Рецензии на книги

Рецензии на книги | Феномен Твиттер, или как странная соцсеть превратила фаундеров во врагов и миллиардеров

Летом 1999 Эван Вильямс создал платформу, которая позволяла размещать записи, вести свой блог на сайте. Сервис назвал просто — Blogger. Главная идея — удобное размещение своих креативов, а также полное отсутствие цензуры. Заводи свой блог в Blogger и пиши что хочешь. Много месяцев Вильямс финансировал проект из своего кармана, а затем дело пошло лучше, появились небольшие доходы от рекламы.

К слову сказать, Blogger не был единственным сервисом такого плана. Чуть ранее открылся хорошо знакомый россиянам LiveJournal, она же Живой Журнал, он же “жэжэшка”.
В 2003 Вильямс продал Blogger Гуглу и положил в карман 20 млн долларов. Идея соцсетей витала в воздухе и Вильямс создал новый проект — Odeo. Его смысл — соцсеть для подкастов. Первое время проект финансировал Вильямс, благо было за что. Далее — подключились инвесторы. Ведь над Вильямсом веял нимб успеха — фаундер, который выгодно продал свой стартап. Это давало ему большой кредит доверия. Подобралась и неплохая команда — Ноа Гласс, Биз Стоун, а впоследствии и Джек Дорси.

Шло время, Odeo пожирал деньги, а запуск сайта все переносился. Когда наконец-то сайт заработал, то не произвел большого фурора. Проблема пришла откуда не ждали — Стив Джобс анонсировал появление сервиса подкастов в айтюнс. Вильямс сразу осознал, что это конец. Могучий конкурент оттеснил Odeo на третьи роли.

Что делать дальше? У кого-то из друзей (Вильямс, Гласс Дорси давно ими стали) возникла идея сервиса, в котором можно было устанавливать свой статус. “Я пью кофе и плюю в окно”, “Алла, я в бар” итд итп. Друзья могли видеть, что делает каждый из них и присоединяться, по желанию. Код будущего Твиттера (название придумал Ноа Гласс) Джек Дорси набросал за пару недель. Он же придумал, что длина сообщений — 140 знаков. Дело в том, что СМС в то время содержали только 160 знаков, а значит оставалось место для никнейма. Писать твиты можно было не только за компьютером, но и на телефоне (как смс). До анонса первого Айфона оставался один год… Так в 2006-м году и начался Твиттер.

  Феномен Твиттер, или как странная соцсеть  превратила фаундеров во врагов и миллиардеров  

Интересный факт — Джек Дорси узнал про смс только в 2005-м году, когда начал ухаживать за девушкой из компании. Дело в том, что в Америке мужчины предпочитали по мобильнику звонить, а смс писали преимущественно женщины.

Инвесторы в Odeo не заинтересовались новой идей, поэтому Вильямс выкупил у них доли. Твиттер он тоже финансировал за свой счет. Что такое Твиттер? Зачем он нужен? Тут мнение основателей разделилось. Дорси — “что я делаю”, “истории, которые происходят со мной”. Вильямс -”что происходит”, “истории, которые происходят с другими”.

Ну а далее, начались первые интриги (которых будет еще полно). Дорси поставил Вильямсу ультиматум — или он уходит из компании, или уходит Ноа Гласс. Поскольку Дорси был более ценным сотрудником (весь кодинг держался на Джеке), то уволили Ноа Гласса. Так одного из основателей Твиттера вышибли пинком под зад. Забегая вперед скажу, что такими же пинками впоследствии обменялись и Вильямс с Дорси.

Твиттер рос, увеличилась нагрузка на серверы, на сайт. Ведь сделанный за две недели проект не был рассчитан на большое количество пользователей. Приходилось постоянно латать дыры, исправлять ошибки.

Неожиданно, Твиттер получил первое место в конкурсе стартапов на фестивале в Хьюстоне. Вильямсу пришла идея — повесить большое табло с сайтом и пиарить возможность писать твиты. Идея завирусилась, писать твиты вошло в моду. Ну а основатели поделили компанию. Вильямс получил 70%, Дорси 20% и должность CEO, присоединившийся впоследствии Стоун пару процентов. Почти сразу Яху предложило выкупить Твитер. Фаундеры раскатали губу на 100 млн, но им предложили всего 20. Облом. Кстати, Твиттер в то время не зарабатывал ни копейки, только тратил.

Количество пользователей Твиттера росло быстрее, чем госдолг Америки. Твиттер вошел в моду. Когда в Сан-Франциско случилось землетрясение, многие писали об этом твиты, репостили, писали коменты. Кстати, делать никнеймы, а не имена придумал тоже Дорси. Хотя многим это казалось несерьезным — детский сад с кликухами. Тогда же появились и хэштеги.

А дальше случились протесты в Иране. Протестующие активно использовали Твиттер как инструмент коммуникации. С помощью Твитера они рассказывали, что происходит в стране. Это было неожиданно. Фаундеры решили, что Твиттер — просто инструмент, независимая сторона. Они не занимали ничью позицию. Кроме того, попробуй разберись, кто хорошие ребята, а кто плохие. Это была принципиальная позиция Вильямса. Впоследствии, Дорси ее изменит (бедный Трамп).

Кстати, массовые гражданские движение с хештегами — это новый феномен. Когда несколько активистов оказались недовольны решением Убер заработать на забастовке таксистов (возможно, что им показалось), то в результате #deleteUber были удалены сотни тысяч экаунтов Убера. Но это я забегаю вперед. Серьезный урон для компании!

Твиттер стал феноменом. Свои акки завели новостные каналы, а также селебы. Сначала Эштон Катчер запросил солидную сумму, чтобы завести “блох в свитере”, т.е. блог в Твиттере. Но Вильямс заявил, что его принципиальная позиция — не платить. За каждым селебом приходили фаны, иногда сотни тысяч и даже миллионы.

Возникает вопрос. Как так получилось? Почему странная соцсеть с ограниченным количеством символом стала такой популярной? Ведь даже на встрече с инвесторами, фаундеры не могли внятно ответить — зачем он нужен? Кто прав со своим видением, Дорси или Вильямс? Ведь были и другие соцсети, другие месенджеры. Была жива та же аська (ISQ), AOL и другие. Возможно, дело в Вильямсе, в его ауре успеха и влиянии. А также в том, что он оплачивал расходы Твиттера на миллионы, полученные от сделки с Гуглом. Кстати, другие проекты Твиттера провалились. Открытые в 2013 Vine и в 2015 Periscope провалились, а вот Тикток стал мега популярным

Так или иначе, но эффект был потрясающим. Многие селебы — музыканты, актеры, политики, ведущие вроде Опры Уинфри и даже тогда еще президент Дмитрий Медведев посетили офис Твиттера. Они приезжали не в редакции газет или журналов, не на радио, а в офис Твиттера.

А что же фаундеры? В результате маленького заговора, Вильямс выкинул с позиции СЕО Дорси и уволил его из компании. Место в совете директоров Дорси сохранили, но без возможности голосовать или влиять на процессы. Также Дорси подмаслили зарплатой в 200 тыс в год. Но часть акций отобрали, ведь Дорси мало продержался в роли CEO. Сначала Дорси приуныл, но затем начала действовать. Он раздавал огромное количество интервью как фаундер Твиттера, продвигал компанию. Кроме того, он всегда подчеркивал свою роль как изобретателя Твиттера, рассказывал сказки, что идея пришла ему еще в детстве. Про Вильямса и других он даже не упоминал. “Я, я, я, я, я”. Кроме того, Дорси полюбил косплеить Стива Джобса — одеваться похожим образом, слушать такую же музыку. Впрочем, в то время в Силиконовой Долине это не было чем-то необычным.

А главное, Дорси постепенно развернул интригу против Вильямса. Общался с инвесторами Твиттера, указывал на ошибки итд итп. Ставки были высоки, Твитер по прежнему ничего не зарабатывал и инвесторы беспокоились за свои сотни миллионов.

На должность директора по продукту Вильямс пригласил своего друга — Дика Костоло.

В результате очередного переворота, Вильямса уволили с должности CEO и пинком под зад выкинули из Твиттера. Должность CEO занял его бывший друг Дик, а Дорси вернулся в компанию.

К сожалению, история в книге заканчивается 2013 годом.

Но впереди у Твиттера было много интересного. Например Дорси ужом вился, чтобы выкупить сеть с картинками у основателей, Систрома и Кригера. Но все же, И. купил Цук. Но уже другая история, даже более интересная чем эта. Также впереди история с покупкой Твитера Илоном Маском. Постараюсь тоже написать на эту тему.

Лайк, подписка.

Также много полезного пишут тут:
t.me/mosstart


теги блога Маркиз Лафайет

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн