Блог им. vds1234

⭐️ Ил-96-400М: санкции работают



Добрый день, друзья!

В начале ноября свой первый испытательный полет совершил новый российский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет Ил-96-400М.

В России уже производятся ближнемагистральный SJ-100 и среднемагистральный МС-21. С появлением импортозамещенного дальнемагистрального Ил-96-400М будет обеспечен полный технологический суверенитет России в гражданском авиастроении.

⭐️ Ил-96-400М: санкции работают

Можно по пальцам одной руки пересчитать страны, которые обладают компетенциями для создания таких мощных воздушных судов. В их число теперь входит и Россия.

Очевидно, что это событие является успехом отечественной авиационной промышленности, а российские инженеры и конструкторы совершили настоящий трудовой подвиг.

Первый полёт Ил-96-400М можно считать достойным ответом недружественным странам, объявившим жесточайшие санкции против российской промышленности.

В то же время, как это не покажется парадоксальным, цель недружественных санкций состоит именно в том, чтобы заставить нас совершать подобные подвиги.

Однако, обо всём по порядку…


*****

Одной из главных причин поражения Советского Союза в «холодной» войне стало снижение экономической эффективности советской экономики, произошедшее в 1970-1980-х годах. Недостаточная производительность труда обуславливала высокую себестоимость средств производства и превышение государственных расходов над доходами. Поэтому финансовое положение СССР к середине 1980-х годов значительно ухудшилось.

Некоторое время недостаток денежных средств удавалось покрывать за счёт нефтегазовых доходов, а также внутренних займов у населения. Однако, обвал цен на нефть, произошедший в середине 1980-х, привёл к резкому увеличению дефицита бюджета.

Руководство СССР было вынужденно «экономить» на гражданском секторе промышленности, в силу чего производство товаров народного потребления значительно сократилось. Наступил тотальный дефицит.

Нехватка базовых продуктов питания и товаров первой необходимости спровоцировали гиперинфляцию, катастрофическое обнищание населения, социальный взрыв и распад СССР.

Голодные люди были вынуждены променять свой суверенитет на гамбургеры и жвачку. Последствия этой катастрофы мы пожинаем и сегодня.

Ключевой вопрос состоит в том, почему эффективность советской экономики была низкой?


*****

Экономисты знают, что при росте объемов производства возникает эффект масштаба, который заключается в снижении удельных издержек за счёт распределения постоянных затрат на бо́льшее количество продукции.

Также при росте объемов производства проявляется эффект обучения (опыта), суть которого состоит в том, что опыт, знания и компетенции, накопленные людьми, позволяют сократить операционные затраты.

Указанные эффекты работают и в обратном направлении: при переходе от массового производства к мелкосерийному (или единичному) удельная себестоимость производства резко возрастает.

Таким образом, если ваш объем производства в разы меньше, чем у конкурентов, то вы объективно имеете значительно более высокий уровень удельных затрат. Следствием этого является низкая рентабельность (либо вовсе убыточность), а также потеря конкурентоспособности.

Проблема современной российской электронной промышленности состоит не в том, что наши специалисты не умеют производить микропроцессоры, а в низких объемах их производства, из-за чего себестоимость (и цена) российских планшетов и мобильных телефонов становится заградительно высокой.

Вследствие огромной капиталоемкости производства во всём мире имеется всего несколько крупных полупроводниковых компаний и располагаются они преимущественно в регионах с дешёвой рабочей силой.

Даже американцы, которые были родоначальниками полупроводниковой промышленности, в настоящее время передали производство микроэлектроники в Азию, а Intel и IBM давно утратили лидерские позиции в своих отраслях.

Аналогичным образом дело обстоит и в ряде других высокотехнологичных отраслей, включая авиационную промышленность.


*****

Вновь вернёмся во вторую половину 20 века. В 1970-х годах по ряду политических причин произошло охлаждение отношений между СССР и КНР, а после этого – сближение КНР и США.

С экономической точки зрения это привело к тому, что Соединённые Штаты получили доступ к огромному китайскому рынку. В первой половине 1980-х годов США за счёт поставок в Китай удалось существенно увеличить объемы производства машин и оборудования, а позже – и высокотехнологичной продукции.

В результате глобализации мировой торговли, активно происходившей в первой половине 1980-х годов, США (и их союзникам) удалось нарастить рынки сбыта своих передовых отраслей, за счёт чего значительно снизить издержки производства.

Более того, благодаря международному разделению труда (которое является неотъемлемой частью глобализации), удалось переместить в Китай и другие развивающиеся страны ряд экологически грязных отраслей, а также производств с низкой добавленной стоимостью.

Всё это время СССР оставался в стороне от глобализации и рынки сбыта не расширял. Вследствие малых объемов производства советские высокотехнологичные разработки того времени (а они проводились) были дорогими и проигрывали конкуренцию зарубежным образцам.

Таким образом, низкая эффективность советской экономики была обусловлена тем, что рынки сбыта конкурирующих стран были значительно шире.

Поэтому производительность труда в Советском Союзе стала снижаться и бюджет начал испытывать нехватку денежных средств. А в середине 1980-х неблагоприятная конъюнктура мировых цен на нефть окончательно подкосила финансовую устойчивость СССР (о чём мы уже упоминали выше). Дальше вы знаете…


*****

В 2023 году основными конкурентами российского Ил-96-400М на мировом рынке являются Airbus А-330 и Boeing-777-300ER.

Airbus за год производит 30-40 самолётов А-330. Годовой объем производства Boeing -777-300ER также исчисляется десятками.

Объем производства нового Ил-96-400М по оценке экспертов составит от 2 до 4 самолётов в год. За что боролись, на то и напоролись.

Можно по пальцам одной руки пересчитать страны, которые могут обеспечить свой технологический суверенитет. Однако полным технологическим суверенитетом не обладает ни одна страна мира, поскольку его обеспечение – слишком дорогое удовольствие даже для крупной экономики.

Китай, Япония или Индия вполне могли бы построить свои широкофюзеляжные дальнемагистральные авиалайнеры, затратив на это огромные ресурсы. Однако на данный момент они считают это экономически нецелесообразным.

Цель недружественных санкций состоит в том, чтобы вынудить нас поддерживать крайне дорогостоящий технологический суверенитет и за счёт этого обескровить российскую экономику.

Поэтому, еще раз отдавая дань уважения трудовому подвигу российских инженеров и конструкторов, хотелось бы предложить министерствам и ведомствам при распределении ограниченных бюджетных ресурсов оценивать экономическую эффективность реализуемых проектов и отдавать предпочтение тем проектам, которые приносят больше пользы для народного хозяйства.

Очевидно, что единичное производство двух дальнемагистральных авиалайнеров в год в меньшей степени позволит решить вопрос авиамобильности россиян, чем серийное производство конкурентоспособной малой авиации.

Вместо строительства высокоскоростных железных дорог, намного больший социально-экономический эффект даст строительство хотя бы 3-4 новых станций метро в Самаре, Новосибирске или Екатеринбурге.

Вместо полётов на луну, необходимо сконцентрировать ресурсы на развитии российской околоземной спутниковой группировки – ведь нам так сейчас не хватает навигационных и других спутников.

В противном случае мы рискуем тем, что наши технологические прорывы могут стать Пирровой победой.


*****

В 1988 году российская авиакосмическая промышленность совершила прорыв, запустив на околоземную орбиту многоразовый космический корабль «Буран».

По оценкам некоторых специалистов бюджет этого проекта был сопоставим с затратами на строительство Байкало-Амурской магистрали.

Это был первый и последний космический полёт «Бурана». В последствие ему была уготована судьба выставочного экспоната. Экспоната ценою в Байкало-Амурскую магистраль.

⭐️ Ил-96-400М: санкции работают


Через несколько лет Советский Союз распался. Голодные люди были вынуждены променять свой суверенитет на гамбургеры и жвачку.

Не сомневаюсь, что сегодня у нас хватит мудрости не повторить ошибки прошлого.

    ★10
    178 комментариев
    От перемены мест слагаемых сумма не меняется ©
    avatar
    ну да, ну да… то то во внуково недавно прям праздник был для своих — с казачьим ансамблем.

    праздник по поводу получения 2х боингов для авиакомпании россия.

    суверенитер технологический, едренть
    avatar
    jin, смешно)))

    avatar
    jin, Читай)))

    Широкофюзеляжный самолёт могут строить только 2 страны США и мы.
    Франция не в счет там в кооперации только с другими странами.
    avatar
    Байкал, сухой Суперджет постоянно на ремонтах. Все страны отказались от него еще до санкций СВОшных. А китайцы нас из совместного проекта нвоого самолета граждансокй авиации выкинули.

    Можно сколько угодно что-то за уши притягивать, но в самолетостроении, машиностроении, телефоностроении итд, мы очень сильно отстали за эти 23 года
    avatar
    Байкал,
    Для международного сообщения (а для других оно и не нужно) никто не пустит в своё воздушное «суверенный» летак без международных же «долей капитала».
    И казус ситуации, что с нынешней швахобстановкой нам тут больше пары штук в год в принципе уже и не нужно. Скоро кроме как к теще на юбилей да на похороны со своих ипотечек больше никуда. Регионализация, да.
    Потому и были десять лет назад те S7 с резиновой в соча по цене бензина, ибо, что так, что так — день теряешь даже с парой часов лёта. Автоконкуренция.
    пс.
    народ начал что-то подозревать

    avatar

    Уупс, в июне 2022 Правительство России утвердило комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, где приоритетными самолётами для производства в стране станут МС-21SSJ NewИл-114-300 и Ту-204,  — возобновление серийного производства Ил-96-400М не планируется[27].

     

     
    avatar
    bobr, так вроде Ильюшин и до этого выпускали

    Это единственный наш топовый самолёт

    Усиляй сильное… это как раз про ИЛ

    P.s. для того что строить высокоскоростные поезда… для начала нужна сделать в наших поездах третью полку… как в Китае… и в ус не дуть

    А потом уже скоростные

    Я когда ехал из Пекина в Гуанчжоу в году 2009-2010 очень удивился что в наших поездах нету третьей полки как в Китае (на тот момент у них такие же были поездка как и у нас )
    avatar
    Через несколько лет Советский Союз распался. Голодные люди были вынуждены променять свой суверенитет на гамбургеры и жвачку.
    вранье
    ничего на что мы не меняли
    просто тупо нас пытались уничтожить экономически, потому что в ВОВ не  получилось
    сейчас то же самое
    похоже эта ненависть к нам у них в чем то хроническая 
    плевать
    а выжили мы за счет картошки с огородов своих
    кстати идея маркса уничтожить свою частную собственность и элиту РИ -это то же из из той обоймы убивающих наше общество мер
    но это уже история к счастью 
    вранье

    Валерий Осипенко, что Вы считаете враньём: что СССР распался?
    Воронов Дмитрий, я так понял, что ви не поняли
    я не виноват и все сказал
    Воронов Дмитрий, всё империи рано или поздно распадаются.
    avatar
    Cash, мой рассказ не про империи, а про эффективность инвестиций.
    Воронов Дмитрий, этот самолёт — результат модернизации ещё советского ИЛ-96. Без технологий советского времени просто не куда было бы вливать деньги.
    И на самом деле всё не так уж радужно как кажется вначале dzen.ru/a/ZU2EKA-oZXemjcEt

    Да, кстати, а куда мы летать на нём будем? В Китай? Очень много желающих и билеты обещают дешёвые?
    avatar
    Cash, в смысле куда? весь мир открыт, кроме небольшой кучки стран, из которых только две имеют смысл в разрезе дальней авиации.

    Про советское наследние просто грустно читать. А тесла тоже ничего не сделала, ее авто просто использует наследие изобретателей колеса и свинцовой банки
    avatar
    Макс Обухов, весь мир — это хорошо. Но самолёт ведь пустым нерентабельно гонять. Назовите несколько направлений, где он имел бы нормальную коммерческую загрузку. Заказчики на этот самолёт есть?

    И рачнивать ИЛ 96М с теслой — это прикол? Что в нем революционного нового? Вот Ту-104 бы в своё время «теслой» или «Ту-144»…
    avatar
    При всем уважении к автору о причинах краха советской экономики можно поспорить.

    Скажу субьективное мнение: экономику сгубило отсутствие платежеспособного спорса на гражданскую продукцию внутри страны.

    То, что сделало США экономикой номер один в мире-искуственное формирование (причем не думпю что это изначально так задумывалось, просто обстоятельства так сложились)внутреннего платежеспособного спроса, в СССР напрочь отсутствовало. В итоге и получилось что получилось.
    Опять же пример: в Сингапуре жутко дорогие машины. Но там у людей есть деньги чтобы эти машины покупать. И наличие платежеспособного спроса двигает транспортную отрасль.
    Т.е. вопрос не в цене, а в способности эту цену платить. У советских людей денег на это не было.

    При правильной настройке экономики (та же льготная лизинговая программа для МС -21) стоимость будет приходить в равновесие с возмодностями покупателей. В итое идет закономерный процесс увеличения обьемов, снижения себестоимости и так по восходящей спирали
    Сергей Нагель, согласен с Вами. В то же время, если Боинг продаёт самолёты по всему миру, то ёмкость российского рынка явно будет в десятки раз меньше даже при самых правильных настройках экономики. 
    Воронов Дмитрий, я не случайно беру за точку отсчета именно вторую мировую. То что мы видим сегодня как конкурентное преимущество американской экономики это итого заложенного тогда фундамента. Кстати, доля экспорта в ВВП США что-то около 10% и никогда не была особо большой. Основа американской экономики-внутренний платежеспособный спрос.
    Собственно так наше оружие конкурирует с западным на мировых рынках-делаем сначала для себя, предлагаем зарубежным покупателям интересные финансовые программы-получаем заказы и новые компетенции одновременно с удешевлением производства.
    Сергей Нагель, на одном оружии далеко не уедешь. Надо ещё и самолёты научиться продавать. А Ил-96-400М у нас никто не купит из-за его неэкономичности. 
    Воронов Дмитрий, это пример. Наши движки серии ПД сделаны на новом технологическом уровне, в отличии от постоянно совершенствуемых, но тем не менее старых наработках конкурентов. И по экономичности превосходят их. Но главное даже не в этом. Главное это то что мы можем предлагать гибкое финансирование и изначально благодаря несению государством затрат на НИОКР эти расходы можно не включать в себестоимость.
    У меня было сравнение цен МС с Боингом и Эрбасом. Примерно 50 млн против 70-80 долларов. При той же экономичности и ряду эргономических преимуществ.
    Сергей Нагель, у Ил-96-400М четыре двигателя, а у конкурентов – два. Поэтому Ил потребляет значительно больше топлива и его не купит ни одна коммерческая авиакомпания. 
    Воронов Дмитрий, в 2014ом году ИЛ 96-300 стоил 93млн. Долларов. Его конкурент -Боинг 767 -от 167 млн. Пичем Боинг 777 уже от 267 миллионов
    Разница в цене сьедалась потреблением топлива за 13, 5 лет. Но надо понимать, что обслуживание 96ого и 767го-это тоже величины разных порядков.
    Собственно даже 13 ,5 лет уже подразумевали выход за пределы ресурса до капремонта.
    Воронов Дмитрий, оказывается с этим самолетом все намного более интересно… он задумывался как лаборатория под двухдвигательную компановку разрабатываемых двигателей ПД-35… но судя по поведению Мантурова российский авиапром ждет разработка нового самолета под эти двигатели, а 96ой промежуточный этап восстановления компетенций широкофюзеляжного авиастроения…
    Сергей Нагель, очень надеюсь, что так и будет. 
    Сергей Нагель,
    «Главное это то что мы можем предлагать гибкое финансирование и изначально благодаря несению государством затрат на НИОКР эти расходы можно не включать в себестоимость»

    Т.е., всем колхозом, который не то что загранпаспорта не имеет (70%+), а дальше района вообще в жизни носа не казало, спонсировать инстасамок по дубаям ...
    льготных наипотек и прочих ***, типа, мало


    avatar
    Андрей Дибров, все меняется. Я застал время когда 99,9% населения страны долларов никогда не видели…
    Сергей Нагель,
    Вы таки на что намекаете…
    avatar
    Андрей Дибров, что есть два разнонаправленных вектора-либо увеличение в стране тех, у кого есть загранпаспорта либо… уменьшение тех кто хоть раз в жизни видел доллары… первый вариант предпочтительнее 😁
    Сергей Нагель,
    )

    avatar
    Воронов Дмитрий, нам сначала надо свой рынок насытить-ведь почти 400 самолетов разных марок нужны…
    avatar
    Force6322, согласен. 
    Воронов Дмитрий, боинг продаёт не самолёты, а запчасти и сервис к ним.
    Выручка от обслуги больше, чем у нас от нефти
    avatar
    Gold Schmuck GMBH, так и нам надо также. 
    Воронов Дмитрий, так у нас все самолеты будут заменены на свои-вот и емкость рынка
    avatar
    Force6322, самолетов Ил-96-400М собираются производить 2-4 штуки в год. Это не может быть эффективным. 
    Воронов Дмитрий, вы узко смотрите на госзаказ, это только маленькая часть заказа, весь ОАК будет работать на него…
    avatar
    Сергей Нагель, Отсутствие платежеспособного спроса? В СССР платежеспособный спрос был почти на все. На автомобили, электронику, нормальную мебель, нормальную одежду. Предложения адекватного не было. Был дефицит. О чем вы?
    avatar
    Andrew_Kl, вы недооценили главное слово -"«платежеспособного»
    Сергей Нагель, Вы хотите сказать, что спрос не был платежеспособным? Но тогда эти товары не были бы в дефиците и не было бы спекуляций ими. Люди стояли в очередях именно потому, что спрос был платежеспособным. А вот нормальных товаров не хватало.
    avatar
    Andrew_Kl, именно так. Просто советская система кардинально отличалась от дня сегодняшнего. Зарплаты соотносились с госценами. Если бы был платежеспособный массовый спрос, то с появлением кооперативов не приходилось бы людям в своем подавлящем большинстве проходить мимо просто облизываясь…
    Сергей Нагель, Еще раз. Пример — видеомагнитофоны. Стоимость — далеко не одна зп. Платежеспособный спрос превышал предложение. Дефицит и очереди.
    А насчет кооперативов… Когда они появились, объем их производства был мизерным. А само производство полукустарным. Поэтому для большинства их рыночные цены были недоступны.
    avatar
    Andrew_Kl, вот вы и пришли к тому же простому выводу об отсутствии платежеспособного спроса на продукцию стоимость которой была рыночной, а не установленой госпланом. Если бы был платежеспособный спрос, то продукцию чья цена формировалась рыночным (продукция кооперативов) а не административным способом (те же видеомагнитофоны отечественые) то большинство людей потребояли бы эту продукцию, а не слюньки на модные «варенки» пускали бы.
    Сергей Нагель, стоимость была не рыночной, а именно что устанавливалась государством. Вы так пишете, как будто в каждом городе СССР были торговые центры, заваленные магнитофонами разных марок, видеомагнитофонами, стиральными машинами и холодильниками, цветными телевизорами, стояли автоцентры с автомобилями разных брендов, а граждане ходили среди всего этого многообразия и не могли ничего купить
    avatar
    Wasd, в этом и суть явления-что то что устанавливалось рынком-т.е. формировалось на вторичном рынке было подавляющему большинству недоступно. Т.е. было два контура экономики-где зарплаты устанавливались государством исходя из государственных цен. и второй контур- рыночная цена для людей получавших теневые доходы. а так как теневой сектор вовлекал микроскопическое меньшинство советских граждан(несуны тырящие болты и гайки с предприятий где работали погоды не играли, хотя явление было массовым) то и платежеспособный спрос отсутствовал на товары по рыночным ценам.
    Сергей Нагель, то про что вы пишете, где рыночные цены были, это или «из под полы, по знакомству» или комиссионки (аналог нынешней Авито), в государственной торговой сети цены были как на шильдиках бытовой техники, ибо устанавливались централизованно и никаким рынком там и не пахло
    avatar
    Сергей Нагель, Я ужу писал о том, что производство кооперативов было полукустарным и очень небольшим. Да и работали они не во всех товарных группах.  Поэтому рыночные цены на их продукцию были высоки. Это не говорит об отсутствии платежеспособного спроса. Да и сами кооперативы — это уже конец существования СССР.
    Гос. цены же на промтовары были не такими уж и низкими. Те же мебель и электроника и бытовая техника. И спрос все равно был. Но государство его удовлетворить не могло. Видеомагнитофон стоил пять-шесть месячных зарплат. И свободно его было не купить. Про авто я и не говорю.
    avatar
    Сергей Нагель, не имею четких чисел, поэтому могу и ошибаться, но все же склонен считать, что во времена становления США как мирового гегемона, тот параметр о котором вы говорите — внутренний платежеспособный спрос в Британской Империи был значительно выше, чем в США, тем не менее лидерство от Британии сместилось к США.
    avatar
    Evvibris, Это вторая мировая. Британский капитал убежал в США внеся свою лепту в платежеспособный спрос там. К моменту второй мировой британский потребитель был скошен Великой Депрессией как и американский. Но в отличаи от американцев не смог так извернуться а лишившись привычного источника благосостояния-своих колоний утратил свои позиции.
    Сергей Нагель, нет, достаточно распространена точка зрения, что Британия потеряла свои лидерские позиции еще после первой мировой (именно тогда они начали делать долги, в том числе перед США), с первой мировой по вторую мировую лидерство Британии уже можно было считать «виртуальным», когда Британия уже не могла быть лидером, а США еще не могли (примерно так и сейчас США стали только «виртуальным» лидером еще со времен 2003-2008 где-то в промежутке между вторжением в Ирак и Великой Рецессией, и только сейчас вырвалось наружу, что США уже не мировой лидер). 
    Но речь не об этом, речь о том, что постепенно Британия начала утрачивать лидерство еще до Первой Мировой, США очень быстро догоняли Британию, Первая Мировая лишь окончательно надломило Британию, но лидерство она начала терять гораздо раньше, несмотря на значительно более высокий (и значительно более долго [века] у нее имевшийся) статус страны с наибольшем платежеспособным спросом. 
    avatar
    Evvibris, не спорю, я в Британский экономический процесс не сильно вдавался, мне больше интересно было изучить как штаты стали экономикой номер один. Это очень иртересно. И очень похоже на условия которые сейчас сложились для России (что и отразилось в росте ВВП к удивлению функционеров от госуправления экономикой)
    Сергей Нагель, слушайте, Америка в 30е годы была в шоколаде без всякого британского капитала. Почитайте хотя бы Ильфа и Петрова — им в 35 году Сталин дал задание подружиться с пиндосами и описать все как есть. До того уровня благосостояния в домашнем хозяйстве СССР не дошел даже в 70-80е годы.
    avatar
    Сергей Нагель, ерунда про спрос, он всегда был, нечего покупать было, столько товаров не производилось, чтобы спрос удовлетворить
    avatar
    Цель недружественных санкций состоит в том, чтобы вынудить нас поддерживать крайне дорогостоящий технологический суверенитет и за счёт этого обескровить российскую экономику.
    Это сработало бы лет 20-30 назад и более, а сейчас, когда есть Китай входящий в клинч с США это уже не имеет значения. Скорее наоборот, если бы это было их реальной целью, то это было бы как целенаправленное усиление Китая. 

    В Китае и без того потенциальный рынок в 2-3 раза больше, чем в США, а своими действиями США на ровном месте потеряли 2% мирового рынка (это если только судить по нашему номинальному ВВП). 
    avatar
    Это сработало бы лет 20-30 назад и более, а сейчас, когда есть Китай входящий в клинч с США это уже не имеет значения.

    Evvibris, я также на это надеюсь. 
    Воронов Дмитрий, на экспорт надейся, но и сам не плошай)))
    Evvibris, Китай ни в какой клинч с США не входит.
    США решили притормозить Китай.
    Вариантов ответа у Китая нет.
    И Китай будет делать то, что лучше всего умеет — приспосабливаться и ждать.
    Дюша Метелкин, если бы у Китая не было бы вариантов ответа, то их бы уже давно утюжили как Ирак, если бы  у них был вариант ответа только как у СССР, то США обошлись бы с Китаем как с СССР, только и на это у Китая есть возможность ответить. 

    Вот США и приходится скакать вокруг Китая ища уязвимости, а Китай спокойно за этим наблюдает, давая США измотать самих себя — отличная дуэльная тактика. Впрочем дело конечно не в дуэли, дело в естественном ходе вещей — Китай на подъеме, США в упадке, и повторится история с Британией и США, Британия тоже искала способы вернуть могущество, но только глубже погружалась в пучину.
    avatar
    Evvibris, какой смысл утюжить свою же фабрику?
    Просто раз она стала слишком много о себе думать, ее немного подожмут в чувствительных точках — выведут часть производства, ограничат в перспективных технологиях, которые нельзя украсть и воспроизвести, и так далее.
    Китай сейчас на самом деле стоит на краю пропасти из-за проблем с застройщиками.
    Я работаю с китайской компанией, чти клиенты — инфраструктурные компании.
    Максимально просто попробую объяснить ситуацию.
    Откуда у них деньги? Провинции заказывают им работу.
    Откуда у провинций деньги?
    Они получают их за землю у застройщиков.
    Откуда у тех деньги?
    Люди покупают и берут в ипотеку жилье.
    У людей в результате пандемии стало меньше денег. Стоимость жилья упала, что заставляет банки переоценить риски и давать ипотеку на худших условиях, чем раньше, а выданные ранее ссуды находятся под угрозой маржин колла для ипотечников из-за снижения стоимости залога.
    Стоит рухнуть одному крупному застройщику (государство пока не гарантировало ничего).
    Дюша Метелкин, вот-вот и Британия когда-то рассматривала будущие США как свою факторию (колонию/фабрику), и так же были уверены, что когда надо быстро к ногтю прижмут. 
    Никаких перспективных технологий у США не осталось, какие бы Китай не смог бы просто стырить. Да что там, даже 3нм техпроцесс сначала открыли в Южной Корее, потом в Тайване и Китае, а США кажется до него и не дошли, перспективные технологии теперь пора искать в Азии, а никак не в США. 

    Да кто спорит, у Китая впереди вполне вероятно кризис не меньше, чем Великая Депрессия в США была, только вот после Великой Депрессии США вышли уже сверх-державой, именно в такой ситуации сейчас и Китай находится. 
    avatar
    Evvibris, сейчас доступны методы моделирования, которых не было в 18 веке.
    США не повторят ошибок Британии.
    Возможно, сделают другие, но это не точно.
    Сейчас чипы для ИИ в Китай запретили поставлять и Китай судорожно пытается подмести все что пока доступно на рынке — это явно не похоже на технологический суверенитет.
    Процесс разработать наверное, можно любой, вот только ноу-хау для производства оборудования находится не в Китае...
    Самый главный вопрос — а стремится ли Китай к гегемонии? Не вижу подтверждений, у них есть возможность валютной экспансии, они же наоборот, имеют CNY/CNH.
    Из депрессии США вышли благодаря стечению обстоятельств, которые ими же, возможно, и были спроектированы.
    Вы считаете архитектором современных мировых событий Китай? Не думаю
    Дюша Метелкин, современные ИИ это всего-лишь программы с нечеткой логикой, со временем (и думаю не долгим) китайцы воспроизведут эту технологию. 
    Тут проблема даже не в технологиях, а скорее в ранее упущенном моменте сбора и систематизации информации, на которых ИИ обучаются, у американцев с этим тоже была бы проблема, если бы ЕС у них в рабах не ходили. 

    Ноу хау? Да нету ничего, что китайцы со временем не повторили бы, можно опять взять пример США, они выросли на британских, французских и германских ноу-хау. Кстати и тут основная проблема у китайцев не с американцами, а с голландцами, и только из-за того, что Европа в рабстве США это позволяет американцам выглядеть более-менее эффектно, США без проблем выбили из Нидерландов запрет на экспорт наиболее новых литографических машин, но Китай активно сейчас исследует эту область. 

    Что касается валюты, то как раз в ней Китай и стремится к экспансии, а вот в политике не очень, и на звание гегемона они действительно не претендуют, вероятно поэтому из них и получится наилучший гегемон. 

    Я уверен, что первостепенную роль играют не события, кем бы они ни планировались, а тренды, сейчас основной тренд на рост Китая и падение США, как ранее был тренд на ослабление Британии и рост США. 
    avatar
    Дюша Метелкин, лол, так cny/cnh — это гигантская дойная корова. Весь мир покупает все в Китае и при этом конвертируют деньги и платят процент :). И это гораздо круче, чем набирать в долг и потом девальвировать.

    Я не знаю о каких ноу-хау речь, но разве Китай не строит свою космическую станцию :)? Ещё у кого-то своя есть? Хоть у кого-то? Своя.

    Вон про литографы пошли рассказы, что китайцы что-то там приспособили размером с дом, и оно вполне работает. Да, «нормальные» литографы компактнее и дешевле, но учитывая цену продукта можно и потерпеть.

    Рядовой китаец работает. 40-60 часов в неделю. Рядовой американец сидит на пособии.
    И китайцев во сколько раз больше? В пять ?
    Проиграть из этого положения можно только при колоссальной неудаче.
    Уж не говоря о большей монолитности китайского общества. Они между прочем светочь цивилизации окружённые варварами. Единственный луч света в царстве мрака…
    avatar
    Evvibris, у Китая нынче большие проблемы в экономике, не зря же товарищ Си пытается зажать в своей руке миллиард яиц.
    avatar
    Как раз у СССР проблем с рынками не было — весь Восточный блок + Движение неприсоединения. А вот плановая централизованная экономика — да, была неэффективна. Это сейчас если снабженцу нужно купить, например,  прокат — у него десяток предложений с разных заводов — оплатил и доставили. А тогда — едешь в министерство, выбиваешь фонды, тебе дают прокат с какого-то завода в тмутаракани, да еще запланированного на поставку в конце года (если план выполнят).
    Но сейчас проблема с ёмкостью рынка будет, да. Но и использование Боинг и Аэрбус в виде санкций тоже окружающий мир чему-то учит… Посмотрим…
    Пачкуале Пестрини, дело в том, что рынки СССР не расширялись, а США смогли существенно нарастить ёмкость своих рынков за счёт Китая. Имеет значение именно динамика. 
    Воронов Дмитрий, почему вы не рассматриваете тот вариант что при производстве в России этот самолёт будет дешевле Боинга в два раза? Вася то на авиазаводе получает рублями за которые только по морде теперь дают :))
    Ну и дружественные страны могут свои рынки открыть если часть производства им отдать, да и самим летать тоже как то надо, страна не маленькая.
    avatar
    Bablos, единичное производство не может быть эффективным. 
    Воронов Дмитрий, байки. Вся неэффективность в НИОКР. А его в цену договорились не включать, его государство оплатит.
    И его уже оплатили.

    А сделать 5 или 50 деталей — разницы почти нет. Есть разница между 5 и 50000. Там да.

    Самолёты в любом случае штучное производство.
    avatar
    Воронов Дмитрий, да почему единичное то? По вашему надо сразу 100500 собрать? Начали с одного, отработали всё, наладили сборку, друзья открыли свои рынки взамен части производства на своей территории, далее производствовыходит на сколько надо.
    avatar
    Воронов Дмитрий, да ладно. Вы экономику хорошо учили на 1 курсе? Есть разные виды рынков и разные виды товаров. Вот вы дом строите по дизайнерскому проекту — это единичное производство. Можно ли построить дом эффективно? Можно. Потому что дом нужен именно здесь и именно вам. Так и самолеты эти — нужны именно здесь и именно нам. Тут даже не в цене дело, тупо все мерить деньгами. Тут дело в том, что нам в ближайшие 20 лет не будут продавать самолеты, а в большой стране надо на чем-то летать. И с этой точки зрения производство самолетов — эффективно, хоть и штучное. Потому что оценка эффективности — это не цена (и она в России кстати будет не оч высокой), а сама возможность делать средства для воздушного авиасообщения.
    avatar
    Пачкуале Пестрини, как же скандинавы живут? У них и тендеров-то нет — доказывают друг другу себестоимость. В Финляндии всего 4 компании строят автомагистрали, а проектируют и того две. 
    СССР, это плановая распределительная система, такая система вынуждена эксплуатировать и гонобить свое население, поэтому прошлое СССР сложно интерпретировать в настоящие, масштаб беспорно имеет значение,  но не надо все под одну гребенку, тот же пример корейский автомобиль,  они 10тилетия делали на внутренний рынок и им это не помешало сделать конкретные авто и выйти на мировые рынки.
    avatar
    (Сalming), так вот я и предлагаю заниматься малой авиацией и развивать автомобилестроение, а не летать на луну (куда корейцам даже в голову не пришло деньги тратить).  
    Воронов Дмитрий, предложение хорошее,  но наследие СССР ещё живо и очковтирателство и распределения никуда не делись, и боюсь что бы это исчезло придётся разрушить до основания, какие ещё могут быть варианты я не знаю.
    avatar
    Воронов Дмитрий, вы явно далеки от авиапромышленности и вообще авиации. В стране жуткая нехватка квалифицированных кадров на предприятиях ОАКа и Ростеха и она только усугубляется последние годы. Что касается малой авиации, то она де-факто еле дышит из-за кучи законодательных ограничений, которые лоббируют силовики и госструктуры. Вы в курсе, что в тех же США в частной авиации прядка 200 000 самолетов и не меньше людей имеют свидетельства частных пилотов? В России в 100 раз меньше и тех и других
    avatar
    Wasd, поэтому я и предлагаю решать проблемы малой авиации. 
    Воронов Дмитрий, я со студенчества в 90х годах слышу про решение проблем малой авиации, по факту воз и ныне там. За это время докатились до выпуска 2х гражданских магистральных бортов в год, в стране за пару десятилетий так и не ввели в крупную серию региональные самолёты с вместимостью до 50 человек (типа Ан-148, Ил-112, Ил-114) да и до 20 человек вместимостью (аналоги L-410, Ан-2), хотя не было санкций и никто не мешал это делать. И вы серьезно думаете, что люди все эти десятилетия управляющие авиапромышленностью совершат стахановский подвиг и выдадут на гора результат? А время идёт и старые квалифицированные кадры уходят, а молодежь надолго не задерживается из-за проблем с образованием и оплатой труда
    avatar
    Wasd, к сожалению Вы правы. 
    В СССР народилась новая «элита», готовая сдать страну. И в итоге сдала, несмотря на итоги референдума. Экономика тут ни при чем. 
    ₽100, не соглашусь. На мой взгляд именно экономика и является ключевым фактором (бытие определяет сознание). 
    Воронов Дмитрий, Андропов показал, как можно было модернизировать экономику СССР. Жаль, мало прожил. 
    ₽100, действительно жаль. 
    ₽100, как по кинотеатрам и баням днём бегать?)
    avatar
    Marsovich, с инфляцией при неблагоприятных обстоятельствах да, может быть так что вчера по 3 а сегодня по 5, с голодом не согласен,  чего чего а бизнес сможет производить достаточно,  ну если конечно не начнут загонять в колхоз, но это мало реалистичный сценарий 
    avatar
    А в середине 1980-х неблагоприятная конъюнктура мировых цен на нефть окончательно подкосила финансовую устойчивость СССР (о чём мы уже упоминали выше).
    Всё верно, только нужно конкретно писать, что в начале восьмидесятых, когда СССР нёс существенные расходы из-за войны в Афганистане, США уговорили арабские страны увеличить производство нефти в десятки раз и тем самым снизить в таких же размерах мировые цены на нефть. И не нужно деликатничать. США это сделали намеренно и это было запланированным ударом, так же как и предатели в КГБ, и правительстве СССР. Именно по этим причинам в позднем СССР были издевательские зарплаты и перевес военпрома над лёгкой промышленностью.



    avatar
    США это сделали намеренно и это было запланированным ударом

    Артур, согласен, происки врагов никто не отменял. Только вот противостоять этим проискам у нас не хватило экономических ресурсов. 
    Какое счастье читать АДЕКВАТНОГО УМНОГО человека! Без тени иронии! Вот именно эти мысли были у меня когда я читал восторженные статьи турбопатриотов про ил-96-400
    Со своей колокольни добавлю — когда ЕС стал общим экономическим организмом он реально оживил ВСЕ экономики стран ЕС. Фантастически неэффективная так называемая Брюссельская машина управления не смогла переломить тенденцию — общий эффект всё равно положительный. Можно сколько угодно потешаться над желанием принять в ЕС ту или иную вызывающе бедную страну — общий эффект от укрупнения всё равно будет положительным. Великобритания, фактически, променяла членство в ЕС на вассальное членство в альянсе США-Канада и более того, отчаянно пытается любым способом хоть как-то но удержаться в союзе с ЕС. Глобализация обогащает, нравится это антиглобалистам или нет.
    avatar
    Давно ли вы летали на супержете100? Я покупал на него билет недавно, в итоге Аэрофлот заменил его на аирбас
    Халявщик, два полёта в ноябре: Казань → Питер → Казань.
    avatar
    Aneto, ничего не отвалилось по пути?
    Халявщик, один из самых комфортных полётов в ноябре. Был вчера и в пятницу Боинг 787-800 (Челябинск → Москва → Челябинск). Во вторник был Айрбас (320neo) и Боинг (787-800) (Челябинск → Питер → Челябинск). SSJ за счет его угла атаки намного комфортней чем Боинги и Айрбасы. Но SSJ — это региональный самолёт, а Боинги и Айрбасы — среднемагистральные.
    avatar
    Aneto, не совсем понял как из за угла атаки он может быть комфортнее?
    Халявщик, чувствуется легче подъем. Хз как объяснить, я не летчик, говорю как пассажир.
    avatar
    Осталось только сравнить с количеством пассажирских самолётов, которые производились в СССР…

    Может быть автор приведет статистику за последние хотя бы лет 5 по промышленному выпуску самолетов?

    Рассказывают про великие достижения и про SSJ-100New, и про МС-21, и про Ил-96-400М, и про двигатели, ПС-91А, ПД-14, ПД-18.

    Внимание простой вопрос — сколько выпущено самолетов в штуках за последние 5 лет?

    avatar
    peperoni, простой ответ:
    2017: 94 военных, 41 гражданских, 214 вертолетов
    2018: 95 военных, 38 гражданских, 169 вертолетов
    2019: произведено около 100 новых самолета и  220 вертолетов
    2020: 41 гражданских и транспортных, 23 военных. 141 вертолёт.. 



    avatar
    peperoni, Ил-96-400М строят для президента, чтоб ему было на чём летать. Ни одна авиакомпания не будет в здравом уме летать на самолёте с 4 двигателями, это слишком дорого.
    avatar
    Мечты мечты, где ваша сладость?)) 

    Вот представьте у вас есть знакомый рукожоп отделочник. Он 23 года делает все через жопу, поэтому на более ответственные работы его никто не ставит, все равно через жопу всё выйдет. И вот выгнали его с бригады. В согласны будете нанять его, ведь теперь ему все придется делать самому, а значит все будет круто и он как cказке, превратится из лягушки в принца?)))  Или все же, вы подумаете. «Так, он 23 года только рукожопил, с ним все понятно, он и до конца жизни будет это делать».
    Так с чего вы решили, что наши рукожопы в красном здании, вдруг начнут что-то делать, если ничего, кроме как набивать карманы свои, они не умеют и доказали это за 23 года? А кто-то доказывает это еще больший срок. 

    Вы бы дали деньги человеку, который ничего не заработал для вас за 23 года и упустил все возможности для этого?
    Я не понимаю на что вы надеетесь… Да тут 100% можно сказать, что если санкции не снимут, то лет через 10-20, в  РФ будет куча китайских самолетов, а не русских, а вот особняки чиновников и их родственников на рублевке и дальше будут плодиться. Ну и виллы в гейропе)) 
    avatar
    Иван-дурак, не очень понимаю ваших претензий. За последние лет 70 только одно государство смогло стать больше… Никто другой провернуть подобного не смог.
    Все остальное — временные трудности.

    Я совершенно точно уверен, что план есть и все идёт по нему. И совершенно точно уверен, что мне он не понравится. И да, ещё я уверен, что все другие планы ещё хуже…
    avatar
    Мыслить надо стратегицки, игра идет вдолгую — вопрос не всегда в сиюминутных плюсах и минусах. Какие эффекты дает мултипликативные и прочая и так далее...

    На рынке также в общем — дело не в одной сделке, а что трейдер имеет, чтобы завтра тоже быть в седле каг бэ… Имхо ессна ))
    avatar
    На основе базового варианта Ту-204 создано около 20 модификаций, отличающихся назначением, лётно-техническими характеристиками, типом двигателей и составом бортового оборудования. В семейство самолётов Ту-204/214 входят пассажирские, VIP-, грузовые и специальные модификации

    вместо реальных сертифицирован самолетов автор пишет заказуху про какие-то фейки импортозамещения 20шт ту = 1 ил по цене
    avatar

    Через несколько лет Советский Союз распался. Голодные люди были вынуждены променять свой суверенитет на гамбургеры и жвачку.

    Не сомневаюсь, что сегодня у нас хватит мудрости не повторить ошибки прошлого.

    Ну, пока что нашей мудрости хватило на то, чтобы ввязаться в войну с нечётко сформулированными целями, которая сжигает кучу драгоценных ресурсов — как денежных, так и человеческих. В чём мудрость-то??

    Размежеваться с Европой/США и присосаться к Китаю мы, пожалуй, могли бы и без войны? А разумнее было вообще действовать, как Казахстан, который и нашим, и вашим, и в шоколаде теперь. Нет, нам почему-то имперские амбиции подавай, хотя на практике мы теперь критически сильно зависим от Китая — гораздо больше, чем раньше от Европы и США, с которыми у нас была взаимная зависимость.

    Вот я и думаю: это такой в понимании руководства страны суверенитет? Когда китайские автомобили заместили европейские и корейские? Или когда за границу надо с наличной валютой ехать? Или когда в самолёт Аэрофлота садишься и думаешь: а прошёл ли он все предусмотренные производителем проверки и замены оборудования, или там целый лист неустранимых недочётов до первого авиаинцидента?..

    Так-то я очень приветствую российские изобретения, разработки и их внедрение. Но очень жаль, когда ресурсы тратятся на изобретение давно изобретённого за космический ценник в угоду ложно понимаемому «суверенитету». 
    Ирина Чернецова, благодарю за развёрнутый комментарий. 
    Илон Макс создает нейрочип 😃 Neuralink, сможет лечить заболевания головного и спинного мозга.
    А мы за год 2 самолета строим )))))
    avatar

    Marsovich, вы думаете самолёт просто построить?

    Как выше в статье было замечено, всего 4 страны умеют производить авиационный двигатели: РФ, США, Британия и Франция. Так что это тоже по своему уникальные технологии. 

    Мама, я трейдер!, 
    «Как выше в статье было замечено, всего 4 страны умеют производить авиационный двигатели: РФ, США, Британия и Франция.»

    Это всего лишь значит, что статья фуфловая. Авиационные двигатели различного назначения производит гораздо больше стран.
    avatar
    Как выше в статье было замечено, всего 4 страны умеют производить авиационный двигатели: РФ, США, Британия и Франция

    Igor B, у меня такого текста в статье нет и не было. Читайте первоисточник.
    Воронов Дмитрий, я отвечал на комментарий пользователя Мама- я трейдер.
    Не знаю, какую статью он имел ввиду. У вас в статье такого действительно нет.
    avatar
    Мама, я трейдер!, двигатели производят: Россия, США, Канада, Франция, Великобритания, Италия (SSJ на них летает), Германия, Аргентина, Австрия, Япония, Украина, Бельгия. Это 11 стран. Я бы с такой же осторожностью относился к остальным вещам в статье этого автора.
    avatar

    Aneto,

    Канада производит в компании Прат энд Витни (Америка) сами они ничего не умеют делать; 

    В Аргентине разработки остановились на поршневых двигателях. Современные двигатели они не делают. 

    Бельгия — Сафран груп (т.е. Франция) 

    В Германии современных СВОИХ разработок двигателей нет, Австрия — тоже. 

    И по итогу список действительно сократиться на 4-5 стран, которые на текущий момент могут сами разрабатывать и производить современные двигатели для гражданской и боевой авиации.

    Мама, я трейдер!, нет, они продают СВОИ разработки другим компаниям, в том числе и Pratt & Whitney. Двигатель Pratt & Whitney — это международная кооперации, когда лучшие технологии собраны по всему миру и создают конкурентный двигатель.
    avatar

    Aneto, свои наработки и разработка двигателя целиком это разные вещи. Есть 1 человек, который делает ножки для стульев, и продаёт другому. А 3ий делает и ножки и сидушки + собирает стул. Кто из них, делает стул самостоятельно и у кого есть технологическая независимость? Здесь аналогично.

    И да, из вашего же поста получается, что РФ круче Прат энд Витни, т.к. мы используем только лишь свои наработки. 

    Ну и как отмечено ниже, вы ввели в заблуждение, ведь SSJ летает на двигателях SAM146, которые делает НПО Сатурн в Рыбинске. Кстати, был у них на предприятии) 

    Aneto, осетра урезаем, какие еще канады, австрии, украины, бельгии, италии и прочие аргентины??  SSJ летает на российско-французских двигателях, сейчас идет переход на свой двигатель. 
    avatar
    Пропущен важнейший момент решения масштабных технологических задач — концентрация капитала в картели из многих сотен корпораций разных отраслей. Японские картели-кейрецу типа Тосиба и Мицубиси обеспечили Японии технологический реванш над США после WWII — за счёт долгосрочного планирования и межотраслевой кооперации, каких не было в СССР после Сталина.
    Это художественно описано под видом детектива «Восходящее солнце» Майкла Крайтона. Моя выжимка из книги «Как Америка перестала быть великой»
    zen.yandex.ru/media/id/5dc00a6792414d00ac7d7b9c/kak-amerika-perestala-byt-velikoi-617c460f8d2a8a63c7df397b?

    О том же  глава «Протекционизм по-японски, тайваньски и южно-корейски» в книге «Запрещенная экономика. Что сделало Запад богатым, а Россию бедной»
    www.rulit.me/data/programs/resources/pdf/Zykin_Zapreshchennaya-ekonomika-Chto-sdelalo-Zapad-bogatym-a-Rossiyu-bednoy_RuLit_Me_620589.pdf
    moreknig.org/dokumentalnaya-literatura/publicistika/249258-zapreschennaya-ekonomika-chto-sdelalo-zapad-bogatym-a-rossiyu-bednoy.html

    Доминик Арментано в книге «Антитраст против конкуренции» также выступает против охоты якобы на монополии в США, которая привела к поражению США.
    avatar
    извините, но за внешней наукообразностью и отдельными здравыми мыслями, у вас набор фейков, штампов, мифов и оценочных суждений)
    — «ссср проиграл холодную войну». вы это серьезно? нищие куба и кндр свои холодные войны до сих пор не проиграли, а ссср со всеми своими несметными ресурсами проиграл. просто курам на смех. при желании, мог бы и сейчас быть живее всех живых)
    — «голодные люди были вынуждены променять свой суверенитет на гамбургеры и жвачку». жвачка особенно помогла им насытиться, как понимаю) не было никакого голода и близко. на рынках и с заднего крыльца магазинов еды было достаточно. да и в открывшихся коммерческих магазинах, но не по гос ценам. а какой дурак будет продавать по гос, когда можно не продавать?) установи сейчас гос цены раз в пять ниже магазинных, тоже по ним ничего не станет.
    — обвал цен на нефть произошел, только они были все-равно выше, чем за 10 лет до этого, просто в промежутке был их невиданный рост.
    — что за займы у населения вообще не понял. вклады в сберкассах?
    — производство тнп не сокращалось. с чего вы это взяли? может в 30-х, 50-х, 70-х их больше производили?)) производство росло, в общем даже с отставанием от запада, но начали выпускать и стиралки-автоматы, и кассетники, и видаки и т.д. да, как всегда в ссср, всего на всех не хватало, но становилось больше, а не меньше.
    — теперь про нерентабельность производства своей авиации и ее неэкономичность. при морях нефти, при одной из самой низкой себестоимости ее добычи, уступает только персидскому заливу, потребление горючки вообще не имеет никакого значения. да, иностранцы не будут покупать, ну и хер с ними. для собственного использования это все-равно будет выгоднее. а если чуть-чуть, всего раза в два, сократить доходы руководства государственных нефтяных и газовых компаний, весь отечественный самолетный парк сможет заправляться на эти деньги)
    а иначе, как сказал недавно один виртуоз слова (автор нетленки про капитализацию в триллион): «мы рады, что наш газ пойдет туда, где в нем действительно нуждается промышленность и население»
    avatar
    Другой важнейший фактор слабости СССР, — подрывная деятельность Госснаба, раздававшего бесплатные фонды на выполнение заданий Госплана (тоже назначаемых в основном с потолка).
    Два примера 70-80-х на моих глазах. Советские учёные разработали технологию плазменной резки металла (после Запада). Для резки листов на Николаевском судозаводе по разнарядке Ереванский завод поставлял стойки ЧПУ — годны только в утиль. Николаев из «скрытых резервов» разработал свое ЧПУ.
    Ленинградский ЛСКБ ТИУС разработал 6-координатные фрезерные станки с ЧПУ для обработки гребных винтов КУ-350, КУ-351. Изготовитель Коломенский завод поставлял станки-инвалиды с дохлыми приводами, текущей гидравликой и прочим «удовольствиями». Этот завод не имел «скрытых резервов», чтобы делать все комплектующие самому.
    Через два года японская фирма DFC стала поставлять в СССР точные копии станков КУ — без упомянутых недостатков.

    Где-то ещё читал, что комплектующие на АвтоВАЗ поступали такие, что их приходилось ставить на место кувалдой.
    Причина та же — зарегулированность, разнарядка поставщиков, невозможность купить за деньги и выбрать то, что нужно производству.

    Мой коллега до перехода в судпром разрабатывал радиолокаторы. Прежде чем что-то изобрести, он должен был заказать на год вперёд всю элементную базу, которая может пригодится, а может и нет.
    Точно так же каждый год, квартал снабженцы заводов осаждали свои Главки и министерства — дай чего угодно, только побольше. Потом разбирались: что в дело, что на обмен для дела. А что и на свалку или в теневые цеха.
    Бартерный Хаос.
    avatar
    Где-то читал, Европа 10 лет строила Аэробусы в убыток.
    Южная Корея 17 лет держала автопром на гос.дотации. (Кстати, из отсталости Южная Корея выходила четырьмя Пятилетними Планами!).
    И кто сказал, что российские аэробусы не пойдут в Южную Америку?
    Сейчас Бразилия плюёт на санкции. Европа, хоть и боится, но покупает российскую нефть-газ тайно. И этот страх не вечен.
    avatar
    Rostislav Kudryashov, купить самолеты, хоть военные хоть пассажирские, это не нефть с газом тайком покупать.
    Виктор Иванов, 20:48 если пройдёт предложение Малайзии по золотому динару для исламского бизнеса, все санкции от США окажутся «бумажным тигром».
    avatar
    Rostislav Kudryashov, не пройдёт…
    Rostislav Kudryashov, ну вот и радуйтесь, сейчас много что делаем в убыток. Ваш план сработал, дождались.
    avatar
    Rostislav Kudryashov, ну может несколько штук для музея купят и что дальше? Опыт Мексики все видели.
    Кто-нибудь слышал, что для страны в целом (а не для отдельных покупателей внутри) выгоднее заплатить 2 таллера за свой промтовар, нежели 1 таллер — за импорт. Экономический факт, известный со времен царя Гороха. Загляните в главу «Подарок России от Священной Римской империи Германской нации» из той же книги «Запрещенная экономика. Что сделало Запад богатым, а Россию бедной» (ссылка в  Rostislav Kudryashov 2023-11-12 20:59:21)
    avatar
    изначально при разработке Ил-76 был и другой проект — двухпалубной пассажирской модификации грузового. Разница была фактически только в герметичном салоне. (по аналогии Ан-10/12). Багажного отделения не было, багаж был рядом с пассажирами, и трап был не нужен, высадка через задний люк, как на Як-40. Но Совмин проект зарубил из низкопоклонства перед Западом и желая сделать «как у них», скопировав схему низкоплана. А могли клепать 76-П сотнями. И сейчас тоже.


    На Ил-96-400 никто не ставит. ВАСО может делать только 1-2 самолёта в год. Импортные дальнобойный самолёты у наших авиакомпаний свежие, запчасти поставляют. Так что тут не сильно горит. Все силы брошены на МС-21+ПД-14 и отчасти на ССЖ +ПД-8
    Для перспективного  отечественного дальнобоя СТРОЯТ двигатель  ПД-35 и в плане двухдвигательный широкофюзеляжник. Модель уже продута в трубе, изготовлен образец кессон крыла. 
    avatar
    Marsovich, А и Б не в одиночку делают. Там кооперация десятков стран по всему миру. 
    avatar
    Marsovich, вы очень наивные. Раньше не было изгоями? 30, 50, 100 лет назад? 
    avatar
    Забавно когда псевдопатриоты трактуют разрушение СССР точно по американским методичкам, это они считают что мы что-то там проиграли, хотя на самом деле страну разрушила своя же псевдоэлита исходя из своих личных корыстных интересов.
    Темпы роста производительности труда в СССР были выше чем в западных кап. странах, по-моему даже воровка молока по этому поводу высказывала опасения.
    РФ по сравнению с СССР просто экономический карлик и даже отдельные успехи в отдельных даже не отраслях, а в каких-то узких сегментах отраслей этого не меняют.
    avatar
    Eridanoy, СССР был полностью самодостаточен, с учётом зоны торговли СЭВ.  И производительность труда не играла решающей роли в конкуренции с Западом — там интенсивность была больше, зато безработица. У нас бездельников в НИИ было больше, зато патентов и научных открытий было как минимум не меньше. И роботизация и компьютеризация не давали суммарной прибавкии ВВП, т.к. нивелировались затратами на внедрение и обслуживание. Но главный критерий — тогда население РСФСР росло по полмиллиону (и больше) в год (и на растущее население хватало бесплатных квартир), сейчас население РФ вымирает по полмиллиона в год (и бесплатных квартир хватает только на силовиков). Поэтому все высеры про экономическую неэффективность СССР, и что сейчас «машины в каждом дворе ставить некуда» бессмысленны.
    Вследствие огромной капиталоемкости производства во всём мире имеется всего несколько крупных полупроводниковых компаний и располагаются они преимущественно в регионах с дешёвой рабочей силой.

    Что подразумевается под полупроводниковыми компаниями? Разработчики или производители? Да, собственно, это и не важно. Значит к регионам с дешевой рабочей силой относятся: США, Южная Корея, Германия, Япония, Тайвань.


    avatar
    ИМХО, крупные проекты мирового масштаба в 21-м веке возможны только в рыночной и свободной экономике с соответствующим уровнем науки и образования. Потому что двигателем всех этих процессов является желание получить прибыль и мировая конкуренция. Да и в 20-м веке в принципе то же самое было, хотя советский союз и пытался доказывать обратное. Но додоказывался. Кстати, смех смехом, но лично я считаю, что уровень науки и образования в ссср и сейчас было не сравнить (в ссср было несравнимо выше, я еще немного застал, хотя там все было заточено на ВПК и тяжелое машиностроение).
    А сейчас все просто, сделал лучший самолет и весь мир его будет в очередь покупать. Поэтому, думаю с новым самолетом будет как с Бураном, может и сделают (только сейчас к тому же из импортных комплектующих), отнимая деньги от строительства поликлиник или дорог, но единичные экземпляры, которые будут летать считанные разы.
    А потом новая статья в википедии появится…
    Пишу я это, а мне сайт контекстную рекламу китайских автомобилей показывает. В каждом окошке. Интересно, почему так. Так что вы там говорили про российские самолеты?
    avatar
    Егор, 22:19 «крупные проекты мирового масштаба» в XX веке делали гигантские картели типа Тосиба и Мицубиси. Из сотен корпораций разных отраслей. И многие подобные транскорпорации.
    В их функционировании очень мало рыночного, но много связей с правительством (как у Теслы), много долгосрочного планирования и межотраслевой координации.
    В XXI веке роль концентрации капитала для проектов фундаментально новых технологий (не банковских или технологий досуга) — только повышается.
    avatar
    Автор! пишу пост поддержки: не могу просто пройти мимо — сказать что я поражён комменатариям комментаторов это ничего не сказать. Ну что сказать, что имеем то имеем… Я Вас очень прошу, не принимайте это близко к сердцу и продолжайте писать качественные статьи красивым языком на несколько страниц. Слава Вам не обещаю, но если планка не упадёт я лично буду хвалить исправно!

    avatar
    US30Y, 22:25 еще можно пожелать автору статьи поднабраться русской грамотности, чтобы не лепить этакое
    В то же время, как это не покажется парадоксальным
    avatar
    Rostislav Kudryashov, я сам фанат грамотности, но, право, не сочтите за труд и развейте мысль: что не так в этой фразе?
    avatar
    Один самолёт (или даже Буран) мы сделать можем- нет спора. Мы даже на ралли на камазах отлично выступали. А вот массовое производсво+ сервис?
    СССР отлично летал космос. Одни конкурент в мире только был- США. но качество авто плавало. Там где надо массово производить. С сервисом и поддержкой- вспоминаем проблемы суперджета. Одна из причин почему его почти никто кроме РФ не эксплуатарует. Ждите зап частей, а пока самолёт в лизинге на земле простаивает
    avatar
    Не думаю, что все так однозначно как описано автором.

    Проблема экономики СССР не в просто в недостаточной производительности, а в отсутствии конкуренции, в результате чего и упала эффективность производства, так как в этом не было нужды, поэтому все было как в колхозе — приписки и завышение показателей.

    Сегодня у нас все по другому.

    Мы не можем не делать дальнемагистральный самолёт, нам он нужен, чтобы перелеты на дальние расстояния обходились дешевле для населения нашей страны.

    При этом нам не надо конкурировать, по крайней мере на внутреннем рынке, с Боингом и Аэрбасом, а это значит предприятие изготовляющие Ил-96-400 может работать стабильно и с прибылью, а если получится получить иностранный контракт вообще будет здорово.

    Ил-96-400 имеет те же двигатели, что и военный Ил-76 и производится тем же предприятием, производство Ил-96-400 станет прибыльным.

    Мы не будем жить так же богато как в США в ближайшее время это правда, мы можем жить достойно в сильной и независимой России.
    avatar
    Олег Каширин, 23:08 а с кем конкурирует Боинг на своём внутреннем рынке?
    У Локхида, вроде, другая специализация.
    А вот «Антонов», «Илюшин» и «Туполев» -были вполне конкуренты внутри СССР. И «Яковлев» — тоже.
    avatar
    Rostislav Kudryashov, я не знаю с кем в США Боинг конкурирует, но раньше на нашем рынке западные самолёты занимали большую долю рынка.

    Теперь наш рынок остался за нами, но конкуренция сохранилась на внешнем рынке и это хорошо.
    avatar
    Олег Каширин, 96 и 76 производятся на разных предприятиях. И потенциалы у них сейчас разные.
    avatar
    Михаил Шварц, хорошо, предприятия разные, но компания одна — ПАО Ильюшин.
    avatar
    Олег Каширин, «Сегодня у нас все по другому.» 

    Это у тебя что-то поменялось, в у тех кто руководит страной все нормально. Бизнесджеты есть, бабки воруется исправно)
    avatar
    Олег Каширин, если правительство будет компенсировать авиатопливо, то да, ИЛ-96-400 будет летать на коммерческих линиях. Но тогда эти расходы просто упадут на государство, а предприятия будут прибыльными. Смысл в этом? Можно обязать нефтянные компании снижать стоимость топлива. Но тогда эти компании перестанут его производить. А зачем производить товар, который нужно продавать в убыток (мы это уже проходили с дизелем недавно)?

    Нужно не хернёй заниматься во всем мире, а развивать свою страну и своих граждан. У нас прекрасный потенциал в современном мире, одни из лучших программистов и проектировщиков.

    МС-21 получился действительно хорошим. До февральских событий этот самолёт был бы запущен в серийное производство, и через 10 лет заменил бы 30-40% парка боингов и айрбасов в России. А через 20 лет весь парк, просто потому что тупо выгодней летать на нём, чем на Айрбасах и Боингах (эффективней на 10-15%).
    avatar
    Но тогда эти расходы просто упадут на государство, а предприятия будут прибыльными. Смысл в этом? 

    Aneto, похоже, что Вы один из немногих, кто понял действительный смысл моей статьи. 
    Олег Каширин, это миф. Как запад в себя инкорпорировал элементы социализма в виде социалки (особенно скандинавия) и перераспределения, так и СССР отлично конкуренцию имел внутри. Например в конкурсе на разработку нового танка или авиалайнера участвует несколько КБ и по результатам уже решают кто лучше решение предложил. Иногда даже чрезмерную. К примеру до начала копирование западных ЭВМ (pdp-11) у нас был дикий зоопарк с большим количеством интересных решений которые продвигали разные разработчики. Что и погубило  ситуацию. Объединили бы в одном решении- возможно к концу 80тых не пришлось бы ibm pc закупать. А так- черезмерная конкуренция подчас вредит отрасли. 
    Посмотрите на те же ЭВМ. У нас есть интеловская архитектура (амд следует ей же ±). и он одно время была монополистом на ПК и серверах (хотя ранее была конкуренция- в конце 80тых и начале 90тых куча архитектур существовала). Так эффективней. Сейчас она почти монополист- небольшую конкуренцию только вторая архитектура -АРМ составляет.  Даже есл её как игрока полноценного рассматривать -это олигархия а далеко не совершенная конкуреция.
    avatar
    собственность была как-бы ничья и никто не заставлял работать много и эффективно
    по этому капитализм выиграл у социализма
    Сергей Кузнецов, при капитализме работать никого не заставляют, при нем люди сами работают на пределе сил, чтобы не остаться без работы, а значит без жилья, продуктов питания, одежды и всего остального.
    avatar
    Олег Каширин, при капитализме людей грамотно мотивируют.
    Ты всегда можешь играть против правил — не потреблять навязываемую тебе фигню. А вот пить пиво в городском парке вместо работы при Сталине не получится.
    Marsovich,
    Теперь мы знаем, что мы изгои.
    А изгоями мы были и раньше, просто до поры нам улыбались, а при первой возможности четко показали, что мы — не люди, на нас никакие нормы связанные там скажем с частной собственностью итп не действуют.

    Лучше иметь врагов, чем таких «друзей».
    avatar
    Конкуренция и рентабельность это конечно хорошо, но есть ньюанс — никто Боинг и аирбас не продаст уже, а ходить на лошадях во Владик долговато
    avatar
    reglament, вероятно существуют более дешевые способы добраться до Владика. 
    Воронов Дмитрий, дешевые бесспорно, но время — деньги
    avatar
     хотелось бы предложить министерствам и ведомствам при распределении ограниченных бюджетных ресурсов оценивать экономическую эффективность реализуемых проектов и отдавать предпочтение тем проектам, которые приносят больше пользы для народного хозяйства

    Вот с этого места хотелось бы поподробнее.
    avatar
    Cat_in_heaven, так я в продолжение привёл конкретные примеры. 
     Цель недружественных санкций состоит в том, чтобы вынудить нас поддерживать крайне дорогостоящий технологический суверенитет и за счёт этого обескровить российскую экономику.

    Естественно, цель санкций — уронить экономику. 
    Только Вы проигнорировали причину введения санкций (таки да, это причина, а не повод).
    Притушить экономику агрессивного государства мирным путём — способ самозащиты.

    avatar
    Cat_in_heaven, Вы правы. А наша задача в условиях экономической войны – не тратить ограниченные ресурсы на бесполезные проекты типа полётов на луну.
    Воронов Дмитрий, Дмитрия Воронова — в Президенты!
    avatar
    Cat_in_heaven, не надо. 
    Воронов Дмитрий, а так же форумы экономические, распустить сенат и госдурку как бесполезные, убрать эти непонятные новые войска опричину которые не воюют, а получают бабки… И отменить выборы как профанацию в оконцовке))
    avatar
    alexastrader, давайте поосторожнее. Я к незаконным действиям не призывал и не призываю. 
    Все чаще удивляюсь людям.
    Как такое возможно, что столь умный и образованный человек, размышления которого так интересно читать, подвержен «советской прошивке». Простите за такой комментарий.

    по тексту хотел бы поправить Вас, достижения «российских инженеров и конструкторов» скорее вопреки целям правительства и тех людей что около них.

    Что SSJ-100, что МС-21, что Ил изначально проектировались в совместной кооперации с международным промышленным сообществом. Мы когда работали над SSJ удивлялись той безолаберности с которой подходили наши «промышленники». Не было там мыслей о промышленном суверенитете страны. Не было и целей о освоении новых технологий (на то и нужны были международные кооператоры, наукоемкие изделия поставлялись к нам из-за границы), даже спустя десяток лет так и не было освоено производство бортовых систем и двигателей, пока старый петух в жопу не клюнул.

    Наблюдая, за тем как нужные люди занимают технически важные места. становилось ясно что это все происходит только для «освоения бюджета».
    Например: 
    — станочный парк приобретался за границе (наших Станко производителей пусть и дорогих и не уклюжих не поддерживали)
    — технические системы не осваивались в стране, а тупо покупались как есть из-за бугра.
    — уничтожение конкуренции между производителями авиационной техники и объединение их под одну крышу (ОАК)
    — поголовная коррупция, начиная от руководителей на местах до министерств
    — Ключевые должности занимали не специалисты, а удобные менеджеры
    — кумовство на местах.

    И что это я разошёлся, все равно набегут кликуны и предателем будут звать


    Михаил чтобтебя, очень обидно получать упрёки в «советской прошивке». Дочитайте, пожалуйста, статью до конца. 
    Воронов Дмитрий, целью обидеть не было, извините. Просто глаз цепляется к «недружественные», «США и их союзники», «Технологический суверенитет России», «Голодные люди были вынуждены променять свой суверенитет на гамбургеры и жвачку».
    Это конечно только мое мнение, но мне кажется не только экономические проблемы стали причиной для распада СССР, с подобными проблемами к середине 80х столкнулись многие страны, но почему-то только СССР был подвержен последствиям кризиса. По мне, причина — вырождение управленцев до уровня шапкозакидательства и безалаберности, абсолютный отрыв от реальности руководящей верхушки и «разуверование» населения в благости СССР. Если помните, то больше всего население радовалось не жвачкам и полному пузу, а свежему вздоху в конце 80х.
    Если помните, то больше всего население радовалось не жвачкам и полному пузу, а свежему вздоху в конце 80х.

    Михаил чтобтебя, конечно Вы правы: помимо экономических факторов развала СССР были и социальные, и политические. 
    Михаил чтобтебя, нету идеальных систем, есть более открытые системы и более закрытые системы, в более открытых системах больше делается лучше и наоборот в более закрытых, поэтому можно написать кучу строк что и как надо сделать в отдельной отрасли, но без изменения системы ничего хорошего не получится.
    Кумавство, коррупция,  распил денег итд, это следствие системы.
    avatar
    Вано, читайте статью до конца перед тем как начинаете критиковать 
    Спасибо что сообщили, надо запомнить эту марку чтоб не покупать билет или отказаться от полета...
    Ил-96-400М
    SJ-100
    МС-21
    Правда этот ИЛ96-400м еще не показал ничего плохого слава Богу. Но ежели его собирают те же цеха и корпорация что и супер мячик с пробиванием крыльем с керосином, то я пас категорически. Бесплатно не полечу даже на Таити или Гавану.

    Что удивительно самый лучший и легендарный самолет ИЛ86 используеться верхами, а чтоб его людям дать, так нет же, надо г выпускать...
    Ил86 может планировать если откажут все двигатели, это супер самолет, и пусть там нет супер пупер электроники даже, лучше уж на нем.

    Так что поезд, снова поезд)). Боинги Победы которым я доверял как самому новому авиапарку, так же запчастей больше нет. Лучше лететь с рюкзаком, но быть живу.  Проблемы нарастают…
    avatar

    теги блога Воронов Дмитрий

    ....все тэги



    UPDONW
    Новый дизайн