Блог им. anatolyutkin

Печорский тракт 2021

Это рассказ о моем путешествии на велосипеде по Печорскому тракту, совершенному в августе 2021 года. Печорский тракт—это старинная дорога между Койнасом и Усть-Цильмой, построенная еще в 19 веке.


Печорский тракт 2021

В те времена трехсоткилометровый путь соединял большую землю в виде Архангельской губернии с отдаленными селами на реке Печоре—Усть-Цильмой и другими. Ныне Тракт потерял свою актуальность в связи с открытием нефти и газа в районе Ухты и, как следствие, возникновением путей сообщения к северному течению Печоры с южной стороны. В настоящее время эта дорога не эксплуатируется на протяжении многих десятилетий, лишь небольшой участок длиной 12 км используется как зимник до деревни Мыла.

Оглавление

Введение, посвященное истории и особенностям этого путешествия: страницы 2—6.

Подробный маршрут: страница 6.

Список оборудования, используемого в путешествии: страницы 7-14.

Еда в путешествии: страницы 14-16.

Хронологическое описание путешествия: страницы 17—218 (много фотографий).

Введение

  Я достаточно много катался по северам на машине. Вологодская область, Архангельская область, Карелия. Начинал еще в 2007 году на суперпроходимой тачке Daewoo Nexia и сама идея многодневного путешествия на автомобиле, когда едешь куда глаза глядят и куда хочешь—эта идея меня покорила сразу и на всю жизнь. Разумеется, реализация этого принципа посредством именно Нексии имеет массу минусов, связанных с плохой проходимостью этого автомобиля. Ну не едет она нигде, из-за этого и место под ночевку найти трудно, и проедешь далеко не везде и риски поломок велики. Поэтому потом была нива. Разумеется, полный привод гораздо лучше переднего, но к неподготовленной ниве очень применима старинная народная мудрость—чем круче джип тем дальше идти за трактором. Коварная это машина, может и застрять. И если застрянет, то будут мучения, полный привод—он ведь и садится по полной. Тогда я и понял простую истину—проходимец обязан быть с лебедкой. И дальше катался уже на простенько подготовленной ниве (шноркель-лебедка-блокировка в заднем мосту)—и дело пошло веселей. В принципе, эта конфигурация за счет малого веса и лебедки проезжает почти везде, куда вообще имеет смысл ехать. А это значит, что ехать можно с комфортом, не особо задумываясь о дорогах и местах для ночевок. Катись куда глаза глядят—это свобода, детка! Но как-то так получилось во время этого всего, что республику Коми я почти не захватил—а ведь там огромные пространства. Коми действительно огромна, значительно более тысячи километров в поперечнике в некоторых местах. И во время своих северных путешествий я часто рассматривал это бескрайнее море тайги и думал, что надо бы туда скататься. В общем, идея поехать именно в Республику Коми давно уже витала в воздухе. И вот как-то весной 2021 года я стал изучать вопрос—и чисто случайно наткнулся на Печорский тракт.
  Уже первое ознакомление привело меня в дикий восторг! Любовь с первого взгляда! Ну и вправду, если посмотреть на карте, где же находятся эти места с загадочными названиями—Усть-Цильма, Койнас—то становится понятно, что это далеко. Ну прямо совсем далеко и наверняка очень сильно безлюдно. Более полутора тысяч километров от Нижнего Новгорода, в основном на север и немного на восток. А еще ясно, что легкой прогулки по этому пути вряд ли стоит ожидать, замесы на видео из интернета очевидно знатные. Вот исходя из этих обстоятельств я и решил, что я туда хочу. Это же чистое здоровье! Хочу-хочу-хочу! Моя тема! Никогда не уходи от своих тем, вот мой девиз!
 Про Печорский Тракт в сети есть немало описаний автомобильных путешествий, я их изучил. Самое лучшее, имхо, от Кэп-Маршрут, а самое веселое—от d1als (и то и другое гуглится). Ну и другие отчеты тоже весьма интересны. Поизучав эти источники, стало очевидно что там все очень серьезно. Команда Кэп-Маршут в первом своем путешествии на трех 37 дюймовых патрулях страдала там очень изрядно. Впоследствии они прошли Тракт еще раз уже на 42 дюймовых колесах и без особых проблем—но то метровые с лишним колеса и опыт. Экспедиция d1als на двух 33 дюймовых МПС на мой взгляд, была на грани фола, одолели ситуацию чудом, везением и адским трудом. Что касается нив, то люди ездили на лифтованных нивах на 33 вроде колесах—развернулись через 20 километров и три дня страданий.
 В общем, через все публично описанные истории путешествий по Тракту красной нитью проходит тяжесть и труднопроходимость этого пути. Исходя из этого я постулировал, что главной, определяющей особенностью Печорского тракта является сочетание немалых, северных расстояний и северного же бездорожья (На фото ниже пример коврового болота—и не могу сказать, что это что-то экстраординарное для Печорского тракта. Я бы сказал, что подобных мест (а то и гораздо похлеще) на Тракте много. Конечно, я не знал этого на момент подготовки—но догадывался благодаря опыту тех, кто там уже был).

Печорский тракт 2021

  Отсюда главный вопрос—на чем проехать полторы тысячи километров по твердой хорошей дороге до Тракта и потом триста километров по практически отсутствию дороги на самом Тракте? Первый, очевидный ответ—построить экспедиционную машину, которой в общем-то под силу решить этот вопрос. Мне такое решение не очень подходит по причине дороговизны, а также очевидной неприемлемости движения одной машиной по суровому трехсоткилометровому бездорожью. Ну нельзя ехать в такие места на единственном автомобиле, поскольку риск в случае поломки это не просто оставить авто там насовсем, а еще и выбираться многие десятки километров на своих двоих. Такой риск недопустим, поэтому обязательна не одна машина. А это значит, что будет зависимость членов экспедиции друг от друга. А это уже не моя тема. Поэтому мне нужно что-то другое.
  И вот тут приходит идея—симбиоз автомобильного и велосипедного путешествия. Легкое и элегантное решение—погрузить велосипед на машину и сочетать плюсы и того и другого. Полторы тысячи проедем на машине, как уже много раз было. А триста—на велосипеде, вот и все.

Печорский тракт 2021

А почему нет, на веле я тоже ведь изрядно поездил. Нижегородская и Костромская области, бывали автономки на 400+ километров в достаточно суровом бездорожье на майские праздники, так что некая уверенность в себе у меня была. Собственно, проходимость вела определяется тем, что его можно поднять и неплохо отражается вот этой картинкой:

Печорский тракт 2021

По сравнению с любой машиной она абсолютная. Вел по проходимости круче любой не амфибийной техники. Круче ГТС и болотоходов и автомобилей на любых колесах. И в общем-то идея скрестить ужа и ежа, доехав докуда можно на машине, а потом на велосипеде—очевидна.
 Итак, на чем ехать понятно—машина плюс велосипед. Но теперь возникают другие вопросы. Собственно, главный вопрос—это масштабы. Масштабы эти—сто километров, на самом большом удалении расстояние до людей будет сто с небольшим километров. По хорошей дороге на хорошей машине чуть больше часа, а по Печорскому тракту сто километров это как минимум три дня, даже самые подготовленные команды не передвигались там быстрее. Как безопасно осуществить двухсоткилометровую поездку по полному безлюдью и серьезному бездорожью на велосипеде? Непростой вопрос. В моей практике максимальное расстояние безлюдья было 65 километров в Унжлаге. Но ведь на Печорском тракте расстояния гораздо больше.
  Прежде всего, специфика дальней езды на велосипеде—это жесточайшие ограничения на вес и объем. В машину можно запихнуть много чего, нужного и не очень. В вел—нет. Собственно, самое главное—это еда. Ее надо брать с запасом, я для себя решил, что на месяц. Значит, это триста граммов в день, то есть на месяц—десять килограмм еды. Такие лимиты позволяют использовать исключительно только сушеную пищу. В общем-то, технология высушивания хорошо известна и позволяет многое. Рацион у меня был прост—греча, макароны, сушеное мясо (усушивается 1:5 где-то по весу), шоколад, орехи, сухофрукты. Не скажу, что я идеально хорошо это продумал. Мяса было взято излишне много, а углеводов—излишне мало. Углеводы были, так скажем, низкого качества. Были и другие недочеты по еде, которые Тракт почти сразу и выявил. А вообще, на будущее надо бы о сублиматах подумать (Печорский тракт на велосипеде чем-то весьма похож на поход в горы—такие же требования к весу и объему, да и цена ошибки тоже немалая).

Кроме еды есть еще одежда и палатка. С палаткой проблем нет, велосипедная палатка у меня хорошая. А вот к одежде я отнесся не очень внимательно. Не полностью продумал обувь, не полностью продумал саму одежду. Ну и да, Тракт это почти сразу и выявил: ) Вообще, как показала практика, любой косяк в подготовке Печорский тракт выявляет быстро и нещадно. Да и не только Печорский тракт: ) 
  Ну вот и хорошо, допустим с едой-одеждой-палаткой некая картина рисуется и есть надежда что все получится. Но есть и другие принципиальные вопросы. Первое—медведи и лоси. И если у лосей главное не стоять на пути, то с медведями может быть сложнее. Медведей в тех местах немало, весьма немало. Ружьем я пользоваться не умею, да и тяжелое оно. Поэтому единственно возможное время путешествия—лето, когда в тайге полно еды. Конкретно—август, ибо уже полно грибов и ягод, и (что важно)—нет слепней. Слепней я не люблю, вот прямо очень не люблю. А также нужно издавать много звуков в тайге и неплохо бы иметь средства отпугивания зверей. Такие средства человечеству известны—это фальшфееры, а также есть еще перцовый газ. Конечно, страшновато от медведя фальшфеером отмахиваться—но моя интуиция и чужой опыт говорили мне, что этого вполне хватит для августа. Среднестатистический медведь обойдет стороной громкий резкий звук, если ты его издаешь. А больной злой недокормыш испугается резкого огня и дыма от фальшфеера.
 Второй вопрос—а что если. А что если сломаешь ногу, а что если заболеешь, а что если еще что-то? Собственно, даже за 20 км до человека это не очень приятно, а уж тем более за сто километров. Поэтому надо как-то решать эту проблему. В 21 веке обычный смертный может купить себе спутниковый телефон. Правильный спутниковый телефон работает везде, единственное что ему надо—отсутствие крыши, а с этим в тайге проблем нет. Следующая проблема—а кому, собственно, по нему звонить, если что? Нужен грамотный человек, который сумеет прислать помощь. Соответственно, такой человек был найден.
 Третий вопрос—электричество. Спутниковый телефон еще может проработать месяц, если не включать его часто—но навигатор нет. А без навигации в тайге нельзя. Поначалу мне это казалось непреодолимой проблемой—но потом решение нашлось. Фотобатарея со встроенным аккумулятором. Отлично себя показала, даже в высоких широтах и в пасмурную погоду вполне делает достаточное количество электроэнергии.
  Вот когда эти принципиальные вопросы были решены—я почувствовал в себе силу и готовность осуществить это путешествие. И стал собираться. Какая именно подготовка была, что использовалось, как и почему—можно посмотреть в списке оборудования на странице 208.


Маршрут

На машине: Нижний Новгород—Киров—Сыктывкар—Ухта—Ираель—Ижма—Усть-Цильма.

На велосипеде: Усть-Цильма—Рочево—Филипповское—Мыла—Фатеевская—Вальская—Сенская и обратно до Усть-Цильмы.

На машине Усть-Цильма—Нижний Новгород.

Расстояния: Нижний Новгород—Усть-Цильма 1700 км. Усть-Цильма—Филипповское 65 километров, асфальт+грейдер, дорога хорошая. Филипповское—Сенская 70 км Печорского тракта.

Продолжение (pdf формат, надо скачать к себе на устройство): drive.google.com/file/d/1…oK7BF_Ox/view?usp=sharing
★1
20 комментариев
Да ты герой! Прочту полную версию вечером. Хочу по Крыму поездить/походить. Главное в терминал IB не заходить, что очень будет напрягать.
Какая полная масса велосипеда со снарягой?
 Около года назад подписывался в инстаграме на канал ultralight. Так там Очень много снаряги облегчено донельзя. И стали у меня закрадываться мысли ходить в такие небольшие недельные походы с очень легким снаряжением. Конечно не по таким северным широтам.
 И спасибо за отчёт!
avatar
googlioner, Масса--это нервная тема этого путешествия: ) Изначально было 50 кг, что явно сильный перегруз для тех болот. Да и не для болот тоже. Не продумал я это толком, прямо скажу. Потом уже по ходу пьесы килограмм до 35 снизил--это уже норм, комфортно. Все это подробно описано в отчете. 

Юга от северов очень отличаются. Севера намного более суровые и требовательные к подготовке. 
avatar
офтоп конечно, но прикольный
Перевел в общую ленту
Тимофей Мартынов, Ты, Тимофей, русский человек, у тебя всегда есть исключения и нарушения твоих правил. Не зря тебя MadQuant обозвал нехорошим словом, когда ты его научный труд про эффективность вакцин кинул в ОФФтоп.)))
И нахера это здесь постить?!
avatar
ertt, Это не я :)
avatar
наконец-то… встречайте женские романы, повести о рыбалке… в ЧС придурков
avatar
YuYa, Ого, жестко. Прально, так и надо!
avatar
Интересное начало! Ни на каком ресурсе полный отчет не выложен? Только пдф качать?
avatar
barxanov, Ну там 218 страниц с фотками, не потяну все это залить в инеты.

Вообще, формат там ворд. Может, знаете ресурс, где можно публикацию методом копипаста из ворда сделать?
avatar
Мож, трехколесный вел?)
avatar
robomakerr, Ну как вариант, почему нет?: )
avatar

    Здорово! Но совсем всё продумывать не надо, надо оставлять не большой элемент риска, тогда адреналин и впечатления удваиваются, ну это, конечно, кому как))))! В этом плане Федор Конюхов-пример безбашенности и выносливости.

 А так супппер, Вы большой молодец!

Машковский Евгений, Да, согласен, все продумывать не надо, сто процентов. Но надо очень тщательно продумывать критические вещи. А вес--это (как выяснилось :) ) критично. Вес влияет на скорость и затраты сил, и, как следствие, на запас хода. Условно, с 50 кг весом пройдешь пятьдесят км, а с 35 кг пройдешь триста.
avatar
Снимаю велошлем шляпу
avatar
Aleksey Smirnoff, Спасибо: ) 
avatar
Спасибо за подробный рассказ, скачала и не спеша читала 2 дня..)) И очень понравилось! А про другие путешествия есть ещё подобные рассказы? Было бы интересно почитать.
Для истории подобные лонгриды можно по частям сохранять в ЖЖ или создать самый простой блог на blogspot. И там, и там все бесплатно, хранится вместе с фотографиями, хорошо индексируется и легко потом находится.
Благодарю за интересное знакомство с классным опытом! Желаю новых ярких и вдохновляющих путешествий!
avatar
Муррра, Спасибо, очень приятно: )

ЖЖ у меня есть, вот например путешествие на веле давнишнее: anatoly-utkin.livejournal.com/46202.html А вообще, там есть метка «Путешествия», по ней много чего есть. Например, Карелия.
avatar
anatolyutkin, спасибо большое, почитаю!
avatar

теги блога anatolyutkin

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн