Блог им. Koleso
Вот так из-за пожилых Запад разлюбил экономический рост.
Стареющее население поддерживает то, что приносит им непосредственную пользу,, но против того, что даст выгоду после их ухода, таких как иммиграция или жилищное строительство. А, их явка на выборы высока, поэтому их мнение имеет большой вес.
Богатый Запад сталкивается с серьезной, медленно назревающей проблемой: слабым экономическим ростом.
За год до COVID-19 ВВП развитых стран вырос менее чем на 2%. Высокочастотные измерения предполагают, что производительность в богатом мире, основной источник повышения уровня жизни, в лучшем случае находится в стагнации и может снижаться. Официальные прогнозы предполагают, что к 2027 году рост ВВП на душу населения в среднебогатой стране составит менее 1,5% в год.
В некоторых местах, таких как Канада и Швейцария, цифры будут ближе к нулю.
Возможно, богатые страны обречены на слабый рост. Многие из них имеют быстро стареющее население.
Как только рынки труда будут открыты для женщин, а университетское образование станет демократичным, важный источник роста будет исчерпан. Было сорвано много низко висящих технологических плодов, таких как туалет со смывом, автомобили и Интернет.
Однако эта проблема роста преодолима.
Можно:
1. облегчить трансграничную торговлю, придав импульс глобализации.
2. реформировать планирование, чтобы сделать возможным строительство, снизив непомерную стоимость жилья.
3. приветствовать мигрантов, заменяющих уходящих на пенсию работников. Все эти реформы повысят темпы роста.
К сожалению, экономический рост вышел из моды.
Страны ОЭСР, группы в основном богатых стран, примерно вдвое меньше сосредоточены на росте, чем в 1980-е годы (см. график 1).
Современные политики менее склонны превозносить преимущества свободного рынка, чем, например, их предшественники. Они с большей вероятностью будут выражать настроения против роста, например, положительные упоминания о государственном контроле над экономикой.
Небольшой кружок современных сторонников ВВП, таких как Трамп и Лиз Трасс, предлагает не более чем подогретый рейганизм.
Апатия к росту не просто риторическая. Британия намекает на более широкую потерю рвения. К 2010-м они потеряли свою привлекательность: реформы практически остановились.
В последние годы прогресс еще больше замедлился и, возможно, даже повернул вспять (см. диаграмму 2).
В 2021 году американское правительство ввело 12 000 новых правил, что больше, чем в последние годы. С 2010 по 2020 год тарифные ограничения на импорт в богатых странах удвоились. Великобритания проголосовала за Brexit и реализовала его. Другие страны выступили против иммиграции. В 2007 году почти 6 миллионов человек мигрировали в богатые страны. В 2019 году их число сократилось до 4 миллионов.
Правительства также стали менее лояльными к новому строительству, будь то жилье или инфраструктура.
«Эластичность предложения» американского жилья, то есть степень, в которой строительство реагирует на более высокий спрос, упала после жилищного бума 2000-х годов. Это, вероятно, отражает более жесткую политику в области землепользования и более действенные меры. Жилищное строительство в богатом мире составляет около двух третей от уровня этого десятилетия.
Политики предпочитают разоряться на доходы от того роста, который существует. Правительства тратят гораздо больше средств на социальное обеспечение, например на пенсии и, в частности, на здравоохранение.
По данным Бюджетного управления Конгресса, в 1979 году нижняя пятая часть американских заработков получала перечисления с учетом нуждаемости на сумму менее трети их дохода до вычета налогов.
К 2018 году этот показатель составил более двух третей. Согласно отчету за 2019 год, расходы на здравоохранение на человека в странах ОЭСР будут расти в среднем на 3% в год и к 2030 году достигнут 10% ВВП по сравнению с 9% в 2018 году.
Политика все больше превращается в гонку вооружений с обещаниями больших денег на здравоохранение и социальную защиту.
Тридцать или 40 лет назад считалось само собой разумеющимся, что пожилые люди не являются хорошими кандидатами для трансплантации органов, диализа или сложных хирургических процедур. Это изменилось.
Большее богатство сделало возможным это. Тем не менее, политики редко задаются вопросом, является ли лишний доллар на здравоохранение лучшим использованием наличных денег. Британцы в возрасте 90 лет получают медицинскую и социальную помощь, которая обходится стране примерно в 15 000 фунтов стерлингов (17 000 долларов США) в год, что составляет примерно половину британского ВВП на человека.
Должны ли бюджеты увеличиваться из года в год, чтобы удовлетворить растущий спрос, даже если цена предоставления этой помощи также, вероятно, будет расти? Если да, то где предел?
Люди могут считать расходы на здравоохранение и пенсии само собой разумеющимся благом. Но это имеет недостатки.
Больше людей работают в сфере, где трудно добиться повышения производительности и, следовательно, повышения общего уровня жизни. Прекрасно здоровые пожилые люди бросают работу, чтобы получать пенсию. Для финансирования этого требуются более высокие налоги или сокращения в других местах.
С начала 1980-х годов государственные расходы в странах ОЭСР на исследования и разработки в виде доли от ВВП сократились примерно на треть.
Большая часть дополнительных расходов приходится на период кризиса. Политики все больше заботятся о том, чтобы предотвратить плохие вещи с людьми или компенсировать их, когда они это делают. Огромная система кредитных гарантий, мораториев на выселение и списания долгов, введенная во время пандемии, остановила банкротства и дефолты.
В Америке, например, федеральное правительство взяло на себя огромные условные обязательства.
Власть гарантирует все большее количество банковских вкладов людей;
прощает студенческие ссуды;
предлагает широкий спектр неявных и явных резервных копий для всего, от аэропортов до автомагистралей.
Дядя Сэм попался на крючок из-за долгов, которые более чем в шесть раз превышают ВВП Америки. В этом году европейские правительства сделали все возможное, чтобы предложить финансовую поддержку домохозяйствам и фирмам во время энергетического кризиса на континенте.
Даже Германия, которая обычно является самым дисциплинированным транжирой в Европе, выделила для этой цели финансирование в размере 7% от ВВП.
Никто не радуется, когда фирма разоряется или кто-то впадает в бедность. Но спасительное государство делает экономику менее адаптируемой, что в конечном итоге ограничивает рост, предотвращая переключение ресурсов с непроизводительного на продуктивное использование. Уже есть свидетельства того, что фискальная помощь, раздаваемая во время пандемии, привела к созданию большего количества фирм-зомби — тех, которые работают, но приносят небольшую экономическую ценность. Огромные неявные обязательства правительств также означают более высокие расходы в трудные времена, что усиливает тенденцию к более высокому налогообложению.
Почему Запад отвернулся от роста?
Один из возможных ответов касается старения населения. Люди, которые не работают или близки к концу своей трудовой жизни, как правило, менее заинтересованы в том, чтобы стать богаче. Они будут поддерживать то, что приносит им непосредственную пользу, например, здравоохранение, но выступают против тех, которые приносят пользу только после их ухода, таких как иммиграция или жилищное строительство. Их явка на выборы, как правило, высока, поэтому их мнение имеет вес.
Тем не менее население Запада стареет на протяжении десятилетий, в том числе в период реформаторских 1980-х и 1990-х годов. Таким образом, изменение среды, в которой проводится политика, может сыграть свою роль.
До появления социальных сетей и круглосуточных новостей было проще проводить жесткие реформы. У проигравших от политики — скажем, бизнеса, подвергающегося большей конкуренции из-за рубежа — часто не было иного выбора, кроме как молча страдать.
В 1936 году Франклин Рузвельт, говоря о противниках своего «Нового курса», чувствовал себя в состоянии «приветствовать» ненависть своих противников. Теперь у обиженных появилось больше способов пожаловаться. В результате у политиков появляется больше стимулов для ограничения числа проигравших, что приводит к тому, что называют «общенациональным решением комитета».
Высокий уровень долга также ограничивает пространство для маневра политиков. В группе богатых и могущественных стран G7 с 2000 года частный долг вырос на 30 процентных пунктов ВВП.
Даже небольшое снижение денежных потоков может затруднить обслуживание долга. Это означает, что политики быстро вмешиваются, когда что-то идет не так.
Внимание политиков сосредоточено на том, чтобы шоу продолжалось, избегая повторения финансового кризиса 2007–2009 годов, а не на сегодняшней боли как на цене светлого будущего.
Неясно, что подтолкнет Запад в новом направлении. Пока нет никаких признаков сдвига, если не считать ошибочных попыток Трампа и Трасс.
Сделает ли это работу еще один финансовый кризис?
Придется ли переменам ждать, пока бэби-бумеры не исчезнут?
Каким бы ни был ответ, пока экономический рост не ускорится, западные политики должны надеяться, что их конкуренты и враги продолжат ошибаться.
Пост написан на основе статьи The Economist
Еще по теме:
«Крестовый поход» Запада против российских олигархов, бунт жен и цинизм Запада. dzen.ru/a/Y4Br0Mnd-lPt4Bwk
Превращение российских буржуа: женщины-трофеи, шик бедности, новая скромность. Тиньков, Собчак, Прохоров. dzen.ru/a/Y4Hh0QiSzWTnRN09
Олигархи: желание доказать заслуженность своего богатства, усталость, скука, инфантильность и феминизация бизнеса. dzen.ru/a/Y4YY3aFQ-3XVPsXx
Олигархи на пороге старости и наследники: проблема самой крупной передачи богатства в мировой истории. dzen.ru/a/Y4coTR6qhQnSsbmS
Богатые русские и Запад: превосходство России над Западом и подозрительность к нему.
Лондон – рай для богачей: налоговая гавань, индустрия обслуживания олигархов и коррумпированность британской элиты dzen.ru/a/Y4d-ls_qniqsReFs
Как Путин сделал, чтобы богатые русские не слишком отдалялись от родины. Почему транснациональная элита — это миф. dzen.ru/a/Y4eEIbEze2_uwE0c )
P.S. Поддержите канал реакций или комментарием.
Чтобы материалы в Дзене видели больше людей, очень жду от вас реакций и комментариев.
Темы, собравшие наибольшее число ваших реакций, буду чаще появляться в канале.
Zen https://dzen.ru/akolesnikov
Telegram https://t.me/kudaidem2
Подпишитесь — будем на связи
ввп сильно коррелирует с численностью трудоспособных...
можно взять китай как пример… весь рост китайского ввп шел на фоне роста числа трудоспособных…
Проблема отцы и дети. Вечная проблема.
Будет у золотого миллиарда занятие на несколько десятков лет.
К счастью, демократия обеспечивает ротацию политического руководства, а та самая «повесточка», над которой часто любят поржать лоялисты — разнообразие на всех уровнях как политики, так и коммерческих компаний.