Блог им. MoneyMan

А не спеть ли мне песню, о... Об алго

    • 13 мая 2023, 09:13
    • |
    • T-800
  • Еще
Таварищъ Artemunak написал хороший пост про алго smart-lab.ru/mobile/topic/902788/
Со многими выводами согласен, но есть отличия.
1. Тесты нужно проводить на истории 3, лучше 5 лет. 10 лет избыточно и существенно сокращает количество стратегий. Хотя 10 лет это хорошо)
2. Таймфрейм 5 минут, т.к. у часовиков и дневок большие просадки.
3. Стратегия создается под отдельный тикер, и она не обязана работать на разных классах инструментов. Это очень важный пункт.
4. Нужно быть готовым к полугодовым просадкам
5. Средняя сделка от 0.2%
6. Отбор страт по критерию прибыль в год/макс просадка. Есть лучше, но это базовый критерий7. Ботов должно быть 50-100 штук. Входить лучше облаком параметров.
★4
61 комментарий
я думаю в алго не может быть каких то общих правил, все торгуют по разному и системы разные, кто то вообще на тиках торгует, кто то на часовиках
avatar
NZT2020, да, согласен
avatar
Я стараюсь зацепить 2008 год на нашем рынке, а на америке и 1997-2003. Если данных хватает. 
avatar
SergeyJu, у меня большой период 10 лет существенно сокращает количество годных систем
avatar
T-800, тут есть свои плюсы и минусы. Я просто боюсь брать то, что сильно проваливается в 2008 или в 2012.
avatar
T-800, 2008 и 2023 — это явные эксцессы и форсмажоры на рынке. По идее их лучше выключить из тестирования, чтобы как раз расширить состав доступных систем. А в такие периоды взрывной волатильности нужны наверное совершенно другие подходы. В принципе, адекватно отработать объвление войны ночью не способна ни одна простая классическая механическая система. И вообще застраховаться от этого и в жизни.
avatar
SergeyJu, а как тестировать 2008, там были моменты что позу не закроешь, так как не об кого, но робот то об этом не знает
avatar
NZT2020, вроде А.Г. говорил, что он выкидывает критичные дни из теста, но это не точно
avatar
T-800, ничего не выкидываю на тестах. Просто сравниваю равенство распределений нормированных и центрированных распределений приращений эквити с одними и теми же параметрами параметрами на непересекающихся участках по робастному критерию Манна-Уинти.

А что касается активов, то я считаю  соотношение:

Средний объем в растущие дни/средний объем в падающие дни

со скользящим «окном» 250 дней и не беру активы, у которых за последние 250 точек это соотношение было больше 5. И тест делаю исключительно на тех периодах, где также не было значения больше 5.

Ещё одним критерием является то, чтобы мои операции в инструменте не превышали 10% среднедневного оборота за последние 63 дня.

Некоторые инструменты из-за последнего критерия вообще выпадают из торговли, потому что нет смысла торговать инструментами меньше, чем 10% СЧА.
avatar
А. Г., Александр, ну вы очень умный человек, я таких теорий не знаю, на коленке торгую. К вам всегда с уважением.
avatar
А. Г., Александр, добрый день! Вы не могли-бы пояснить первый абзац более упрощенно, для чайников? ) Пожалуйста. 
avatar
Socol, ну для людей, не знающих, что такое статистический критерий, пояснить вряд ли смогу. А те, кто знает статистический анализ, прекрасно знает, что такое центрирование и нормирование. Ну критерий Манна-Уитни для сравнения двух последовательностей вот 

ru.wikipedia.org/wiki/U-%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0_%E2%80%94_%D0%A3%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B8
avatar
А. Г., ) Вопрос не про центрирование, нормирование, и что такое критерий ;-) Я и имел ввиду, что прошу пояснить более простыми словами общий смысл именно того ЧТО вы таким образом делаете и добиваетесь — Вы сравниваете приращения одной и той-же стратегии на разных временных участках, я правильно понял? Логарифмы приращений? Что это дает в плане оценки работы систем в обычные, и экстремальные периоды типа 2008, 2023?  Буду рад, если поясните, т.к. интересно стало в свете изначального вопроса — как обрабатывать «особые» периоды.  Можно не сегодня, а завтра ;-) Я не думал Вас грузить сегодня ;-)
avatar
Socol, да, правильно понимаете, что беру два непересекающихся отрезка приращений логарифмов (а не логарифмов приращений) эквити, начинающейся со 100%. Каждый из отрезков приращений логарифмов центрирую и нормирую и сравниваю распределения этих двух выборок робастным критерием, т. е. критерием, для которого короткие по времени участки больших отклонений непринципиальны.
avatar
А. Г., да, и вот именно дальше я недопонял. Какой вы делаете вывод из этого? что в целом система на одном отрезке работает с характеристиками, похожими на другом отрезке, т.е. ее характеристики достаточно стабильны? Если так, каким образом это влияет на управление Вами системами в особые периоды взрывной волатильности, типа 2008, 2022? Помню мы с Вами уже касались этого вопроса, когда Вы размышляли над убытками некоторых ваших систем в феврале 2022, что некоторые системы показали себя не совсем адекватно обстановке.
avatar
Socol, часть моих систем показала себя неадекватно не весь февраль 2022-го, а только один день: 22 февраля, когда совершили вход в лонг после фиксации накануне тейк-профитов в шортах без входа в лонг. Ну они и создавались, чтобы входить в дни, подобные 22 февраля, благодаря которым покупали близко к локальным минимумам цен и получали огромную доходность, как это, например, было 28.10.2008-07.11.2008. Ведь еще 24.10.2018 у меня было -4,3% к началу года (27.10.2008 торги были закрыты из-за падения 24.10), а 07.11.2008 после фиксации открытых лонгов +23.1%. Больше 80% этого роста — это те системы, которые «залетели» 22 и 24 февраля 2022-го.

Но еще раз подчеркну: выброс 2008-го в робастном критерии  всего лишь 22 дня, что меньше 1%, если брать статистику 2005-2023. В 2022-м еще меньше — 2 дня.

А я вообще считаю, что не должно быть в торговле систем, у которых  робастный критерий показывает несоответствие распределений указанных  нормированных и центрированных приращений логарифмов эквити на разных достаточно длинных участках. Поэтому собственно этот критерий и применяется на этапе построения систем.
avatar
А. Г., хм. тут я не могу с Вами согласиться. Имхо, это тот самый случай, когда результат важнее теории. Т.е. важнее не допустить такую сделку и не допустить большие потери, чем «радоваться робастности».  Да, мы обсуждали именно тот день, который Вы сказали. Я не помню детали уже, Вы помните — хорошо.
avatar
Socol, ну я после 25 февраля ввел «фильтр» для этих систем по размеру моей волатильности и ее корреляции с начального дня превосходства размера и до вчерашнего с рядом 1,2,..., число дней. Этот «фильтр» запретил сделки с 22.02.2022 по 05.04.2022 и с 09.09.2008 по 07.10.2008. Есть и еще несколько периодов запретов для акций и RI вне кризисов, например, с 04.03.2014 по 13.03.2014, или с 17.12.2014 по 30.12.2014, или c 11.03.2020 по 03.04.2020, или с 22.09.2022 по 27.09.2022.

И еще несколько запретов по 1 дню 
29.05.2006, 28.09.2011, 26.01.2016, потому что в конце этого дня корреляция 2-х дней -1.

В реальной торговле «пауза» была только одна с 22.09.2022 по 27.09.2022.
avatar
NZT2020, и сейчас полно активов, в которых позу не закрыть. Я их не торгую, вот и все. Другое дело, что тогда были всякие остановки торгов. Но с этим не сложно бороться. Беру за исходные денные минутки и просто пропускаю пустые, первую и последнюю.
avatar
SergeyJu, как сейчас входишь в сделку, по рынку или лимитками?
В этом году переделал на лимитки, раза в два примерно на комиссии планирую сэкономить.
Правда еще не занимался изучением параметров входа. Там тоже можно оптимизировать
avatar
T-800, всегда только лимитками. Сейчас не занимаюсь тонкостями исполнения, но раньше приглядывался. На ликвидах(си) и полуликвидах (акции, евро) алгоритмы исполнения и частота перестановок при неисполнении должны быть несколько разными.
avatar
SergeyJu, на фьючерсах раз в 10 сек переставляю лимитку, а еа акциях раз в 120-240 секунд. Не знаю, насколько это правильно
avatar
T-800, как минимум, разумно.
avatar
T-800, всё время в худшую сторону идёт переставление под ближайший бид/аск?
avatar
Sergey Pavlov, да, конечно. Половина издержек приходится на комисс, половина на проскальзывание из за передвижек. Но все равно меньше, чем комисс по прошлому году
avatar
T-800, а зачем листику то тупо по секундам переставлять, если условия для входа не меняются? Разве не возникновение сигнала на вход самое важное? И не самое ли важное это войти по конкретной цене, а иначе и входить поздно?
avatar
Oleg Only Algo, ну вот в тренд все равно лучше войти, чем пропустить
avatar
SergeyJu, извини, что на ты, наверное нагрубил. Больше не буду.
avatar
T-800, грубости не заметил, нет причины для извинений
avatar
SergeyJu, спасибо
avatar
T-800, трендовые системы? какие инструменты?
avatar
NZT2020, ну конечно Си и еще Бр, Ср, Мх и Гз
avatar
NZT2020, надо юань подключать, но пока сишка работает не хочется эксперементировать, или лень)
avatar
T-800, системы на юане хоть и взяты с СИ, все же дают немножко иную эквити. И позволяют снизить долю си.  Так что польза в портфеле есть. 
Данные архивные по NG откуда берете и с какой глубиной? 
avatar
SergeyJu, NG не торгую. Пока не разобрался с ним
avatar
SergeyJu, я газ брал с финам-товары-наймекс-нг. А вот откуда брать длинную историю фьюча юаня хз, так что как им торговать тоже хз.
avatar
Artemunak, может с Запада взять?
avatar
Artemunak, нет там длинной истории. Я просто взял пару систем с Си и чуть-чуть пробежался по параметром, благо их всего ничего. Убедился, что в разумном их пятне все пашет. Ну и поставил. 
avatar
Artemunak, фьюч юаня надо с доллара брать. Он был к доллару привязан
avatar
NZT2020, да, тренд. Но на картинке еще и акции есть.
Кстати, важный пункт 8. Минимум половину средств держать в дивидендных акциях. Это существенно сглаживает эквити.
avatar
T-800, согласен, диверсификация важна
avatar
T-800, так сейчас рынок хороший- трендовый, если нужные тикеры взять. Но как это всегда бывает время трендов заканчивается и такие трендовые роботы начинают прибыль отдавать обратно. Вообщем вопрос то как вы выбираете чем торговать то? Это ж тоже не высчитать…
avatar
Oleg Only Algo, надо отбирать системы, которые на тренде зарабатывают, а на боковике как минимум не сливают
avatar
В целом согласен, хотя мой подход несколько отличается, пол года просадки слишком много, два месяца максимум, далее робот временно отключается, для анализа. Количество роботов минимум 20 и до бесконечности, чем больше тем лучше. Средняя сделка, стопы, тейки или реверс в разных стратегиях по разному, тут не может быть рекомендаций в принципе. Тестирование тоже зависит от стратегии и таймфрейма. Но тестирование за 10, 20 и более лет и на многих инструментах сразу это конечно глупость. 
avatar
Чужой, какие таймфреймы?
avatar
T-800, от 1 мин до 15
avatar

Пункты «2. Таймфрейм 5 минут» и «4. Нужно быть готовым к полугодовым просадкам»… Это стеб такой что ли? Как может быть просадка на пол года при торговле на 5-ти минутках? Если речь о ситуации в одном инструменте — то высиживание позиции? А если речь про пул ботов в 40-100 штук, так вообще  тогда непонятно — это что, пул роботов льет пол года??? 

  Еще один вопрос. Понимаю, что понятие средний дело тонкое, но «средняя сделка от 0,2%» это в пунктах на фьючах: для сишки ~ 20, нефти ~ 5, газпром ~ 6. Собственно даже для 5-ти минуток немного (за исключением сишки пожалуй). Такие тейки могут дать итоговый плюс только если они мейкерские лимитки, но там еще всяко разно будет комиссия брокера.

Владимиров Владимир, да. Полгода-год в просадке это нормально. Если у вас не FHT какой-нибудь. Зато потом в один год можно хорошо поднять. Рынок каждый год разный
avatar
Стратегия создается под отдельный тикер, и она не обязана работать на разных классах инструментов. Это очень важный пункт.

Это лишь ваше мнение, но это не значит что это истина. 

тесты нужно проводить на истории 3, лучше 5 лет. 10 лет избыточно и существенно сокращает количество стратегий

Значит вы занимаетесь оптимизацией, которые однозначно ведут к просадкам

Нужно быть готовым к полугодовым просадкам

Значит у вас не доведен до ума алгоритм 
avatar
Russur, возможно. Если у вас получается лучше, спорить не буду. Знаю, есть лучше стратегии, чем у меня.

Но насчет тикера не соглашусь. Все тикеры разные, с Уважением, как пишет наш коллега)
avatar

Не согласен с п.1, слишком разный состав участников и обьемы на таком периоде (в частности говорю про си)

avatar
Средняя сделка от 0.2%/ торгуя на 5/15 мин? 
avatar
kvazar, да
avatar
 Я бы смотрел на медианная прибыльную сделку, а не среднюю по всем.
avatar
«Нужно быть готовым к полугодовым просадкам» — это шутка? 
avatar
MatrixLis, ага, торгуя внутри дня — просто огонь стратегии
avatar
MatrixLis, готовым надо быть даже к вечной просадке, но это не значит что это норма, просто надо быть готовым )
Просто, если стратегия показывает 1 дневную просадку — её надо выкидывать, а не  терпеть убыток ещё полгода
avatar

теги блога T-800

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн