Блог им. Realter
Как же устроен рынок искусства?
Три самые известных аукционных дома — Кристи, Сотби, Филипс. Первые два занимают 90% рынка. Их обожают художники и владельцы картин — престиж, внимание богачей, самые высокие цены. Время имеет значение — вечерний аукцион более престижный, чем дневной и цены при прочих равных на 20% выше.
Главные города — Нью-Йорк и Лондон. Лучше быть сотой галереей в Нью-Йорке, чем первой в Балтиморе. Вместе с тем, мире 10 тыс музеев, 3 тыс аукционных домов (1600 в Китае) и 425 ежегодных приличных ярмарок. 17 тыс крупных галерей, 60% в США и Западной Европе. Менее 5% галерей дают 50% оборота.
Художники.
В Нью-Йорке живет 40 тыс художников, столько же в Лондоне. Итого, из 80 тыс художников только 75 звезд, с доходами в семь цифр. Еще 300 тоже неплохо себя чувствуют, но их доходы на порядок меньше, т.е. шесть цифр. Еще ниже — 5 тыс художников, они представлены в каких-то галереях, но продажей картин на жизнь заработать не могут. Поэтому, они где-то подрабатывают или живут за чей-то счет.
Большинство остальных доедают хвост без соли. Они пытаются заявить о себе, продвинуть себя, реализовать свои картины всевозможными способами. Большинство терпит неудачу, к 30 годам сдается и уходит из профессии. На их место приходят новые и новые выпускники художественных школ.
Только 1 из 200 художников с именем хоть раз в жизни попадут на аукцион Кристи или Сотби.
Мечта каждого художника — получить известность, повторить судьбу живого классика — Дэмиена Херста. Когда-то, Херст создал инсталляцию — “Тысяча лет”. В стеклянном кубе лежала голова коровы, к голове ползли личинки, из них вылуплялись мухи, которые погибали от электрической мухобойки. Инсталляция поразила Чарльза Саатчи и он заинтересовался начинающим, но перспективным художником. Так началась стремительная карьера Дэмиена Херста. Прошли годы. Уже в нулевых на Херста работал целый “художественный комбинат” по производству работ, например капельных картин. Мастер вырабатывал концепцию, раздавал указания, но работали за него подмастерья. Это ничуть не смущало покупателей работ! Шил ли сам Карл Лагерфельд пальто, которые продавали в его бутиках? Конечно нет. Ведь Карл был брендом, таким же стал и Херст.
Дэмиен Херст, самый богатый в мире художник. На его фабрике про производству картин работают сотни работников, которые из и производят.
Дэмиен Херст стал идеальным образцом для подражания еще по нескольким причинам. Он ЖИВ, богат и знаменит, а это многое значит, ибо может наслаждаться плодами успеха сегодня, сейчас, а не оставить это право своим наследникам. Тот же Энди Уорхол при жизни не мог продать свои работы дороже 50 тыс. А вот после его смерти некоторые из них стали стоить миллионы. Смерть — лучшая пиар акция. Кроме того, Херст здоровый, витальный мужчина с женой и детьми, а не наркоман-героинщик (как Жан-Мишель Баскья), не запойный пьяница с суицидальными наклонностями (как многие другие).
Как становятся знаменитыми художниками? Новизна творчества, необычность, шок и, конечно, везение. Повезло обратить внимание известного галериста вроде Саатчи, получить публикации, засветиться на мероприятиях итд. Особая ценность — грамотный маркетинг. Художественная ценность работ к этому не имеет никакого отношения.
От чего зависит спрос и цены?
Количество богатых людей в мире стремительно растет. Те же американские хедж-фонды дали десятки (а то и сотни) миллиардеров. Некоторые из них стали коллекционировать искусство. Но когда в 2008-м рухнул рынок недвижки и акций, следом за ним упал и рынок современного искусства. В 2009-м цены составили 10-15% от пикового, который был в 2007.
Для богатых владение картиной модного художника — это способ выделиться среди других. Все остальные способы не так эффективны. Машины, квартиры, дома и даже небольшие яхты есть у многих. Что тут удивительного? А вот капельная картина в гостиной может вызвать восторг — “вау, это же тот самый Херст!”.
Цены на топовых авторов можно сравнить по стоимости с дорогими квартирами в Нью-Йорке. Если квартира стоит $30 млн, то и картина Ротко над камином тоже будет около $30 млн.
Истории инвеста.
Коллекционеры Роберт и Этель Скаллы купили «Полицейскую газету» Виллема де Кунинга за $1900. В 1973 они продали её дилеру за $180 тыс. Далее картину продали за $2.2 млн. Владелец казино и ценитель современного искусства Стив Уинн купил ее уже за $12 млн, далее продал за $25 млн, а Стиву Коэну она досталась за полновесные $63.5 млн.
В 2008 художница Рейчел Ховард продала картину с цветными кругами за $90 тыс на аукционе в Нью-Йорке. Через несколько месяцев еще одна ее картина с кругами, очень похожая на первую, была продана за $2.25 млн. Разница между ними в том, что, хотя Ховард написала обе, на второй стояла подпись Дэмиэна Херста. Тогда Ховард работала на Херста как одна из сотен ассистентов — рисовала круги и прочие фигуры.
Все знают, что картины Херста делают ассистенты. Кстати, Рейчел Ховард рисовала круги отлично и считалась одной из лучших.
«У меня самого круги получаются паршивые. Лучше всех их рисовала Рейчел. Она просто блеск. Лучшие картины с кругами под моим именем написала Рейчел». Дэмиен Херст.
Картины с кругами Дэниела Херста
Вот что значит сила бренда!
Инвестиции.
Инвест в искусство можно сравнить с венчурными фондами и стартапами. Да, может повезти инвестировать на ранних стадиях в будущие единороги такие как Uber, Airbnb и другие, но большинство стартапов терпит неудачу.
Возьмем Чарльза Саатчи, одного из самых влиятельных деятелей рынка искусств. Саатчи мог как создавать звезд, так и погашать их. В середине 1980-х он поссорился с одним итальянским художником и заявил, что продаст все его работы, ибо “очищает свою коллекцию”. Ощутимый удар по ценности художника!
Саатчи — один из самых успешных инвесторов в искусство. Он человек-бренд и обладает лучшими связями, глубоким пониманием рынка, отличными рекламными возможностями, неограниченным капиталом. И в целом — огромным преимуществом над всеми остальными.
Саатчи может выбирать лучшее, с ним мечтают сотрудничать все — от художников до телеканалов, остальные доедают крошки со стола. Но даже он теряет деньги на 2 из 5 работ, еще 2 приносят небольшие деньги и только на 1 прилично зарабатывает. Статистика похожа на удачливый венчурный фонд!
В 2005-2007 были созданы инвест-фонды по инвестициям в произведения искусства — как REIT в недвижке. Деловой подход! Эксперты Сотби и Кристи помогали покупать картины, а инвесторы покупали доли в коллекции. В недвижке одни фонды инвестируют в торговую недвижимость, другие в доходные дома, третьи в склады итд. Точно также фонды с искусством имели специализацию — одни на картинах начинающих художников, вторые покупали коллекции по срочному выкупу (часто бывает при разводе, наследстве итд). Некоторые фонды пытались хеджировать риски с помощью бумаг компаний производителей роскоши.
Никакого зримого успеха эти фонды не добились. Может потому, что мало кто из инвесторов готов ждать 20-30 лет.
Как влияет изображение на цену? Портреты симпатичной женщины или ребенка стоят дороже, чем бабушки или обычного мужика. «Оранжевая Мэрилин» Уорхола продается в 20 раз дороже, чем такой же по размеру «Ричард Никсон».
Шкала цветов (от лучшего к худшему): красный, белый, голубой, желтый, зеленый и черный. Если картина Уорхола, то зеленый — исключение, в тройке дорогих. Яркие цвета дороже блеклых. Горизонтальные картины дороже вертикальных. У Буше голая женщина стоит 10 раз дороже, чем голый мужчина. Сюжет дороже, чем пейзаж. Натюрморт с цветами дороже, чем с фруктами. Цветы: роза дороже, чем хризантема. Спокойная вода дороже, чем во время бури. Кораблекрушение еще дешевле. Породистые собаки дороже дворняжек.Скаковые лошади дороже упряжных. Если на картине дичь, то чем дороже на нее охота, тем дороже картина. Рябчик втрое дороже утки. Коровы продаются очень плохо!
Вспоминается помещик Собакевич из “Мертвых душ”, который расхваливал Чичикову достоинства давно умерших крестьян, пытаясь повысить их цену.
Лайк, подписка, вас ждет много интересного!
П.С. Как китайцы пытаются пампить своих художников чтобы задорого продать их за границей расскажу в следущий раз. Схема, как с акциями — разогнать цену, создав историю и провенанс, а затем продать богатым коллекционерам.
Читайте еще:
История Стивена Коэна, самого скрытного трейдера-миллиардера и его хедж-фонда SAC. Рецензия на «Black Edge»Ш.Колхаткар
t.me/mosstart
dzen.ru/id/604f45ad58b6fc54086e78a8?share_to=link
и сама шутила: мама художник — горе в семье
она же ещё и политолог… и я женился на политологе, а потом как-то оказалось, что художник :)