы и сейчас быть живее всех живых)
— «голодные люди были вынуждены променять свой суверенитет на гамбургеры и жвачку». жвачка особенно помогла им насытиться, как понимаю) не было никакого голода и близко. на рынках и с заднего крыльца магазинов еды было достаточно. да и в открывшихся коммерческих магазинах, но не по гос ценам. а какой дурак будет продавать по гос, когда можно не продавать?) установи сейчас гос цены раз в пять ниже магазинных, тоже по ним ничего не станет.
— обвал цен на нефть произошел, только они были все-равно выше, чем за 10 лет до этого, просто в промежутке был их невиданный рост.
— что за займы у населения вообще не понял. вклады в сберкассах?
— производство тнп не сокращалось. с чего вы это взяли? может в 30-х, 50-х, 70-х их больше производили?)) производство росло, в общем даже с отставанием от запада, но начали выпускать и стиралки-автоматы, и кассетники, и видаки и т.д. да, как всегда в ссср, всего на всех не хватало, но становилось больше, а не меньше.
— теперь про нерентабельность производства своей авиации и ее неэкономичность. при морях нефти, при одной из самой низкой себестоимости ее добычи, уступает только персидскому заливу, потребление горючки вообще не имеет никакого значения. да, иностранцы не будут покупать, ну и хер с ними. для собственного использования это все-равно будет выгоднее. а если чуть-чуть, всего раза в два, сократить доходы руководства государственных нефтяных и газовых компаний, весь отечественный самолетный парк сможет заправляться на эти деньги)
а иначе, как сказал недавно один виртуоз слова (автор нетленки про капитализацию в триллион): «мы рады, что наш газ пойдет туда, где в нем действительно нуждается промышленность и население»
Два примера 70-80-х на моих глазах. Советские учёные разработали технологию плазменной резки металла (после Запада). Для резки листов на Николаевском судозаводе по разнарядке Ереванский завод поставлял стойки ЧПУ — годны только в утиль. Николаев из «скрытых резервов» разработал свое ЧПУ.
Ленинградский ЛСКБ ТИУС разработал 6-координатные фрезерные станки с ЧПУ для обработки гребных винтов КУ-350, КУ-351. Изготовитель Коломенский завод поставлял станки-инвалиды с дохлыми приводами, текущей гидравликой и прочим «удовольствиями». Этот завод не имел «скрытых резервов», чтобы делать все комплектующие самому.
Через два года японская фирма DFC стала поставлять в СССР точные копии станков КУ — без упомянутых недостатков.
Где-то ещё читал, что комплектующие на АвтоВАЗ поступали такие, что их приходилось ставить на место кувалдой.
Причина та же — зарегулированность, разнарядка поставщиков, невозможность купить за деньги и выбрать то, что нужно производству.
Мой коллега до перехода в судпром разрабатывал радиолокаторы. Прежде чем что-то изобрести, он должен был заказать на год вперёд всю элементную базу, которая может пригодится, а может и нет.
Точно так же каждый год, квартал снабженцы заводов осаждали свои Главки и министерства — дай чего угодно, только побольше. Потом разбирались: что в дело, что на обмен для дела. А что и на свалку или в теневые цеха.
Бартерный Хаос.
Южная Корея 17 лет держала автопром на гос.дотации. (Кстати, из отсталости Южная Корея выходила четырьмя Пятилетними Планами!).
И кто сказал, что российские аэробусы не пойдут в Южную Америку?
Сейчас Бразилия плюёт на санкции. Европа, хоть и боится, но покупает российскую нефть-газ тайно. И этот страх не вечен.
Для перспективного отечественного дальнобоя СТРОЯТ двигатель ПД-35 и в плане двухдвигательный широкофюзеляжник. Модель уже продута в трубе, изготовлен образец кессон крыла.
Темпы роста производительности труда в СССР были выше чем в западных кап. странах, по-моему даже воровка молока по этому поводу высказывала опасения.
РФ по сравнению с СССР просто экономический карлик и даже отдельные успехи в отдельных даже не отраслях, а в каких-то узких сегментах отраслей этого не меняют.
Что подразумевается под полупроводниковыми компаниями? Разработчики или производители? Да, собственно, это и не важно. Значит к регионам с дешевой рабочей силой относятся: США, Южная Корея, Германия, Япония, Тайвань.
А сейчас все просто, сделал лучший самолет и весь мир его будет в очередь покупать. Поэтому, думаю с новым самолетом будет как с Бураном, может и сделают (только сейчас к тому же из импортных комплектующих), отнимая деньги от строительства поликлиник или дорог, но единичные экземпляры, которые будут летать считанные разы.
А потом новая статья в википедии появится…
Пишу я это, а мне сайт контекстную рекламу китайских автомобилей показывает. В каждом окошке. Интересно, почему так. Так что вы там говорили про российские самолеты?
В их функционировании очень мало рыночного, но много связей с правительством (как у Теслы), много долгосрочного планирования и межотраслевой координации.
В XXI веке роль концентрации капитала для проектов фундаментально новых технологий (не банковских или технологий досуга) — только повышается.
СССР отлично летал космос. Одни конкурент в мире только был- США. но качество авто плавало. Там где надо массово производить. С сервисом и поддержкой- вспоминаем проблемы суперджета. Одна из причин почему его почти никто кроме РФ не эксплуатарует. Ждите зап частей, а пока самолёт в лизинге на земле простаивает
Проблема экономики СССР не в просто в недостаточной производительности, а в отсутствии конкуренции, в результате чего и упала эффективность производства, так как в этом не было нужды, поэтому все было как в колхозе — приписки и завышение показателей.
Сегодня у нас все по другому.
Мы не можем не делать дальнемагистральный самолёт, нам он нужен, чтобы перелеты на дальние расстояния обходились дешевле для населения нашей страны.
При этом нам не надо конкурировать, по крайней мере на внутреннем рынке, с Боингом и Аэрбасом, а это значит предприятие изготовляющие Ил-96-400 может работать стабильно и с прибылью, а если получится получить иностранный контракт вообще будет здорово.
Ил-96-400 имеет те же двигатели, что и военный Ил-76 и производится тем же предприятием, производство Ил-96-400 станет прибыльным.
Мы не будем жить так же богато как в США в ближайшее время это правда, мы можем жить достойно в сильной и независимой России.
У Локхида, вроде, другая специализация.
А вот «Антонов», «Илюшин» и «Туполев» -были вполне конкуренты внутри СССР. И «Яковлев» — тоже.
Теперь наш рынок остался за нами, но конкуренция сохранилась на внешнем рынке и это хорошо.
Это у тебя что-то поменялось, в у тех кто руководит страной все нормально. Бизнесджеты есть, бабки воруется исправно)
Нужно не хернёй заниматься во всем мире, а развивать свою страну и своих граждан. У нас прекрасный потенциал в современном мире, одни из лучших программистов и проектировщиков.
МС-21 получился действительно хорошим. До февральских событий этот самолёт был бы запущен в серийное производство, и через 10 лет заменил бы 30-40% парка боингов и айрбасов в России. А через 20 лет весь парк, просто потому что тупо выгодней летать на нём, чем на Айрбасах и Боингах (эффективней на 10-15%).
Aneto, похоже, что Вы один из немногих, кто понял действительный смысл моей статьи.
Посмотрите на те же ЭВМ. У нас есть интеловская архитектура (амд следует ей же ±). и он одно время была монополистом на ПК и серверах (хотя ранее была конкуренция- в конце 80тых и начале 90тых куча архитектур существовала). Так эффективней. Сейчас она почти монополист- небольшую конкуренцию только вторая архитектура -АРМ составляет. Даже есл её как игрока полноценного рассматривать -это олигархия а далеко не совершенная конкуреция.
по этому капитализм выиграл у социализма
Ты всегда можешь играть против правил — не потреблять навязываемую тебе фигню. А вот пить пиво в городском парке вместо работы при Сталине не получится.
Теперь мы знаем, что мы изгои.
А изгоями мы были и раньше, просто до поры нам улыбались, а при первой возможности четко показали, что мы — не люди, на нас никакие нормы связанные там скажем с частной собственностью итп не действуют.
Лучше иметь врагов, чем таких «друзей».
Вот с этого места хотелось бы поподробнее.
Естественно, цель санкций — уронить экономику.
Только Вы проигнорировали причину введения санкций (таки да, это причина, а не повод).
Притушить экономику агрессивного государства мирным путём — способ самозащиты.
Как такое возможно, что столь умный и образованный человек, размышления которого так интересно читать, подвержен «советской прошивке». Простите за такой комментарий.
по тексту хотел бы поправить Вас, достижения «российских инженеров и конструкторов» скорее вопреки целям правительства и тех людей что около них.
Что SSJ-100, что МС-21, что Ил изначально проектировались в совместной кооперации с международным промышленным сообществом. Мы когда работали над SSJ удивлялись той безолаберности с которой подходили наши «промышленники». Не было там мыслей о промышленном суверенитете страны. Не было и целей о освоении новых технологий (на то и нужны были международные кооператоры, наукоемкие изделия поставлялись к нам из-за границы), даже спустя десяток лет так и не было освоено производство бортовых систем и двигателей, пока старый петух в жопу не клюнул.
Наблюдая, за тем как нужные люди занимают технически важные места. становилось ясно что это все происходит только для «освоения бюджета».
Например:
— станочный парк приобретался за границе (наших Станко производителей пусть и дорогих и не уклюжих не поддерживали)
— технические системы не осваивались в стране, а тупо покупались как есть из-за бугра.
— уничтожение конкуренции между производителями авиационной техники и объединение их под одну крышу (ОАК)
— поголовная коррупция, начиная от руководителей на местах до министерств
— Ключевые должности занимали не специалисты, а удобные менеджеры
— кумовство на местах.
И что это я разошёлся, все равно набегут кликуны и предателем будут звать
Это конечно только мое мнение, но мне кажется не только экономические проблемы стали причиной для распада СССР, с подобными проблемами к середине 80х столкнулись многие страны, но почему-то только СССР был подвержен последствиям кризиса. По мне, причина — вырождение управленцев до уровня шапкозакидательства и безалаберности, абсолютный отрыв от реальности руководящей верхушки и «разуверование» населения в благости СССР. Если помните, то больше всего население радовалось не жвачкам и полному пузу, а свежему вздоху в конце 80х.
Михаил чтобтебя, конечно Вы правы: помимо экономических факторов развала СССР были и социальные, и политические.
Кумавство, коррупция, распил денег итд, это следствие системы.
Ил-96-400М
SJ-100
МС-21
Правда этот ИЛ96-400м еще не показал ничего плохого слава Богу. Но ежели его собирают те же цеха и корпорация что и супер мячик с пробиванием крыльем с керосином, то я пас категорически. Бесплатно не полечу даже на Таити или Гавану.
Что удивительно самый лучший и легендарный самолет ИЛ86 используеться верхами, а чтоб его людям дать, так нет же, надо г выпускать...
Ил86 может планировать если откажут все двигатели, это супер самолет, и пусть там нет супер пупер электроники даже, лучше уж на нем.
Так что поезд, снова поезд)). Боинги Победы которым я доверял как самому новому авиапарку, так же запчастей больше нет. Лучше лететь с рюкзаком, но быть живу. Проблемы нарастают…