Блог им. Koleso
Аэрофотоснимок показывает погрузку и разгрузку грузов на контейнерном терминале в городе Ляньюньган, провинция Цзянсу, Китай.
Всего восемь месяцев назад ожидалось, что экономика Китая снова оживет.
Zero-covid был заброшен; покупателям и туристам по стране разрешено свободно передвигаться. Однако ожидаемый отскок провалился.
Рост ВВП, который, как ожидали некоторые экономисты, достигнет 10% в годовом исчислении во втором квартале года, вместо этого с трудом достиг чуть более 3%.
Экономика погрузилась в дефляцию.
Странно медленная официальная реакция и кризис недвижимости, который становится все хуже и хуже, вызвали опасения относительно длительного экономического спада.
То, что происходит во второй по величине экономике мира, имеет значение повсюду. Поскольку Китай настолько велик, его меняющаяся экономическая ситуация может повлиять на общие показатели глобального роста. Но замедление темпов роста Китая также напрямую влияет на перспективы других стран.
Его домохозяйства и компании будут покупать меньше товаров и услуг, чем в противном случае, что будет иметь последствия как для производителей этих товаров, так и для других их потребителей. В некоторых местах трудности Китая станут источником боли. В других случаях они принесут облегчение.
Экспортеры сырьевых товаров особенно подвержены замедлению экономического роста в Китае. Страна потребляет почти пятую часть мировой нефти, половину рафинированной меди, никеля и цинка и более трех пятых железной руды.
Проблемы с недвижимостью в Китае будут означать, что ему потребуется меньше таких поставок.
Это станет ударом для таких стран, как Замбия, где экспорт меди и других металлов в Китай составляет 20% ВВП, и Австралия, крупный поставщик угля и железа (см. диаграмму 1).
22 августа австралийская фирма и крупнейшая в мире горнодобывающая компания BHP сообщила о самой низкой годовой прибыли за три года и предупредила, что усилия Китая по стимулированию экономики не приводят к изменениям на местах.
К слабым местам на Западе относится Германия (см. диаграмму 2).
Снижение спроса со стороны Китая является одной из причин стагнации экономики страны в последнее время.
А некоторые западные фирмы подвергаются риску из-за того, что они полагаются на страну в плане доходов. В 2021 году 200 крупнейших транснациональных корпораций Америки, Европы и Японии осуществили 13% своих продаж в Китае, заработав 700 миллиардов долларов.
Tesla еще более уязвима: около пятой части ее продаж приходится на Китай; Qualcomm, производитель чипов, зарабатывает ошеломляющие две трети.
При условии, что замедление не перерастет в полномасштабный кризис, боль останется концентрированной.
Продажи в Китай составляют лишь 4-8% бизнеса всех котирующихся на бирже фирм Америки, Европы и Японии. Экспорт из Америки, Великобритании, Франции и Испании составляет 1-2% их продукции. Даже в Германии, доля экспорта которой составляет 4%, потребуется коллапс Китая, чтобы нанести ощутимый удар по ее экономике.
Более того, трудности Китая происходят в то время, когда остальной мир чувствует себя лучше, чем ожидалось.
В июле МВФ пересмотрел свой прогноз мирового роста по сравнению с апрельскими прогнозами. Наиболее примечательным является плохое состояние здоровья крупнейшего в мире импортера, Америки, которое, как показывают некоторые исследования, растет быстрыми темпами — почти на 6%.
На этом фоне замедление роста Китая должно даже принести некоторое облегчение мировым потребителям, поскольку это будет означать снижение спроса на сырьевые товары, что приведет к снижению цен и затрат на импорт.
Это, в свою очередь, облегчит задачу, стоящую перед Федеральной резервной системой и другими центральными банками. Многие из них уже подняли ставки до самого высокого уровня за последние десятилетия, и им не хотелось бы идти еще дальше.
Но что, если в Китае дела пойдут совсем плохо?
При худшем сценарии ...
P.S. Подпишись на канал ГлавИнформ — ГИБбон — о том как экономика, политика и технологии влияют на нашу жизнь.