Блог им. vasssilio

Почему не расшерили Делимобиль?

Намедни с треском провалилось IPO Делимобиля на Нью-Йоркской бирже.

Почему размещение не вызвало энтузиазма у инвесторов, несмотря на эталонные ESG-практики и скидку 30% на каршеринг за покупку 200 АДР? 


Делимобиль — самый большой каршеринг в России — 460 тысяч активных пользователей, 7,1 миллиона зарегистрированных пользователей. 

По состоянию на 31 декабря 2020 года в России было более 20 операторов каршеринга с общим парком почти 45 300 автомобилей и присутствием в 26 городах. 

Из них 25 000 автомобилей в Москве, 9 500 — В Петербурге. Москва, оказывается, по количеству шеринговых авто вообще впереди планеты всей: 

 Почему не расшерили Делимобиль?

У самого Делимобиля 18.000 авто, т.е. компания занимает более 40% всего рынка в России.

Также Делюмобилю принадлежит 600 авто под брендом “Anytime Prime” для долгосрочной аренды. Автопарк Anytime Prime состоит из автомобилей премиум-класса, включая топовые модели Mercedes-Benz, BMW и Porsche.
Выручка Anytime Prime пока настолько несущественна, что влиянием этого сегмента на компанию можно пренебречь. Да и экстенсивно расширяться ей по-сути некуда — вряд ли в условном Воронеже будет стабильный спрос на долгосрочную аренду Порше 911…

 Почему не расшерили Делимобиль?

Стратегия компании предполагает присутствие к 2025 году во всех городах России с населением более полумиллиона (таких у нас 38).

Сейчас сервис работает в 11 городах, опережая конкурентов BelkaCar, Яндекс.Драйв и CityDrive, которые представлены только в пяти, четырех и трех городах соответственно.

В августе 2021 года Делимобиль заключил опционные соглашения, которые предусматривают возможность выкупа D-Mobility Czech Republic sro, Carsharing. Club LLC и D-Mobility Kazakhstan LLC, которые управляют каршерингом в Чехии, Беларуси и Казахстане, соответственно. 

Несколько интересных фактов, которые можно почерпнуть из проспекта эмиссии компании: 

  • у Делимобиля 600 сотрудников, занятых ремонтом, тех обслуживанием и заправкой машин — почти 20 авто на одного человека,

  • среднее время в пути каршеринга в Москве 33 минуты при расстоянии в 12 км,

  • за 6 месяцев 2021 года на авто Делимобиля совершено 14,3 млн поездок (если умножить это на среднюю дальность, то получится  что пользователи обогнули Землю по экватору почти 13,5 тысяч раз за пол года) 

Почему же инвесторы не польстились на акции компании? 

Можно, конечно, говорить о нереальной дороговизне: диапазон цены размещения был $10-12, что соответствовало капитализации на уровне $ 0,7 — 1,1 млрд, можно начать высчитывать мультипликаторы и спорить о границах роста… 

Но можно всего этого не делать, а просто окинуть взором P&L: 

 Почему не расшерили Делимобиль?

Затраты на оплату кредитов стабильно выше валовой прибыли. 

Компания убыточна, и то, что даже масштабировав деятельность, сможет выправить свою экономику — спорный тезис. 

Задолженность по кредитам на конец июня 2021 года — 5,7 млрд рублей. 

Ставки по кредитам по информации из проспекта эмиссии — 17-18%. Это много, и на экономику проекта влияет драматически.

Если бы IPO состоялось, то деньги пошли бы на покрытие долгов, на развитие и экспансию их всё равно не хватит.

К слову, убыточны и все конкуренты. Но есть один нюанс — у Яндекса и Сбербанка деньги условно-бесконечны, а вот Делимобиль таким похвастаться не может. Компании срочно нужно становиться прибыльной, а дешёвых драйверов для этого нет. Более того, в проспекте эмиссии компания прямо пишет: 

“В прошлом мы снижали и можем продолжать снижать на менее устоявшихся рынках комиссии за бронирование или плату за услуги, и в прошлом мы предлагали и можем продолжать предлагать на менее устоявшихся рынках значительные стимулы для клиентов, скидки и рекламные акции, которые могут существенно отрицательно повлиять на наши финансовые показатели.”

На этом собственно, можно и заканчивать анализ. Лишь несколько дополнительных штрихов:

  • Delimobil Holding S.A. зарегистрирован в соответствии с законодательством Люксембурга 18 января 2021 года

  • Россия и Люксембург денонсировали соглашение об избежании двойного налогообложения. Поэтому, если когда-нибудь Делимобиль решит отблагодарить своих акционеров, то дивиденды могут пощипать налоговые обеих стран.


Ну а чтобы доверчивый инвестор даже и не мечтал о дивидендах, компания прямо написала в проспекте эмиссии: 

“Мы не ожидаем выплаты денежных дивидендов по нашим обыкновенным акциям в обозримом будущем.”

★4
29 комментариев
Возможно, потому, что пришла в голову мысль, — собирать деньги с людей, так явно, авто, и затем платить дивиденды другим людям открыто (ПАО) не очень смотриться.
avatar
Долгосрочного роста у этого бизнеса, нет, кто хотел попробовать уже поигрался (наверное не понравилось), плюс огромная конкуренция от разных яндексов и.т.д.  
avatar
Alexander, вероятно, тут схема будет ровно такая как с такси — Яндекс, Сбер и Мейл будут готовы нести убытки и демпинговать до тех пор, пока не «подсадят на иглу» значительную долю рынка. Карманы у них глубоки, а «экосистемы требуют жертв». Выживет ли в этой передряге Делимобиль — вопрос открытый…
Alexander, бизнес-то паганый, людей общипывать
avatar
Каршеринг очень опасная весч. Не дорос еще рос рынок до него.
avatar
В первой табличке с размером парка нет США, было бы интересно посмотреть на их стату. Как-то слабо верится, что Москва имеет самый большой парк шэринга в мире)
Дмитрий Качалов, полагаю, тут нет ошибки, ибо не думаю, что шеринг имеет слабый потенциал в США — там очень дешёвые авто + «одноэтажная америка» — целая культура владения авто. Поэтому модель шеринга для них не очень актуальна, понятна и близка. 
Василий Баранов, Хмм, может быть вы правы, да. Но все равно интересно, какой там парк, если города не попадают даже в топ-10. Гляну на досуге)
Дмитрий Качалов, в проспекте эмиссии говорится, что это общемировой топ: 
www.sec.gov/Archives/edgar/data/0001872309/000119312521295416/d181580df1.htm (стр. 132) 
Василий Баранов, Интересно, спасибо.
Зато при покупке 200 АДР через ВТБ давали 30% скидочку на машинки....
И свой саппорт с блекджеком и… живыми операторами :) (а не какими то там роботами!)
avatar
John Kane, скидка на услуги — это конечно здорово, но она как раз подтверждает тезис о ценовом демпинге и убыточности мероприятия 
John Kane, как переводится АДР?
avatar

Boris Britva, Американские Депозитарные Расписки. 

Это производный финансовый инструмент, расписка на акции, котирующиеся на другой бирже. 

Для физиков, пока не настало какого-то грандиозного краха, нет разницы — что акция, что расписка. Только если в налогах. 

John Kane, за попытку участия в IPO они дали 10% скидку и выделенную линию саппорта. 
avatar
Конкуренция в сегменте долгосрочной аренды растет например  со стороны предложения автомобилей по подписке.
avatar
Пилат, да, кстати не подумал об этом! аргументный аргумент! 

Но в бизнесе Делимобиля долгосрочная аренда несущественнна, так что это не то, что их погубит. Много других, более масштабных, проблем…
Соглашение об избежании двойного налогообложения денонсировано с Нидерландами, а не Люксембургом. Люксембург как раз согласился на наши условия и подписал изменения в соглашение. Налогообложение на уровне источника выплаты повысится, но опасности двойного обложения нет.
Ирина Чернецова, странно, Делимобиль о риске пишет непосредственно в проспекте эмиссии… ну, может я так плохо разумею английский, что неправильно понял =))) 
Ирина Чернецова, С Нидерландами ещё не доведено до конца. Объявлено, что денонсируют, но должны ещё проделать формальные процедуры, и неизвестно проделают ли.
avatar
Павел Гущин, всё уже известно с Нидерландами. Россия летом уведомила об одностороннем расторжении соглашения, с 1 января 2022 года оно прекратит своё действие.
www.interfax.ru/russia/771016
Ирина Чернецова, приятно, 
avatar
Почитал я достаточно историй, где народ описывал свои приключения после царапки на бампере арендованной машины.
avatar
Andrey, вот вот
avatar

Andrey, Каршеринг, видимо по-русски автодоли, обслуживание автомобиля находящегося в долевой собственности. Несколько, например 3, собственника у одного автомобиля и одновременно пользователя? Тогда царапина на авто, в отличие арендованного автомобиля, это проблема этих собственников и они, если хотят её устранить, договариваться должны кто будет платить за ремонт царапины. А каршеринговая (автодолевая) фирма только отремонтирует Не принадлежащий ей, а только обслуживаемый, автомобиль.

Это, видимо, тоже самое, что лет 15-20 назад отели на курортах за рубежём предлагали в собственность, поделённую на количество дней в году. Не приехать в отель и там снимать номер, а, например 20 дней являлись собственниками квартиры, приехали и с 01 по 20 июля эта квартира принадлежит тебе, а в следующие 15 дней другому человеку. 

Ничего хорошего. Долю налога надо заплатить за 20 дней тоже.

Доли во времени.

avatar
Павел Гущин, как бы всё логично. Вот только Автодолевая фирма назначает где именно будет чинить, а там цены огого. А три собственника выступают как дойные коровы.
avatar

Andrey, так про именно это. Им, если это именно так, не принадлежит, собственность чужая, но на вечном техобслуживании, и улаживание конфликтов между собственниками?

Отели-то, при таком подходе, в фактическом контроле персонала, а ответственность за всякие пожары, плата за содержание на собственниках.

avatar
Павел Гущин, о, да, таймшер!!!
Меня как-то году так в 99 выгнали с собрания этих зомби, когда стал считать насколько выгодней положить $15т/ на депозит, чем иметь месяц проживания в высокий (тогда почему-то называли красный) сезон в одной и той же халупе, но не иметь возможности вернуть эти бабки несколько лет )))  
avatar
Бессрочная акция от каршеринга: не заметь царапину на бампере и оплати стоимость капремонта двигателя в виде штрафа!
avatar

теги блога Василий Баранов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн