Электросетевой сектор исторически славился своими стабильными дивидендным выплатами, которые практически не зависят от кредитных и сырьевых циклов, что делает их более защищенными даже в турбулентные времена. Однако прошедший год показал, что даже в столь консервативном и инертном секторе порой происходят любопытные изменения. Часть из них позитивна для частных инвесторов, часть нет. Вообще стоит отметить, что электросетевые компании существуют в той парадигме, где слово частный инвестор чаще звучит как ругательство, сходное по смыслу словом «паразит», а сами компании, прежде всего, выполняют социально-государственную задачу. Ну а прибыль это так, если повезет. Но опытный российский инвестор — это тертый калач, который способен даже в таких условиях адаптироваться и обживаться.
Цикл про распределение электроэнергии будет состоять предположительно из 3 постов (магистральные сети, региональные и сбыты). И пойдем мы сверху вниз, так как именно в таком порядке в моменте зарождаются и происходят события, влияющие по цепочке на все нижестоящие звенья.
И начнем мы с материнской компании Россети ФСК (в прошлом ФСК ЕЭС), из за которой, собственно говоря, и заварилась вся эта каша. История началась с того, что у ФСК возник дефицит средств для финансирования инвестпрограммы по расширению инфраструктуры БАМ в размере 260 млрд. рублей до 2026 года (новые времена остро диктуют свои условия). Для понимания масштабов цифры, скажем, что вся прибыль ФСК за 2021 год составила 28,3 млрд. рублей, а выручка 247,6 млрд. Кроме этого, на будущее запланировано еще две очереди расширения: в 28 и 31 годах, которые пока не включены в текущую инвестпрограмму.
Возникает законный вопрос: откуда кэш будем брать? И государство, напрямую заинтересованное в решение проблемы, дает ответ на этот вопрос:
Растягивание финансирования во времени вплоть до 2027 года (а по факту возможно и дольше, учитывая новые очереди расширения)
Отказ ФСК от выплат дивидендов на 22-26 годы
Повышение тарифа на передачу электроэнергии на 6,3% с мая этого года. Тариф ФСК — прямая статья расходов МРСК
Повышенные дивиденды от дочерних МРСК
Последние два пункта создают те самые связки, по которым история с инвестпрограммой будет влиять на нижестоящие компании, о чем мы подробней и поговорим в следующем посте.
Но не БАМом единым интересна история ФСК. После объединения с Россетями и превращения в Россети ФСК, компания фактически замкнула на себе управление большей частью сетевого комплекса в стране. Это вызвало законные опасения частных инвесторов, не захочет ли компания завершить консолидацию, присоединив к себе все региональные МРСК, переведя весь комплекс под знамя единой акции? Пока никаких фактов, подтверждающих или опровергающих такие планы нет, однако возвращаясь к истории с инвестпрограммой и дефицитом средств, можно предположить что ФСК, как минимум до 27 года, будет попросту не до этого.
Вместо этого ФСК занимается консолидацией других региональных активов, поглощать которые придется с помощью очередной допэмиссии в 120,5 млрд. рублей в пользу государства. Сказать что-то об экономической выгоде данного мероприятия крайне трудно, так как мы не знаем рентабельности приобретаемых активов и того количества средств, которые придется потратить на их модернизацию.
Есть еще один вопрос, о котором пока мало говорят, но все понимают, кому его придется решать. Речь идет об интеграции в энергосистему России недавно присоединенных регионов. Страшно представить, какого масштаба там может быть капекс с учетом того, что часть инфраструктуры придется восстанавливать с нуля.
Я акции ФСК продал, компанию в моменте настолько нагрузили расходами, что не ясно в каком состоянии она выберется из всего этого к 27 году (и выберется ли вообще). Позитивного сценария, в котором ФСК после окончания инвестпрограммы и консолидации новых активов, становится центром прибыли и наращивает эффективность, я тоже не исключаю. Но для принятия всех рисков, хочу большего дисконта.
Подписывайтесь на мой Телеграм
#FEES #фск #россети