Блог им. Investovization
Добрый день, друзья! Приветствую вас на канале, посвященном инвестициям. 10.02.23 группа Самолет опубликовала операционные результаты и ключевые финансовые показатели за 2022 г. Этот обзор посвящён разбору компании и этого отчёта.
Для данной статьи доступна видео версия на Youtube
Еще больше разборов в телеграм: https://t.me/Investovization_official
ПАО ГК «Самолет» — самая быстрорастущая публичная компания в России по итогам 2021 года и одна из крупнейших федеральных корпораций в сфере proptech и девелопмента. В периметре группы развиваются следующие бизнес-направления: онлайн-платформа сервисов с недвижимостью «Самолет+», управляющая компания, фонды коммерческой и арендной недвижимости, девелопмент проектов во всех сегментах по всей России, ИЖС, курортная недвижимость и другие.
Согласно оценке экспертов, стоимость активов группы «Самолет» по состоянию на 30.06.22 выросла на 64% год к году до 634,7 млрд руб. Земельный банк группы достиг 34,2 млн кв. м при стоимости в 548,2 млрд руб., а стоимость бренда «Самолет» составила 35,9 млрд руб.
Группа входит в число системообразующих организаций российской экономики и занимает 1-е место в Московском регионе по объемам текущего строительства и 2-е место в России.
Главная особенность компании – это использование Asset-Light бизнес модели. Т.е. у компании практически нет собственных производственных мощностей, Самолёт отдаёт на аутсорсинг строительные и монтажные работы. Благодаря этому Самолёт не «морозит» капитал в строительной технике и оборудовании. И имеет большие возможности для быстрого масштабирования и наращивания выручки.
Акции компании Самолет торгуются на Московской бирже около 2,5 лет. За этот небольшой промежуток времени котировки продемонстрировали сверх волатильность. Сначала менее, чем за год акции выросли в 6 раз. За следующие полгода они упали в 3 раза. Последний год акции находятся в боковике. Давайте посмотрим отчётность компании, чтобы понять, почему так происходит. И стоит ли покупать акции этой компании.
Прежде чем перейти к финансовому отчёту компании, напомню, что на нашем YouTube канале, в плей-листе «Обучение» есть соответствующие видео, где рассказывается, как можно легко разбираться в финансовой отчётности.
Самолет пока не опубликовал полную финансовую отчетность за 2022 год, но предоставил расчетные показатели из управленческой отчетности:
В целом все результаты за год продемонстрировали впечатляющий рост. Выручка, EBITDA и чистая прибыль выросли более, чем в 1,5 раза.
Уверенный рост продемонстрировали и операционные показатели. Новые продажи превысили 1 млн кв метров (+33% г/г) и принесли почти 179 млрд (+42% г/г). 82% всех сделок совершено через ипотеку. Средняя цена превысила 166 тыс ₽/м2 (+10% г/г).
Рост объясняется новыми проектами. Всего на данный момент более 3,5 млн кв. м. находится в строительстве. Это 22 проекта, которые состоят из 217 многоквартирных домов (МКД). Из них 40 МКД на 850 тыс. кв. м запущено в 2022 году.
В 2022 году «Самолет» вышел в 6 новых регионов: подписаны новые проекты в Казани и Уфе, а в Тюмени начато строительство и открыты продажи в первом проекте за пределами Московского и Северо-Западного регионов.
Посмотрим на квартальную динамику. Здесь видны проблемы второго и четвертого кварталов. Но в денежном выражении последние два квартала стабильны.
Т.к. основные продажи Самолета приходятся на Московский регион, то для оценки ситуации можно ориентироваться на динамику цен на Московском рынке. Видим, что c 2018-2021 год цены выросли примерно на 50%. Это один из основных факторов роста выручки и котировок акций последние годы. Вообще судя по графику, в ценах на недвижимость был надут пузырь.
Но начиная с апреля 2022 года наметилась коррекция, с тех пор цены снизились примерно на 10%.
Кстати основные проекты Самолета сосредоточены в Подмосковье. И по данным компании, их средняя цена за 2022 год выросла на 10% до 166 тыс за кв. метр.
Темпы роста выручки и прибыли за последние пять лет превышают 35%. Особенно бросается в глаза шикарный 2022 год. И это на фоне СВО, трудностей в экономике и общего падения цен на недвижимость.
Совокупный долг с учетом проектного финансирования составил 289,8 млрд ₽. Но остатков на счетах эскроу 233 млрд, плюс остаток кэша на счетах 9,3 млрд. Таким образом, чистый долг на конец 2022 года составил 47,5 млрд. ND/EBITDA = 1. Долговая нагрузка умеренная. И у компании есть планы по ее снижению.
Еще стоит отметить, что в конце января 2023 года, рейтинговое агентство АКРА повысило кредитный рейтинг группы компаний до уровня «А (RU)» со стабильным прогнозом.
Если в 2020-2021 Самолет, как компания роста, имел завышенные мультипликаторы, то по итогам 2022 года, мультипликаторы значительно снизились, сейчас компания стоит более-менее адекватно. А учитывая будущий плановый рост, можно сказать, что она недооценена.
Несмотря на то, что это явная компания роста, Самолёт уже делится частью прибыли с акционерами. И хотя по итогам 2021 года дивиденды не были выплачены, но совокупный дивиденд за 2022 составил 82₽.
Дивидендная политика учитывает долговую нагрузку Компании, при этом обеспечивает минимальный уровень фиксированных дивидендных выплат (не менее 5 млрд руб за год). При ND/скор EBITDA < 1 на выплату дивидендов будет направлено не менее 50% чистой прибыли по МСФО. При показателе ND/скор EBITDA» < 2 — не менее 33%.
Учитывая текущую ситуацию, думаю, можно рассчитывать на 120₽ дивидендов в 2023 году (из расчета 33% по МСФО). Это чуть менее 5% доходности.
По прогнозам компании, ожидается дальнейший мощный рост в 2023 году:
Такие результаты предполагается достичь за счет запуска новых проектов в Московском и Северо-Западном регионе, а также выхода в другие российские регионы и развития новых бизнес-вертикалей.
Также отмечу, что компания планирует IPO “Самолет+”. Это сервис, который позволяет находить и покупать недвижимость, а также услуги для обустройства квартиры.
Основные риски связаны с дальнейшим понижением цен на рынке жилья. В начале 2023 года ЦБ устранил низкую ипотеку от застройщиков со ставками менее 1%. А это был сильный стимулирующий фактор, т.к. платеж по ипотеке получался даже ниже, чем арендные ставки. Сейчас некоторые застройщики предлагают новые схемы с кэшбеком. Но ЦБ уже прокомментировал, что собирается проверять и эту программу. Но с другой стороны некоторым стабилизирующим фактором будет продление льготной ипотеки от государства.
Также Банк России планирует ужесточить условия, при которых для коммерческих банков не применяются надбавки к коэффициентам риска по ипотечным кредитам, выданным в рамках госпрограмм. Первоначальный взнос должен составлять не менее 30%. Это тоже может ударить по ипотеке. У Самолета доля ипотеки составляет 82%.
Дополнительные риски связаны с возможным повышением налогов, разовыми добровольными сборами и другими регуляторными решениями со стороны государства.
Итак, группу «Самолет» выделяют беспрецедентно высокие для российских публичных компаний темпы роста финансовых показателей. Это один из лидеров отрасли, правда выручка ПИК в 2,5 раза выше.
Компанию характеризует довольно высокий уровень рентабельности.
Самолёт опубликовал сильные результаты по итогам года.
Финансовое положение стабильное.
Дивидендная доходность не очень высокая. Но учитывая, что Самолет – это классическая компания роста, удивительно, что они вообще платят дивиденды.
По мультипликаторам компания оценена адекватно. А если учитывать будущие прогнозные темпы роста, то текущие мультипликаторы смотрятся недооцененными.
Текущие риски связаны с продолжением падения цен на жильё и ужесточением условий по ипотеке.
Прогнозы компании на 2023 показывают уверенное продолжение роста. В случае развития позитивного сценария, акции могут легко вырасти на 30% в течение года.
У меня есть небольшой пакет акций этой компании. Текущие цены мне нравятся, планирую увеличить долю Самолета в своем портфеле.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
-----------------------------------------------------------
Давайте инвестировать вместе! Подписывайтесь, ставьте лайки, присоединяйтесь: